Сами себя напугали. Как чиновники играют на руку «Ситиматику»

Вместо радикальных шагов, направленных на выведение региона из мусорного пике, чиновники выдают нелепые оправдания бездействию

12:52, 21 ноября 2024

Фото: администрация Кировского района

Курирующие мусорную отрасль чиновники правительства Саратовской области смотрят на проблему саботажа «мусорной реформы» с позиции заложников мусорного монополиста - регионального оператора «Ситиматик». Вместо радикальных шагов, направленных на выведение региона из мусорного пике, чиновники выдают нелепые оправдания бездействию.

Итогами последних лет работы «Ситиматика» в нашем регионе стали нескончаемые жалобы на вывоз мусора со стороны абонентов по всей области, бесконечные прокурорские проверки, тяжбы с садовыми товариществами, разбирательства с муниципалитетами по вопросу кто и что должен вывозить, проваленный раздельный сбор мусора и качество абонентского обслуживания, ставшее из рук вон плохим. На более высоком контуре проблем вырисовывается 3-летний провал инвестиционного проекта, 5-летнее невыполнение плана по сортировке мусора, нехватка мощностей, нарушения природоохранного законодательства. Подробно об этом было написано в нашем сентябрьском материале.

О возможности расторжения договорных отношений с несправляющейся со своими обязанностями компанией заявляли: председатель Государственной думы Вячеслав Володин, на постоянной основе депутаты Саратовской областной думы, Общественная палата региона. Бурное негодование граждан в социальных сетях и приемных вылилось в сбор подписей за смену «Ситиматика» на госпредприятие. Найти причину, по которой коммерсанты должны остаться в регионе, не представлялось возможным. Салат из бардака и недовольства, казалось, неминуемо приведет к расторжению договора. Данный шаг со стороны правительства региона казался неизбежным. В Саратовской областной думе в качестве первого шага предложили «бескровный» в плане финансовых затрат способ наведения порядка в мусорной отрасли — расторжение с «Ситиматиком» договора концессии. Это позволило бы вернуть полигоны с их инфраструктурой в ведение предприятия ГУП «Концессия». Но даже такой мягкий вариант правительством, судя по всему, не рассматривается.

Завесу тайны, почему так происходит, приоткрыл на собрании фракции «Единой России» куратор отрасли - министр природных ресурсов и экологии Константин Доронин. Причина, по которой власти не прорабатывают вопросы расторжения, кроются в боязни, что регоператор в ответ на изъятие полигонов увезет из региона технику по вывозу отходов, и все тут же рухнет. На покупку новых мусоровозов в областном бюджете денег нет. Сумма единовременных затрат, так пугающая чиновников, обозначается в районе 3-4 миллиардов рублей. Такие цифры действительно выглядят устрашающе и многих могут отпугнуть от давно назревшего шага. Правда, если разобраться в ситуации, на деле они оказываются обычной пугалкой, глубоким заблуждением, или, что еще хуже, умышленным искажением.

Все дело в том, что договоров у правительства с «Ситиматиком» несколько. По одним компания является регоператором (своей или арендованной техникой вывозит мусор, собирает платежи), а по другому - концессионному соглашению - управляет полигонами и их инфраструктурой. Это не связанные друг с другом договоры. Их объединяет только одно: в обоих случаях стороной сделки выступает фирма «Ситиматик». Таким образом, расторжение концессионного соглашения не ведет к расторжению договора с регоператором, а значит, и вопрос о многомиллиардной закупке техники в повестке стоять не должен.  ГУП «Концессия» является единственным настоящим владельцем полигонов «Ситиматика», как и всей выстроенной по договору инфраструктуры. Именно ГУП и отойдут объекты после расторжения договора концессии.

Фактически для правительства региона это бесплатная возможность взять под свой контроль мусорную отрасль. Наконец-то можно будет объективно оценить реальные показатели сортировки и захоронения, нивелировать текущий провал реализации «мусорной реформы» и самостоятельно обеспечить освоение инвестиционной составляющей тарифа. Кроме того, от деятельности полигонов регион может получать дополнительную прибыль на развитие инфраструктуры за счет продажи отсортированных фракций мусора на вторичную переработку. Из цепочки платежей абонент - утилизатор можно будет исключить бизнес-составляющую, которая неминуемо присутствует при наличии в ней коммерческой организации. В отличии от частников, которые во главу угла ставят извлечение прибыли, госпредприятие приоритетом выбирает социальные факторы, напрямую увязанные с достижения целей федеральной реформы по обращению с ТКО.  От таких изменений регион получает ощутимые плюсы. Смысла в управлении государственными полигонами частной фирмой на данный момент нет. Тем более, в ситуации, когда «коммерческое» управление приносит сплошные проблемы.

Слышать от чиновников-кураторов опасения на тему того, что «Ситиматик», обидевшись на отнятые полигоны, не захочет оставаться регоператором, увезет из региона технику и оставит нас на произвол судьбы, не менее удивительно. Им гораздо лучше нас известно, что согласно п. 41 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора. Эта же норма прописана в соглашении правительства Саратовской области с «Ситиматиком».  Таким образом, никуда регоператор не денется и будет выполнять свои договорные обязанности, пока ему не найдут замену. В данном случае позиции региона защищены законом. Гораздо сильнее чиновников должен волновать вопрос, что будет, если «Ситиматик» стремительно обанкротится, предпосылки к этому имеются в виду его глубокой закредитованности. На этот случай правительство обязано прорабатывать вопрос с «запасным аэродромом».

Вместо конкретных шагов по разрешению кризисной ситуации под соусом искаженной реальности транслируется мысль, что работа с «Ситиматиком» - вынужденная и безальтернативная мера ввиду скудности бюджета. Как видим, это не так.

Своей позицией кураторы мусорной отрасли не только расписываются в беспомощности, но и ставят себя в прямую зависимость от коммерческой структуры. Добровольно идут в заложники. И даже профессиональная гордость тому не помеха. С таким подходом целей «мусорной реформы» точно не достичь, порядок не навести и разгневанное население не угомонить. Попытка оправдать бездействие невразумительными отговорками невольно вызывает вопрос: вы на кого работаете?

Надеемся, что губернатор Саратовской области Роман Бусаргин, как и депутатский корпус, критически отнесется к позиции подчиненных и сделает правильные выводы, исходя из реально складывающейся ситуации. В которую, между прочим, регион заведен регоператором на фоне многолетних безрезультатных попыток выстроить с ним конструктивное взаимодействие.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

ситиматик, жкх, константин доронин, правительство саратовской области

оставить комментарий