На земстве держится земля Российская

Что такое местное самоуправление и как его нужно преобразовать

13:48, 16 декабря 2024

В конце прошлой недели в Государственной думе  прошло жаркое обсуждение законопроекта о реформе местного самоуправления. Этот законопроект вынес на обсуждение председатель комитета по госстроительству Павел Крашенинников. Он предлагал унификацию органов муниципальной власти, то есть ликвидацию двухуровневой системы – районных и поселковых муниципальных образований, чтобы всю власть сосредоточить в районной администрации. Председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе разговора высказал свою позицию, усомнившись в целесообразности кардинальных преобразований в структуре муниципальной власти.

Его речь прозвучала в закрытом режиме, но депутаты от Саратовской области предоставили «Четвертой Власти» запись выступления Вячеслава Викторовича.

«Вот уйдет орган местного самоуправления из села, а село потом с чем останется? Там, вы хотите сказать, что школа останется, ФАП останется, дом культуры останется? Да нет! 30% населения в селе проживает. Вот ночью что случилось, куда жители идут? К главе поселения. Пожар - куда идут? К главе поселения. Вот у нас есть проект замечательный, мы его обсуждали, просили увеличить финансирование на социальное развитие села. А как мы его будем развивать, если там не будет местного самоуправления? Мы вообще думаем об этом? Оно на себя берет большое количество проблем. Часть вопросов они сами решают, а часть переходит на районный уровень. Это особенность страны. Вопрос архиважный и ключевой – это наличие органов местного самоуправления», - сказал Володин.

Крашенинников, который лоббировал этот законопроект, вошел в конфликт со спикером и даже дошел до словесных оскорблений. На что Вячеслав Викторович ответил, что он всех уважает и любит, и напомнил: если хочешь сохранить отношения, лучше их не выяснять.

В результате разговора Володин предложил отложить рассмотрение законопроекта на неопределенное время. И это решение было поддержано депутатами.

***

Первый вопрос, который у меня возник, когда я ознакомился с законопроектом Крашенинникова, был: « А знают ли его разработчики, как функционирует муниципальная власть? Ездили ли они по регионам, по селам, общались ли с сельчанами прежде, чем вносить предложения о кардинальных изменениях структуры местного самоуправления? Или они далеки от народа?» Я хочу подключиться к дискуссии о преобразовании муниципальной власти и выскажу свое мнение о том, что такое муниципальная власть и как она функционирует. Что в ней нужно менять и чего трогать нельзя.

Я как депутат от сельских территорий, которые составляют основу моего одномандатного округа, расскажу на своем опыте, что такое муниципальная власть в селах и поселках и чем она занимается.

Россия – общинная страна. Есть такое исконно русское понятие – земство. На нем держалась российская власть еще в эпоху великих князей. Она была основой власти царя. Первый из царей, кто придал земству особое значение, был мудрый Иван, прозванный Грозным. Высшим органом власти был Земский собор. Собирался редко, но решал судьбоносные вопросы развития страны. Россия огромна, и управлять ее территориями из Москвы тяжело. Даже тяжело из столицы губернии. Поэтому российская власть всегда опиралась на местное самоуправление. Тот же помещик был всегда спокоен, потому что в его деревне была самоуправляемая община, которую возглавлял староста. Община организовывала порядок. И только если было какое-то несогласие - обращались к суду помещика: «Барин приедет, нас рассудит».

Местное самоуправление в новейшей истории России вышло из тех традиций. Основу вертикали власти составляют муниципальные образования. Они могут быть поселкового или городского типа. Далее по вертикали – районное муниципальное образование с исполнительным органом – районной администрацией. Глава поселкового МО – это и представитель власти, и скорый помощник, и отец, и друг. Кто как не глава может прийти к сельчанину и душевно с ним поговорить, выслушать наболевшее, помочь чем может? Глава МО – это неотложник. Это главный по неотложной хозяйственной помощи. Он и пожарный, и слесарь, и водитель, когда нужно срочно фельдшера привезти к больному сельчанину, пока неотложка из райцентра едет. Он же организатор помощи погорельцам, сборщик гуманитарной помощи на фронт. Он занимается всем. Даже тем, чем заниматься не должен. Но кто, если не он?

Приезжаю в одно село и нахожу главу на столбе. Нет, не висящем, хотя от такой работы и повеситься можно. Он там фонарь подключает. И говорит мне: у меня, конечно, допуска к этим работам нет, но энергокомпания требует тысячи рублей за подключение одного фонаря, а у меня таких денег нет, вот и приходится самому лезть и устанавливать.

Скажу, что ко мне редко обращаются за помощью главы района – наверное, гордость не позволяет признаться, что они не справляются сами, или сами справляются, поэтому мне не звонят. В основном ко мне обращаются депутаты местного собрания или глава МО. Ему не зазорно. Потому что порой больше и обратиться не к кому. Глава района скажет – иди решай проблемы сам. Так как обязанностей главе МО дали много, а в деньгах ущемили. Если сельцо маленькое, то и бюджет его мизерный. Вот и приходится лезть на столб, вешать фонарь, лезть в капот пожарной машины, чтобы ее починить, так как пожарная часть в селе также находится в сфере его ответственности. Глава МО отвечает за воду, канализацию (если есть), освещение, пожарную безопасность. Как почистить родник, как найти пастуха для стада коров, как договориться с фермером, чтобы он зимой чистил дорогу в селах. Этим будет ли заниматься глава района?

Глава МО отвечает также за содержание дорог. Уже несколько лет в Саратовской области реализуется программа по ремонту сельских дорог. Я знаю, как главы трепетно относятся к проходящему ремонту. Ко мне неоднократно обращались главы, зная, что я веду проект «Дорожный контроль», за консультациями и просьбами приехать, проинспектировать – правильно ли ремонтируют дорогу. Благодаря такой заботе многие дефекты, брак на дорогах удалось исправить до подписания акта выполненных работ. Главы занимаются подготовкой и реализацией инициативных проектов, это когда областной бюджет дает деньги при софинансировании МО и жителей. Это замечательная программа, которая позволяет реализовать самые нужные проекты в селе – водообеспечение, детские и спортивные площадки и т.п. Глава собирает сход и люди решают, что нужно делать прежде всего. Потом все скидываются, и глава выполняет.

Если глава хороший, помогает людям – он авторитет в селах, его уважают. А так как он олицетворяет власть, то и власть в его лице больше любят.

Хороших глав МО нужно продвигать по службе. И они покажут свою эффективность на другом уровне, так как знают чаяния народа и приземленное хозяйство. В моем округе такие примеры есть, когда главу МО назначали главой района. И он себя проявил с хорошей стороны. Это происходит почему-то крайне редко, но это нужно делать.

Слава богу, глава МО действует не один. В селах есть помощники. Правда, они в основном выдают справки и ведут амбарные, то есть хозяйственные книги. Практической хозяйственной деятельностью не занимаются. В каждом селе есть старосты. Это чисто общественная должность. На нее выбирают человека опытного, авторитетного в селе, он помогает улаживать проблемы, конфликты, собирает граждан.

Как без такой организации село будет существовать? Если власть в районе отдать на откуп исключительно главе райадминистрации, то начнется разбалансировка. Глава и его чиновники не знают, что конкретно сейчас нужно в том или ином селе. Сельчане вряд ли будут рады такой реформе, при которой они останутся одни при далеком главе района, когда не будет возможности быстро обратится за решением проблемы к представителю власти на местах. Сельчане будут подозревать, что глава района больше денег будет выделять райцентру, а про их село забывать. Такое сейчас напряжение есть по преобразованию сельских школ в филиалы.

Считаю, что полномочия органов местного нужно расширять. Нужно  принимать закон не об оптимизации путем сужения местного самоуправления, а изменять порядок финансирования муниципальных образований, вводить изменения в налоговый кодекс, чтобы местному самоуправлению больше выделяли денег. Всё равно постоянно идут субсидии на погашение долгов МО,так не лучше ли сразу законом расширить источники доходов?

При этом зарплата главы МО не такая уж большая. В пределах средней зарплаты по области. И то, это она была поднята после того, как несколько лет назад Вячеслав Володин, озаботившись плохим материальным состоянием глав МО, указал областной власти поднять им зарплату. Это было сделано. Хотя, может быть, такой зарплаты при имеющейся нагрузке и недостаточно. Полномочия и обязанности специалистов в селах также нужно расширить.

Считаю, что нужно принять национальный проект «Сбережение сельского населения». В рамках его улучшить федеральные программы по культуре, образованию, здравоохранению. Вводить протекционизм малому и среднему бизнесу, который запускает предприятия в селах. 

Без муниципальных образований села провалятся, их и так скудное развитие вовсе прекратится. Поэтому мы, депутаты - и государственные и областные, - должны беречь свой народ, укреплять народовластие на местах.

Вадим Рогожин

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

государственная дума рф, вячеслав володин, вадим рогожин, павел крашенинников

оставить комментарий