Транспорт и дорожное хозяйство разделили из-за груза нерешаемых проблем
13:20, 16 января 2025
Вчера, 15 января, была завершена процедура реорганизации министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на два ведомства. Создано министерство дорожного хозяйства и министерство транспорта. Возглавлявший прежнее единое министерство Алексей Петаев стал министром транспорта, а исполняющим обязанности министра дорожного хозяйства назначен Сергей Никитин, который до этого занимал должность начальника управления развития автомобильных дорог министерства.
Разделение транспорта и дорожного хозяйства в структуре областного правительства прокомментировал председатель комиссии по контролю за ремонтом дорог, дворов, общественных территорий и объектов соцсферы областной думы Вадим Рогожин.
«Разделение министерства на два отдельных ведомства имеет оправленную целесообразность. Дорожная инфраструктура и транспортное обеспечение – все-таки разные сферы. В данном случае, Алексею Петаеву не позавидуешь, поскольку у министерства дорожного хозяйства есть большой дорожный фонд. А министерство транспорта остается без денег, а проблем с транспортным обеспечением очень много. Чем оно должно заняться прежде всего? Междугородние перевозки саморегулируемы и рентабельны, они управляются соответствующим государственным транспортным предприятием. В это направление можно сильно не вмешиваться. Появляется новое транспортное направление – речные скоростные перевозки. Здесь нужно организовать эффективную работу. Есть внутригородские перевозки, которые регулируются конкурсами. Здесь проблемы есть, но они не критические. Перевозки рентабельные, а там где нет – применяются брутто-контракты. Здесь нужна лишь координация перевозчиков», - отметил депутат Саратовской областной думы.
Он считает, что Петаеву необходимо сосредоточится на внутрирайонных перевозках.
«Это кризисная проблема. Она не решается многие и многие годы. В некоторых районах области внутренние перевозки почти отсутствуют. Особенно остро это касается сел, которые расположены вдали от трасс. По проверкам областной прокуратуры, 30 маршрутов, которые связывают села с районными центрами, не работают. Это только то, что нашла прокуратура. Перевозчики просто не хотят брать эти маршруты из-за убыточности. Я и многие мои коллеги в думе не раз ставили вопрос о том, что нужно вводить субсидии на перевозку сельских жителей, которые фактически отрезаны от городов. Они вынуждены нанимать такси , чтобы поехать на рынок, в районную больницу, получить какую-то справку в администрации. В основном жители сел – это старики, которые получают маленькую пенсию (так вот несправедливо случилось, что сельским труженикам, которые десятки лет отпахали в колхозах, начисляли низкую пенсию). Отсутствие автобусных перевозок – это нарушение прав сельских жителей. Если это дело убыточно, что выпадающие доходы должно покрывать государство из областного бюджета. Это должна быть защищенная социальная статья расходов», - сказал Рогожин.
По его словам, неоднократно обсуждался вопрос создания ГУПа по таким перевозкам, идея была одобрена, но потом – забуксовала.
«Петаеву нужно работать в этом направлении. На это нужно сотни миллионов рублей, которых в областном бюджете как бы нет. Но это не значит, что можно закрыть глаза на проблемы сельских жителей. Транспортное обеспечение – это одна из главных злободневных и острых проблем», - заметил депутат.
Другим немаловажным вопросом, по его мнению, является объединение в единое обслуживающее предприятие транспорта школ и медицинских учреждений районов. Этим организациям приходится в одиночку заниматься получением лицензий, проводить осмотры, ремонтировать машины. А всем этим могло бы заниматься единое обслуживающее предприятие.
«Пока эта проблема застряла на уровне обсуждения и не ушла дальше предложения о создании автотранспортных муниципальных предприятий, которые были в прежние времена. Да, теперь формы управления муниципальным хозяйством изменились. Но нужно искать приемлемые формы», - подчеркнул Вадим Рогожин.
Кроме того, он пожелал будущему министру дорожного хозяйства Сергею Никитину наладить контроль за состоянием дорог, который в последнее время сильно ослаб.
«Важно не только отремонтировать или построить дорогу, но содержать ее таким образом, чтобы она не развалилась до окончания гарантийного срока. У нас сейчас ситуация складывается так, что дороги разваливаются сразу после истечения гарантии и их нужно заново капитально ремонтировать. Из-за неправильного обслуживания и содержания в Саратовской области, по оценкам областной прокуратуры, только 40% дорог отвечают нормативам. Мы тратим десятки миллиардов на ремонт дорог, чтобы больше было дорог в нормативном состоянии, а ситуация только ухудшается. Парадокс или бесхозяйственность? Или это халатность? Этим нужно заниматься новому министерству и новому министру», - подытожил Рогожин.