Война по расписанию

Пословица гласит: чем богаче двор, тем злее должна быть собака. Российская армия выглядит как тощая облезлая шавка, которую нерадивый хозяин, вместо того чтобы кормить, норовит пнуть по любому поводу. Страшно представить, каким будут наши войска спустя все

14:25, 23 сентября 2011


В области полностью разрушена система высшего военного образования

Среди российских регионов наша губерния выгодно отличалась развитой системой высшего военного образования: Вольское высшее военное училище тыла, Балашовское высшее военное авиационное училище, Энгельсское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО, Саратовское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск им. Героя Советского Союза генерал-майора Лизюкова, Саратовский военный институт радиационной, химической и биологической защиты и Военно-медицинский институт. Многие выпускники этих вузов в свое время стали Героями Советского Союза и России, награждались медалями и орденами за заслуги перед Отечеством. Но это в прошлом.

Приказано уничтожить
Набор в военные вузы страны сокращен до минимума. В 2009-м Миноборны в шесть раз уменьшило заказ на подготовку офицеров. А в минувшем году набрали всего несколько сот человек. В нынешнем цифра вообще мизерная. Да собственно, и учиться будущим офицерам практически негде. В нашей области, как и в целом по России, мощная система высшего военного образования сведена на нет.
От Советского Союза нам досталась одна из самых лучших в мире систем подготовки офицеров. Только в нашем регионе каждый год вузы выпускали более 2,5 тыс. высокопрофессиональных кадровых военных. Учебные заведения обеспечивались всем необходимым, новейшие, а подчас уникальные образцы вооружений доставлялись в офицерские аудитории в первоочередном порядке.
Одним из первых в области, еще в 1994 году расформировали Энгельсское училище ПВО. Балашовское летное училище, некогда считавшееся ведущим в подготовке пилотов не только военной, но и транспортной авиации, закрыли в 2002-м. На его базе создан учебный авиационный центр подготовки летного состава дальней и военно-транспортной авиации Краснодарского военного авиационного института. Сегодня центр продолжает существовать в составе Краснодарского высшего военного авиационного училища. Заметим, единственного в стране, где еще готовят военных летчиков.
Военно-медицинские институты также пали жертвой разрушительной реформы армии. Еще в 2008 году Минобороны объявило о расформировании большей части таких вузов. В 2009-м Саратовский военно-медицинский институт реорганизовали в филиал Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Не прошло и полугода, как та начала освобождаться от филиалов. Саратовский и Самарский исчезли в минувшем году, Томский ликвидируют до конца нынешнего, а Государственный институт усовершенствования врачей Минобороны - в 2013-м. Их функции перейдут к академии и госпиталю им. Бурденко.
В лучшие годы в Саратовском военном институте биологической и химической безопасности было до 3 тыс. курсантов. Старейшее военно-учебное заведение страны готовило уникальных специалистов по безопасному хранению и уничтожению химоружия и кадры для предприятий химической промышленности. Но оказалось, что современной армии столько таких специалистов не нужно. Институт фактически ликвидировали, присоединив к единственной оставшейся в стране Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. маршала Тимошенко в Костроме. Уже поступившие в саратовский ВУЗ курсанты получат ее дипломы, его гражданские преподаватели перешли в СГУ и СГТУ.
Многие преподаватели института стояли у истоков создания современного химического оружия, отдали училищу не один десяток лет, а их практически выбросили на улицу. Научная школа не возникает мгновенно, ее невозможно создать по приказу. Поэтому престижность вуза и качество образования определяются, прежде всего, возрастом самого заведения и школы.
Другой вопрос, который все еще висит в воздухе: кому достанется огромная территория института? Этот комплекс зданий и по сей день - собственность Минобороны. Целый городок с учебными корпусами, курсантскими общежитиями, столовой, автопарком… В конце августа, пока решался вопрос об освоении территорий, на которые претендуют РПЦ и ГУВД области, появилась новость. Ее озвучил ректор Саратовской консерватории Лев Шугом:
- Министерством обороны подписан приказ о передаче 9-этажного корпуса на 1 Дачной, ранее принадлежавшего Саратовскому училищу химзащиты, под общежитие для студентов консерватории.
Ну, пусть хоть музыканты порадуются!

Курс молодого бойца
Кадровое изобилие молодых офицеров появилось не вчера, и какой ситуация будет через четыре-пять лет, никто не знает. Если сейчас не наберут курсантов на офицерские должности, в будущем мы, конечно, столкнемся с их дефицитом. Учебные потоки в вузах и выпуски офицеров специалистов должны быть непрерывными и ежегодными. Именно этим достигался высокий уровень боеготовности Советской армии. Не случайно тому, что сейчас происходит с военным образованием, уже дали хлесткое наименование «смердюковщина».
С первых шагов реформы начали говорить о нерентабельности военных училищ. Между тем любое образование стоит очень дорого, военное особенно. Это связано, прежде всего, с использованием в обучении вооружения, военной и специальной техники, расходы на изготовление и эксплуатацию которых составляют миллионы. Кроме того, курсанты находятся на полном государственном обеспечении, получают денежное содержание, значительно превышающее стипендии студентов гражданских вузов. Суммируя эти показатели, можно вычислить примерную стоимость обучения в военном заведении: порядка 600 тыс. рублей на человека в год. Но это в среднем. Для летного училища цифра достигает уже миллиона.
Печальную судьбу всего саратовского военного корпуса разделило ракетное училище. Его расформировали в 2003 году. Курсанты разъехались доучиваться в военные академии в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань. Сейчас на месте училища действует региональный учебный центр подготовки специалистов для ракетных войск и артиллерии, дислоцируется воинская часть.
Впрочем, судьба центра тоже под вопросом. Есть данные, что готовятся сократить и его, но официально подтвердить это никто из саратовских военачальников не взялся. Подобных центров в России всего три — на Дальнем Востоке, во Владимирской области и Саратове. Планируется оставить два. На чью голову упадет приказ Минобороны о расформировании?

В тылу как в тылу
Вольское высшее училище тыла теперь называется филиал Санкт-Петербургской военной академии тыла и транспорта. За его судьбу можно быть спокойным - оно одно из немногих не слишком затронуто реформами. Вообще в СССР было всего два тыловых училища - в Вольске и Нижнем Новгороде. С началом военной реформы нижегородское расформировали и оставили только наше. Вольское училище пережило многие потрясения. Но уцелело, поскольку находится в глубоком тылу!
В прошлом году в Ульяновске закрыли военно-технический институт, один из старейших в России. В нем готовили военных инженеров, специалистов по горюче-смазочным материалам и тыловиков снабженцев. Три года назад в вузе прекратили набор студентов. Оставшиеся два курса - четвертый и пятый - отправили доучиваться в Вольск.
Вольское заведение в 2010 году попыталось было открыть новые специальности: «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», однако Рособрнадзор ему отказал. Как говорят в таких случаях, не было бы счастья, да несчастье помогло. Наше училище вошло в Военную академию тыла и транспорта. С нового учебного года теперь уже  в Вольском филиале питерской академии введены дополнительные инженерные специальности. Пока только для тех, кто прибыл из Ульяновска и доучивается последний год. Филиал готовит офицеров продовольственной и вещевой служб, службы горюче-смазочных материалов, железнодорожных войск для силовых ведомств - МВД, ФСБ, МЧС. Однако набор курсантов сокращен до минимума. Уже третий год принимают только для внутренних и погранвойск. Если раньше брали на обучение 550 курсантов, то в минувшем году взяли лишь 120. В нынешнем был целевой набор только для полиции. И всего 57 человек!
В Академии Генерального штаба когда-то мечтали учиться офицеры всех армий мира, настолько престижной она была. Но в новом учебном году в нее набрали из Вооруженных сил всего 11 человек. Что уж тут переживать за Вольск! Значительное сокращение коснулось преподавательского состава - урезали 60% штата.
Сегодня в Вольске доучиваются всего 1500 курсантов. Впрочем, ходят разговоры о передислокации Военной академии тыла и транспорта из Петербурга в этот райцентр. Таким перспективам можно позавидовать. А пока в училище процветает спецфакультет для иностранных граждан. Но все, что касается его деятельности, — коммерческая тайна.

Равнение на штатских
Система военного образования исчерпала былой запас прочности. Ее реформы выглядят попыткой усовершенствовать часовой механизм ударами лома. Почему такое произошло, вопрос риторический. За последние 10 лет сменились шесть министров обороны и семь начальников Генштаба. И каждый подвергал ревизии предыдущие планы. Но главное - ведомственная программа не позволяет привлекать для реформирования Вооруженных сил науку с фундаментальными исследованиями, промышленность с оборонными отраслями, образование, строительный комплекс…

Пословица гласит: чем богаче двор, тем злее должна быть собака. Российская армия выглядит как тощая облезлая шавка, которую нерадивый хозяин, вместо того чтобы кормить, норовит пнуть по любому поводу. Страшно представить, каким будут наши войска спустя всего 10-15 лет…

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

армия, сокращение военных учебных заведений