Союз журналистов вступился за оштрафованный «Целинник»
15:39, 14 декабря 2009
«Уважаемый Николай Иванович!
Убедительно прошу Вас лично разобраться в ситуации с газетой «Целинник» Перелюбского района, руководитель которой по решению Вашего заместителя Л.Н. Борисовой должен заплатить штраф в размере 240 тысяч рублей. Ни размер штрафа, ни повод для вынесения такого постановления не адекватны нормам законодательства и духу закона. В чем административные нарушения маленькой заволжской газеты и почему на нее наложен штраф, равносильный по последствиям ее разорению – следует тщательно и беспристрастно разобраться и признать, на наш взгляд, ошибки ведомства, чтобы прекратить несправедливость и в будущем не допустить подобного.
«Целинник» первоначально был наказан по формальным признакам: в начале года в публикациях четырех небольших объявлений в двух номерах газеты (от 13 и 17 января) не было сноски «на правах рекламы» или «реклама». Это были типичные объявления об оказании услуг – по перевозке людей, об очистке выгребных ям, парикмахерских, строительных, ремонтных работах. Ни прокуратура, ни сотрудники антимонопольной службы не обратили внимания на самое существенное, реабилитирующее доказательство добросовестности наших коллег: объявлений были размещены в рамках, на полосе платных объявлений, стоимость за их размещение поступила в бухгалтерию редакции. Злоупотреблений нет, сознанием читателей газеты никто не манипулировал: они получили полезную информацию об услугах и контактах, где их можно получить. Никто из контролирующих органов не взял на себя обязанность провести разъяснительную профилактическую работу, вместе разобраться, чем отличается реклама от платного объявления. Вместо обязательного в таких случаях предупреждения – сразу два постановления о вынесении административного штрафа в размере по 40 тысяч рублей – за каждый номер газеты. Итого – 80 тысяч рублей – сумма для муниципальной газеты неприподъемная.
Причем при вынесении постановления не было обеспечено участие главного редактора Ю.И. Бычкова, то есть он был лишен права на защиту. Не согласившись с таким постановлением и усмотрев процессуальные нарушения, он обратился в арбитражный суд, который решением от 11.09.09 отменил оба постановления как вынесенные незаконно.
Вот тут бы чиновникам ведомства следовало остановиться, отказаться от метода «показательной порки» и перейти, наконец, к диалогу. Ведь аналогичные нарушения в тот же период были вынесены и другим редакциям. Надо было собрать всех редакторов для разъяснения положений законодательства, добросовестно заблуждающимся вынести предупреждения о тяжких финансовых последствиях, если подобные нарушения будут еще раз допущены. УФАС игнорирует решение суда и инициирует новое разбирательство по тем же самым нарушениям! Как можно иначе расценить новый виток, если не защиту чести мундира и месть тому, кто посмел обратиться (и выиграть!) суд?
При этом мстительность ведомства проявилась и в том, что к ноябрю «праведный гнев» достиг своего казуистического пика: в тех двух злосчастных номерах контролеры от УФАС нашли еще два аналогичных объявления и вынесли постановление по каждому из теперь уже шести объявлений (вместо совокупных двух номеров в мае!). Итого – за каждое нарушение по 40 тысяч рублей, получается 240 тысяч рублей, о чем поспешили разместить информацию на сайте УФАС по Саратовской области. Ее растиражировали некоторые саратовские и федеральные информационные агентства.
Интересная деталь: один из саратовских сайтов, не вдаваясь в детали случившегося, посчитал вину «Целинника» в том, что он опубликовал «заказные материалы». Не в том ли большая проблема как для медийного сообщества, так и для надзорных органов: недобросовестная реклама (в том числе и политическая) – явление социально и экономически опасное, коррупционное, а потому, естественно и сложнодоказуемое. Поэтому чиновникам легче «схватить за руку» законопослушного редактора, отрапортовать перед вышестоящими товарищами о своей бурной деятельности, чем пресечь факты манипулирования общественным мнением. Ведь часто под видом обычных журналистских работ идет скрытая реклама, а это большие деньги мимо кассы и налогов. Вот где надо искать преступников, в том числе против нашей профессии!
Редакция газеты «Целинник» предприняла ещё одну попытку остановить кистень чиновничьего произвола и вторично подала иск в Арбитражный суд Саратовской области. В течение двух дней, 7 и 8 декабря, ошеломлённые гигантскими штрафами судьи пытались найти компромиссное решение, которое удовлетворило бы обе стороны. Однако УФАС занял всё ту же жёсткую позицию по отношению к «Целиннику», ссылаясь на равенство всех перед Законом, и игнорируя здравый смысл. Было отказано истцу в удовлетворении жалобы, и теперь редакции нужно «выплатить» 240 тысяч рублей (а это почти 15% годового бюджета издания).
Юрий Иванович Бычков всю жизнь в журналистике, тридцать лет возглавляет «Целинник». Выдержат ли нервы моего коллеги такую явную несправедливость и давление? В марте газете исполнится 80 лет. Доживет ли «Целинник» до юбилея? Выдержит ли финансовый удар одна из старейших газет России? Где же здесь государственная целесообразность и здравый смысл?
Мы вместе с Ю.И. Бычковым глубоко переживаем случившееся и ждем справедливого решения. Ждем ответа от руководителя ФАС И.Ю. Артемьева, адекватного реагирования на изложенные факты от Вас, уважаемый Николай Иванович.
Скажите, положа руку на сердце: так ли уж велико «преступление» коллег, опубликовавших вот эти объявления без пометки «реклама» в газете «Целинник»?
1. «Газель». Перелюб – Самара – Перелюб. Понедельник, среда, пятница. Продажа билетов в киоске «Куры-гриль» (магазин «Новинка»). Справки и запись по телефонам 8-927-6239123, 8-927-2272438.».
2. «Уважаемые земляки! Свои услуги Вам предлагает ТАКСИ «ФОРСАЖ». В теплом автомобиле с музыкой, быстро и недорого доставим в любую точку Перелюба. Цена – всего 40 рублей. ОБР. ПО ТЕЛ. 8-927-9162922».
3. «МУП «Эра» оказывает услуги: ремонт и пошив швейных изделий, ремонт обуви, услуги парикмахерской, маникюр, обработка пиломатериалов, нарезка стекла, откачка выгребных ям Требуются ученики столяра, слесаря, по ремонту бытовой техники и холодильников. Обращаться: с. Перелюб, Дом Быта, тел. 2-16-68».
4. «Пассажирские перевозки. Перелюб – Саратов – Перелюб. Пятница, суббота, воскресенье. «Форд-транзит-люкс», 17 местный. Цена билета – 250 рублей. Обр.: киоск ИП «Чубарь В.Б.». Заказ билетов по тел. 8-927-1584904.».
5. «Пассажирские перевозки. Перелюб – Самара – Перелюб (через г. Пугачев). Вторник, четверг, суббота. Время отправления: 3.30, в воскресенье: 12.00. Продажа билетов в киоске возле магазина «1000 мелочей». Обр. по тел. 8-917-3275050, 8-927-1492594.».
6. «Пассажирские перевозки. Перелюб – Саратов – Перелюб. Ежедневно. «Соболь-люкс». Обр. по тел. 8-927-1024370, 2-22-80.».
По газетным меркам – это типичные объявления, причем только в двух из шести объявлений есть названия организации. Во всех – только адрес и номер мобильного телефона. Это вопрос сугубо теоретический – чем объявление отличается от рекламы. Но даже если это – реклама, а не платное объявление, то в чем же криминал? Только в том, что нет слова «реклама»? Но это же за рамками здравого смысла!
Аналогичная ситуация и с газетой «Зеркало-Информ», на которую также вынесено постановление об уплате штрафа в размере 160 тысяч рублей. За что? За три эпизода, из-за отсутствия пометки «реклама»: два на макетах, один в текстовом материале, посвященном строительной фирме. Еще один эпизод – в материале об этой строительной фирме не был указан какой-то важный адрес, который по закону о рекламе необходимо было опубликовать. Штраф за четыре эпизода на юридическое лицо – ООО «Редакция еженедельной газеты «Зеркало информ» – 160 000 рублей. Хотя по закону у ФАС была возможность оштрафовать должностное лицо – главного редактора или заместителя главного редактора – на 16 000 рублей. И такие прецеденты в практике ФАС были. На сайте ведомства опубликована информация о том, что в июле 2009 года за аналогичные нарушения они оштрафовали главного редактора Лысогорской районной газеты «Призыв» всего на 4000 рублей. Одним словом, такой выход из ситуации представляется законным и возможным. Но как и в случае с «Целинником» редакция наказана по максимуму.
Газета «Зеркало» является убыточным предприятием, как и 99 процентов печатных изданий в России. Штраф такой величины приведет к банкротству издания, в котором работает около 15 человек, в их числе, например, матери-одиночки. Люди останутся на улице, встанут на биржу труда – и государство заплатит им пособий на гораздо большую сумму. Кроме того, в связи с закрытием предприятия бюджет потеряет ежемесячно аккуратно отчисляемые налоги. Удивительно, что в тот момент, когда президент страны Дмитрий Медведев говорит о необходимости бережного отношения к малым и средним предприятиям, о том, что недопустимо душить их штрафами, налогами, изводить проверками, государственная структура – Саратовское областное управление ФАС – занимает антигосударственную позицию.
Газета «Зеркало», как и «Целинник», не получили сверхприбыли за названную рекламу, отсутствие значка не привело к каким-либо катастрофическим, непоправимым последствиям. То есть степень тяжести нарушения никак не адекватна строгости наказания.
Журналистское сообщество готово вместе с финансовыми органами искать компромиссы, руководствуясь общественными интересами и целесообразностью требований, принятыми в правовом государстве. Наша организация имеет опыт проведения обучающих семинаров для работников СМИ. Через журналистов можно организовать распространение правовых знаний для всего населения. Мы вправе рассчитывать на возможность конструктивного диалога и здравый смысл чиновников контролирующего органа, чтобы предупреждать возникновение конфликтов».