Кондуктор, не жми на тормоза. Цифровизация транспорта в Саратове должна продолжаться

Пассажиры скажут только спасибо, если транспортная инфраструктура региона хоть немного приблизится к столичному эталону

13:20, 27 ноября 2024

Начало цифровизации в общественном транспорте Саратовской области было положено  в 2018 году, когда прошли первые эксперименты с безналичной оплатой проезда на электротранспорте.

Транспортная карта «Поехали» пробно запустилась в октябре 2020 года. В отличие от «рогатых» коллег, автобусы в новую эпоху вступать не спешили. Нововведения в них отставали на год-другой. Перевозчики явно затягивали цифровизацию как можно дольше, попутно отправляя регион в число отстающих. Частные компании неохотно расставались с «наличкой», за счет которой предприятия жили, занижая  собственные финансовые показатели. Полученной с «нала» неучтенной прибыли хватало всем: и водителям, и  кондукторам, и директорам. С безналичной оплатой такой фокус не пройдет. Даже переход в 2022 году с отрывных билетов на льготные электронные карты перевозчики встретили в штыки. Собранные с льготников отрывные билеты можно было «перекидывать» с городских маршрутов на пригородные, за счет чего получать более высокую бюджетную компенсацию. Но жесткая позиция губернатора Саратовской области Романа Бусаргина калитку для махинаций превозчикам закрыла. Пластиковые карты были введены, а недовольство транспортников погашено постепенным увеличением компенсации. Данный шаг обеспечил выведение из теневого оборота бюджетных денег и наконец-то сделал субсидирование льготников прозрачным.

Именно введение льготных транспортных карт предопределило вектор развития цифровизации общественного транспорта в регионе на годы вперед. Это позволило создать полноценную экосистему безначичной оплаты, вокруг которой можно и нужно дальше развивать направление. Насколько полезным и востребованным для пассажиров оказалось нововведение, можно понять по статистике.  За период с декабря 2022 по октябрь 2024 года количество транспортных средств, где можно оплатить льготной картой, увеличилось на 53%, количество задействованных в льготных перевозках маршрутов — на 24%, количество абонементов в месяц — на 23%, а количество поездок - на 28%.

Не прошло и двух лет, как губернатор анонсировал, что с 2025 года льготные карты можно будет использовать не только в трамваях, троллейбусах, автобусах, но и электричках, а так же на водном транспорте. Транспортной картой могут воспользоваться ветераны труда, дети из многодетных семей, дети-сироты и другие категории - бесплатно, школьники и студенты среднеспециальных и высших учебных заведений - с 50% скидкой от стоимости поездки. При этом количество поездок в электричках и внутриводном транспорте будет не ограничено.

С приходом цифровизации на общественный транспорт доля оборота наличных денег ожидаемо резко сократилась. Такая тенденция наблюдается по всей России. По данным «СберТройки», в Туле доля безналичной оплаты в 2024 году составила 98%, Горно-Алтайске - 97%, Курске и Воронеже - 96%, в среднем по стране - порядка 90%.

Регионы-передовики — Москва, Санкт-Петербург, Московская область шагнули вперед и уже вовсе отменили оборот наличных денег внутри транспортного средства. С одной стороны, это повысило безопасность и удобство для пассажиров, с другой - свело к нулю злоупотребления с «наличкой» со стороны водителей и кондукторов.

Главным аргументом за введение подобной системы стал принцип — безопасность и комфорт. Когда водитель отвлекается на прием денег и выдачу сдачи, это может негативно отражаться на безопасности дорожного движения. Система высадки через переднюю дверь создает неудобства пассажирам, которые в час пик по набитому транспорту пробираются к заветному выходу. Работа кондуктора в переполненном транспорте также не способствует комфорту людей, порой становится невозможным даже оплатить проезд. Многоминутное обилечивание через переднюю дверь вызывает задержки в графике движения и создает помехи участникам дорожного движения, провоцируя пробки из-за эффекта бутылочного горлышка на дороге. 

С запретом оборота наличных денег внутри транспорта поломалась и система выбивания с пассажира денег по принципу «терминал не работает, платите наличкой» или «везу только за наличные». Если терминал не работает, пассажир едет бесплатно. Прекратились и конфликты с водителями на почве слишком крупных купюр или наоброт слишком мелких монет. За прием наличных водителю грозит штраф. Таким образом, неучтенные деньги на транспорте как атавизм бесконтрольных  90-х перестают существовать в принципе. 

В Москве переход на бескондукторную систему и отказ от оборота «налички» с одновременным контролем пассажирапотока в транспорте привел к росту выручки почти на 40%. Это говорит о масштабах потерь бюджета при свободном обращении денег на транспорте. С такими цифрами согласуется и происходящее в Саратове. По  некоторым оценкам, доля неучтенных поездок за наличные средства в нашем городе доходит до 34%. Несложно прикинуть, что в год только за счет подвижного состава «Саратовгорэлектротранса» и автобусов на брутто-контрактах потери составляют сотни миллионов рублей. Ввиду этого отказ от оборота «налички» в транспорте видится не только неизбежным, но и необходимым. Непрекращающийся рост безналичной оплаты пассажирами вкупе со стремлением властей сделать отрасль перевозок прозрачной неминуемо приведут к напрашивающимся изменениям.

Постепенно путь передовых субъектов РФ придется пройти всем, и Саратовская область - не исключение. Что характерно, здесь наш регион имеет довольно сильные позиции. Цифровая база для перехода на новый стандарт у региона уже создана, а значит, возможность подтянуться к регионам-лидерам является делом техники. При том, что в прямом, что в переносном смысле слова. Оснастить транспорт  для удобства оплаты терминалами у каждой двери и наконец обеспечить высадку/посадку во все двери не представляется сложной задачей. Экономия за счет отказа от кондукторов окупит установку валидаторов всего за пару-тройку месяцев. С формами оплаты проезда: банковскими картами,  проездными и льготными картами, бесконтактной оплатой с телефона - проблем не возникнет. Поломать голову придется только с обеспечением единоразового проезда для крайне редких случаев, когда человек принципиально не пользуется цифровыми сервисами. Но это тоже не относится к категории неразрешимых проблем.

Разумеется, введение «бескондукторной» системы не может идти отдельно от создания эффективной системы контроля. Это потребует оснащения подвижного состава технологией учета пассажиропотока и создания автоматизированного центра, куда будет оперативно стекаться вся информация по работе транспорта. На выходе это позволит в режиме «онлайн» отслеживать уровень оплаты, загруженности, соблюдение графиков и в целом качество перевозок и их безопасность. Достоверная и полная информация о реальных пассажиропотоках поможет гибко настраивать процесс работы общественного транспорта в городе. Конечно, такие преобразования потребуют от бюджета определенных вложений, но в сравнении с полученными за их счет сотнями миллионов дополнительного дохода они будут «копеечными».

При наличии «Саргорэлектротранса» и автобусных маршрутов с брутто-контрактами обкатать новую систему и оценить ее эффективность труда не составит. Пассажиры скажут только спасибо, если транспортная инфраструктура региона хоть немного приблизится к столичному эталону по комфорту и удобству.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

транспорт

оставить комментарий