Предчувствие бунта
10:00, 25 октября 2011
В России все отчетливее в обществе ощущается напряжение. Пока ничего вроде бы существенного не происходит, но общественная атмосфера электризуется, подобно тому, как происходит ионизация воздуха перед грозой. Начинаются первые слабые разряды, направленные в ближайших раздражителей. Так, как на днях прошли стихийные митинги в Брянске, на которые люди вышли протестовать против последствий ДПТ, в котором девица, ехавшая на автомобиле, сбила женщину с трехлетней дочкой, в результате чего ребенок погиб. Раздраженный народ требовал жестоко наказать виновницу, говорил о творящемся беззаконии, а в конце в толпе начали выкрикивать обвинения в адрес властей. Вот так, казалось бы, не связанный с политикой раздражитель начал выводить к первопричине накопившегося раздражения.
Акции протеста пока носят локальный характер и даже, в общем-то, не выплескиваются на улицу. Их я бы назвал протестами в скорлупе. К таковым можно назвать выход студентов истфака СГУ из профсоюза в знак протеста включения его в «ОНФ».
К партизанским акциям протеста можно причислить марание путинских баннеров, развешенных на остановках транспорта в Саратове, что, вероятно, происходит и в других городах. Когда нацлидеру символически пририсовывают рожки и «НЕТ» к двум строчкам лозунга «Слышать людей, работать для людей».
Это пока первые проблески протеста, которые в дальнейшем будут нарастать, выливаться на улицы и разряжаться отдельными всполохами.
В том же Саратове может возникнуть стихийный митинг, например, когда начнут демонтировать трамвайные пути в Мирном переулке. Или в каком-то ином месте по другому поводу, который напрягает людей.
Вот в Петровске уже много месяцев не прекращаются возмущения народа против местных властей. Но «ЕдРо» не то что не прекращает политический кризис, оно сознательно провоцирует его продолжение, невзирая на возмущения народные. Не удивлюсь, если в Петровском районе за «ЕР» проголосуют меньше, чем за КПРФ. Похожая ситуация и в Балашове, где правит отмороженный местный политсовет и где также не стоит ожидать массового голосования за партию власти, если обойтись без вброса бюллетеней или наглого переписывания протоколов.
****
В Советском Союзе акции протеста тоже сперва носили локальный и не массовый характер. Но довольно быстро обстановка начала закипать и стала неуправляемой. В феврале 1989 года в Саратове состоялся первый митинг, кстати, по поводу недемократично проведенных выборов. Собралось не так уж много манифестантов (от 100 до 500 человек), и они протестовали против советских порядков. Но через год площадь Революции стала заполняться десятками тысяч людей. И так было по всему СССР. А еще через полгода советская власть рухнула.
Интернет бушует, когда начинают обсуждаться вопиющие случаи беззакония или беспредела. Особенно возмущают ДТП с участием милиции, чиновников или богатеев, которых отмазывают следствие и суды. Недавно в Интернете прошла волна возмущений по схожему с брянским, но более вопиющему случаю, когда пьяный мент насмерть сбил девушку и парня, да еще и дерзко вел себя после этого. Такие интернет-волны возмущений можно назвать виртуальными митингами. Осталось только какой-нибудь инициативной группе кликнуть: «Айда на улицы!», и виртуальные протестанты обратятся во вполне осязаемых манифестантов.
Так произошло со стихийной организацией митинга с националистическим окрасом на Манежной площади, который стал самым массовым за последние годы. Митинг на Манежке был предвестником тех волнений, которые в любой подходящий момент при любом провоцирующем случае могут произойти в любом регионе. Люди выйдут протестовать за корректировки на отопление, которого нет, а дойдут до тандема (и не городского, а всероссийского).
Я не буду говорить о недавней волне, начавшейся с призыва в Интернете «Захвати Уолл-стрит» и прокатившейся по 82 странам призывами захватить какие-то другие города и объекты. Это была целенаправленная глобальная акция, и ее организаторами двигали несколько иные причины. Мы здесь говорим о стихийном начале волнений в России, никем не организованных и не продуманных, явившихся прорывом социального напряжения.
И сколько «Русских маршей» ни запрещай, они рано или поздно состоятся. И если сейчас в них готовы участвовать десятки людей, то тогда и митинг на Манежке покажется мелким. Это будут несанкционированные митинги, и власти не смогут ничего с ними поделать.
То же касается и митингов «31». Своими запретами власти лишь привлекают к протестующим внимание людей и вызывают к ним сочувствие. Чем сильнее давление, тем мощнее сопротивление.
В июне 42% россиян были готовы принять участие в акциях протеста, по замерам Фонда «Общественное мнение». Уже через месяц таковых оказалось уже 54%. Это протестная масса, которая пока ворчит о никудышной жизни на кухнях, в курилке или на лавочке. И понятно, что будет час «икс», когда наступит точка кипения или произойдет еще какое-нибудь вопиющее происшествие. Осенью опоросы на эту тему странным, но понятным образом прекратились. Зато стало много опросов о заоблачных рейтингах «Единой России» и доверии Медведеву и Путину.
Возможно, здесь нет противоречий. И рейтинги тандема действительно высокие. Просто люди готовы протестовать против тарифов на ЖКУ, роста цен и снижения доходов, в чем они видят вину местных властей.
Пока негодующие не до конца понимают, от чего происходят их социальные и материальные бедствия. Но скоро народ допетрит, что их проблемы не в Грищенко в Саратове (не в Собянине в Москве и т.д.), а в той коррупционно-бюрократической системе, которая его поставила во главе города. А эту систему создал Путин для укрепления своей авторитарной власти под законодательным прикрытием Госдумы, в которой «конституционно» управляет «Единая Россия».
Эту Думу подачками, запугиванием, наивностью граждан едроссы опять возьмут. Но, как показывает современная история, после победоносных выборов иногда правители и их партии вскоре вынуждены уходить под давлением возмущенного прозревшего народа. Как бы так и не случилось в России в 2012 году. Уже сейчас известно, что после выборов президента поднимут замороженные до поры тарифы на энергоресурсы, и монополистам с лихвой перекроют нынешние потери сверхприбыли. И уже запланировано сокращение социальных статей расходов. То есть доходы граждан реально будут снижаться как в натуральном выражении, так и в сравнении с инфляционным всплеском. И это мы еще не учитываем вторую, более жестокую волну мирового экономического кризиса, о неминуемости которого говорят все эксперты - неизвестно лишь время начала. Вот тогда-то и начнется подъем запоздавших стихийных акций протеста и неповиновения.
К сожалению, тандем и царедворцы пребывают в эйфории и уверены в любви и почитании народа или в силу машины подавления. Ладно бы если эта иллюзия погубила бы их самих, но она пагубна для самого государства. Потому как стихийные народные волнения никогда в России до добра не доводили.