Касса Карабаса-Барабаса
15:33, 2 ноября 2011
Артистам - духовная пища, директору - материальная
Директор Саратовского театра оперы и балета Илья Кияненко написал ответ на статью «Кому - балет, кому - буфет», опубликованную в прошлом номере «Резонанса». Напомним, в материале приводились данные проверки областной счетной палаты. Согласно ним средний заработок 10 высокооплачиваемых управленцев (2 % от числа сотрудников театра) составлял от 70 до 271 тыс. рублей в месяц.
Между тем, практически все артисты и обслуживающий персонал получали от 4,6 до 17 тыс. В частности, зарплата артиста балета вместе со всеми премиями не превышает 10 тыс., певца хора — 6 тыс. рублей. Кроме того, мы привели примеры беспардонного начисления надбавок театральным менеджерам, факты сомнительного манипулирования цифрами в ежегодном отчете региональному министерству культуры о деятельности театра.
«Отповедь» от директора
Публикуем полный ответ г‑на Кияненко: «Как мне представляется, основная цель статьи - создать впечатление, что оклады директора театра и управленческого персонала установлены ими произвольно и неоправданно завышены.
Разъясняю следующее: моя зарплата, как и зарплата моих коллег - руководителей других театров Саратова и России, - определяется контрактом (трудовым договором), заключаемым с нами вышестоящей инстанцией - Учредителем. При этом учитываются: образование, стаж, профессиональный уровень и опыт руководителя, наличие у него правительственных званий и наград, результаты деятельности учреждения и тому подобные факторы, которые позволяют судить о потенциале руководителя сравнительно с его коллегами в регионе и России. Учредителю дано право путем официально оговоренных надбавок доводить зарплату руководителя до позиции, соответствующей его ценности для данного региона и учреждения. В соответствии с этим, как я понимаю, и была определена моя зарплата.
Зарплата административно-управленческого аппарата определяется директором согласно Постановлению Правительства Саратовской области № 519‑П от 26.12.2008 г. «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Саратовской области», пункт 2.3. Положение об оплате труда, утвержденное этим Постановлением, гласит: «Должностные оклады заместителя руководителя, главного бухгалтера, главного инженера, заместителя руководителя отдела учреждений культуры и учреждений образования устанавливаются на 5–10 процентов ниже должностного оклада соответствующего руководителя».
Никаких нарушений в определении размера зарплат административного аппарата театра актами плановых проверок с 2008 года по настоящее время не установлено.
Мне неизвестно, каковы зарплаты моих коллег в Большом и Мариинском театрах, в театрах оперы и балета Екатеринбурга, Новосибирска и других. Более того, я даже не знаю зарплаты моих коллег в саратовских театрах. Считаю неудобным их об этом спрашивать, т. к. полагаю, что материально оценивать их работу — прерогатива Учредителя, как это определено законом. Не знаю я также, имеет ли юридическое и моральное право опубликовывать их оклады газета «Резонанс». Но я знаю наверняка: мой оклад со всеми надбавками определен по закону учредителем, и ничего сверх того, что определено и отображено в бухгалтерских отчетах, за годы работы в театре я не получил.
Опубликованные в статье цифры полученных администрацией окладов во многих случаях приведены неточно в сторону завышения, по поводу чего счетной палате театром дано соответствующее разъяснение. Отдельные положения статьи носят откровенно клеветнический характер и содержат утверждения, порочащие мою деловую репутацию. Оставляю за собой право предъявить автору иск в судебном порядке.
Смысл статьи обнаруживается в четко сформулированной автором рекомендации: «Артистам пора призадуматься, нужен ли им балласт в виде кучки хапуг?» и, по-видимому, направлен на то, чтобы столкнуть коллектив с руководством театра, посеять в нем смуту, апеллируя к самому больному для каждого вопросу: персональная оплата труда. Этот вопрос многие годы является основной проблемой для руководства театра.
Оклады, установленные для работников театра, в том числе и артистического персонала Постановлением Правительства Саратовской области № 519‑П от 26.12.2008 г., крайне низки. Достаточно сказать, что средняя зарплата сотрудников театра по этим нормативам составляет всего лишь 5778 рублей. Руководство театра постоянно предпринимает все возможные действия, чтобы эту сумму увеличить. Практически все деньги, полученные театром за реализацию билетов, направляются на пополнение фонда оплаты труда. В результате на сегодняшний день уровень средней зарплаты в театре доведен до 12956 рублей, что более чем в 2 раза больше установленного. Конечно же, этого недостаточно. Даже если отобрать часть зарплаты у всего административного аппарата и поделить на 500 человек, на что явно намекает автор статьи, размер средней зарплаты в удовлетворительную сторону практически не изменится.
Ни один театр оперы и балета страны, объективно являясь крупным творческим организмом, не в состоянии с этой проблемой справиться самостоятельно. Не случайно именно музыкальным театрам первым Президент и Правительство России стали выделять специальные гранты на повышение зарплаты творческому составу. Специально подчеркиваю: на административный аппарат эти гранты не распространяются. Сейчас такие гранты получают только музыкальные театры федерального подчинения.
В настоящее время, благодаря активно возросшему творческому состоянию театра, усилиям руководства и помощи губернатора области П. Л. Ипатова, Саратовский академический театр оперы и балета один из первых нестоличных музыкальных театров России включен в список грантополучателей Правительства России на 2012–2014 гг., о чем нас проинформировало Министерство культуры России».
Комментарий редакции
Кияненко позабавил тем, что вывесил газету со статьей «Кому - балет, кому - буфет» со своими комментариями на всеобщее обозрение на доску объявлений в театре. Чем вызвал в нем негодование. Если многие сотрудники храма искусства до этого материал не читали, то их начальник облегчил задачу редакции донести информацию до всего коллектива. Оправдания директора настолько нелепы и саморазоблачительны, что он для своей репутации в глазах сослуживцев сделал еще хуже, чем если бы просто замолчал вопрос. А прислав письмо в редакцию, Кияненко сам позволил нам продолжить столь неприятную для него тему.
После публикации статьи в интернет-газете «Четвертая власть» форум под ней буквально взорвался от негодования. 99 % огромного потока комментариев поддерживали позиции редакции. Зрители и, судя по знанию обстановки изнутри, артисты возмущались столь разительной разницей в оплате труда управленческого персонала театра и остального коллектива. Достаточно привести лишь некоторые цитаты (стиль сохранен, отточиями заменены оскорбительные слова):
«КИЯНЕНКО и КОЧНЕВ… немеренно. Это доходы от сдачи аренды зала приезжим звездам. Концерты постоянно. Аренда по 200 тыс. и выше».
«Почему счетная палата и газета, а не следственный комитет? Где застряла прокуратура? Не увидел зарплаты х. руководителя Ю. Кочнева. Отсутствует даже упоминание о предоставлении квартир, выстроенных за счет аренды театра, спонсорской помощи и бюджета для себя, любимых».
«Директор донес до коллектива, что зарплаты в театре вполне приличные, например средняя зарплата артистов оркестра 13000 в месяц. Только при чем здесь средняя зарплата, если уровень оплаты труда в оркестре колеблется от 8000 до 10000. Подавляющее большинство оркестрантов получают именно столько. А что говорить про хор… Там еще меньше. Можно понять, почему такая зарплата у г‑на Кочнева, у г‑на Кияненко… НО ПОЧЕМУ НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КАДРОВ ПОЛУЧАЕТ ТАКИЕ ДЕНЬГИ???? Она в принципе ничего особого не делает. Чем она, собственно, занимается? Следит, когда у кого юбилей или другая памятная дата, и раздает команды инспекторам, чтоб они цветы дарили и поздравляли всех! И за это 100 000 в месяц? Ведущие солисты — вокалисты в театре — столько не получают. В таком случае пускай она выходит на сцену и поет сама, и аккомпанирует себе при этом. Вот тогда и пусть получает по 100 000. Это будет справедливо».
«Я работала и хлеще, когда танцевала и с растяжением ноги, и больной спиной! И получила за это 6000 рублей! А господин Кочнев и Кияненко сидели в кабинетах и думали, как бы убрать из репертуара спектакль и впихнуть аренду! Это нормально? Надо не в суд на журналиста подавать, а памятник поставить! А Кияненко и Кочнева уволить с позором!»
«Считаю лучшим вариантом борьбы обращение в суд. Нас считают низшим сословием, рабами, что нарушает статью 19 Конституции РФ. И нарушает нормы международного права. Ведь выплаты за… «повышение авторитета и имиджа театра среди населения» могли производиться многим, а выплачивались приближенным».
«Знаю точно, что на зарплату артистов не только прожить нельзя, а выжить не удастся! Вы посмотрите, кто на сцене работает. Молодежь вообще никакущая, хотя есть хорошие артисты, которые там работают лет 10! Но те, кто два-три года, — никак! Все уезжают в другие города! В хоре одни старики, и молодые кадры там теряются. Посещаемость балетных спектаклей намного выше, чем оперных. И это НИКАК не поощряется. В балете ребята и девчата работают в нескольких партиях, а получают только за одну!!!!»
«НА новогодний концерт нужно всему творческому коллективу уйти на больничный. Билеты, как всегда, распродадут, а выступать будет некому… Если, конечно, девочки из бухгалтерии не спляшут кан-кана, начальник отдела кадров им на рояле не сбацает!»
«Синюков (министр культуры Саратовской области, - авт.) заигрывает перед руководителями учреждений, потому что за 2 года «отсидки» в качестве министра так ничему и не научился! Большими зарплатами он покупает лояльное отношение к себе руководителей! Не зная специфики работы, невозможно владеть предметом управления, в данном случае отраслью культура! Его заигрывания и привели к таким плачевным результатам в отрасли, все разваливается. Вспомните Балашов, труппа объявила голодовку, пока не пнули Синюкова, он не пошевелился!»
Видите, г‑н директор, что о вас думают зрители и ваши работники? Даже артисты, люди хоть и эмоциональные, но в основном тихие, не склонные к конфронтации, не выдерживают узаконенного «отжима». А вы говорите «право имею!».
Разумеется, директор и руководство любого учреждения или предприятия должны зарабатывать больше. Но считаем, бессовестно получать суммы, в десятки раз превосходящие доходы сотрудников, у которых достаток ниже прожиточного минимума. И постыдно прихватывать всевозможные надбавки, как то за «повышение авторитета и имиджа театра среди населения» и пр. Аморально оправдываться условиями контрактов, заключенных с учредителем. Директор сам признает, что средняя зарплата в театре недотягивает до 6 тыс. рублей. Но в среднем с руководством - около 13 тыс. Так выходит, если взять доход директора и худрука - более чем по 200 тыс. и около того у других «эффективных менеджеров» - и разделить с учетом остальных сотрудников. Получается, артисты на содержание театра зарабатывают, а львиную долю денег забирает руководство, которое лишь персонал, обслуживающий творческих людей.
Нам артисты жаловались, что дирекция устроила фактически слежку за ними, ища поводы лишить премий. Причем не позволяют брать даже отпуск за свой счет, когда нет представлений, чтобы можно было подработать на стороне. Если кому это и удается, то втихаря. Артисты уже говорят о массовом уходе на больничный перед Новым годом. Поэтому они постоянно в поиске работы, и как только подходящий вариант отыскивают, переходят в другие театры или ансамбли.
Складывается впечатление: дирекции театра наплевать, что именно в нем танцуют и поют. Главное, чтобы в солистках ходила «непревзойденная» жена Кочнева. Отсюда и тот уровень исполнения, который хорошо видит даже несведущий в балетном и оперном искусстве зритель. На кого же будет публика ходить в скором времени? На директора с главбухом и кадровиком, «продвигающим» театральное искусство в массы? Или на концерты и антрепризы залетных московских звезд, собирающих залы, что, видимо, идет в премиальный зачет дирекции?
И как смешны нелепые угрозы Кияненко подать иск за «откровенно клеветнический характер статьи и утверждения, порочащие мою деловую репутацию». Во‑первых, материал основан исключительно на результатах официальной проверки счетной палаты. Во‑вторых, судиться с газетой - себе дороже. Это значит создавать на процессе постоянные информационные поводы для едких статей уже не только одному изданию, но и всему медиа-сообществу.
Так что дерзайте, уважаемый Илья Федорович, наш бескорыстный жрец муз!