Одна слава на двух Слав: есть ли противостояние Володина и Суркова?
10:05, 22 сентября 2011
На прошлой неделе в России завершилась грандиозная политтехнологическая битва, имеющая отношение и к Саратовской области, которую, правда, из обывателей мало кто заметил, а теперь, после событий с партией «Правое дело», тем более не заметит. Только московские политологи оценили аппаратную схватку между двумя федеральными тяжеловесами – политиками первой величины: на предвыборном фронте столкнулись интересы Владислава Суркова и Вячеслава Володина. Пересчитав залпы и жертвы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день счет 1:1.
Итак, интрига завязалась 7 сентября, когда депутат Государственной Думы, первый заместитель руководителя ЦИК партии «Единая Россия» Валерий Гальченко на брифинге сделал заявление: мол, «Общероссийский народный фронт» свою миссию уже исполнил, и теперь его избирательный штаб можно смело закрывать, передавая все бразды правления избирательному штабу «ЕР». Самое интересное, что выступление Гальченко известно лишь в пересказах и комментариях – оригинал обнаружить так и не удалось. Что ж, бывает такое: иногда неудобные новости вдруг исчезают с медиаполя…
Из «фронта» в тыл
В общем, основным материалом на эту тему стала публикация интернет-издания «Газета.Ru», вышедшая вечером, 7 сентября под громким названием «Фронт» сдал». Издание прямо сообщило о том, что у «Единой России» «останется только один предвыборный штаб – партийный». Причем, практически все политологи, которым было предложено обсудить заявление Гальченко, нашли решение о ликвидации штаба ОНФ логичным и разумным. Более того, даже некий активист фронта Вячеслав Лысаков заявил ресурсу, что в федеральном координационном совете ОНФ «считают перемены закономерными и своевременными». Глубже всех копнул политолог Станислав Белковский: «Это залп из орудий Суркова по позициям его неприятеля Володина, но не победа».
Дело в том, что ОНФ, которым фактически руководит вице-премьер Вячеслав Володин, «нечаянно» залез на «поляну», «которую традиционно курирует первый замглавы администрации президента Владислав Сурков», а именно – стал заниматься ходом предвыборной кампании «ЕР». Думается, злого умысла здесь не было, просто инерция: многие годы Володин занимался выборами в должности секретаря президиума генсовета «Единой России».
Гальченко – не последний человек в «ЕР» (он отвечал в партии за политтехнологическую поддержку выборов в регионах) – мог уловить раздражение Суркова по этому поводу и сделать выводы. Правильные или нет – теперь уже не узнаем. Подтолкнуть его к мысли о переносе центра тяжести с ОНФ на «ЕР» могло состоявшееся накануне назначение: с 6 сентября новым полпредом в Центральном федеральном округе вместо назначенного главой Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко стал начальник управления внутренней политики администрации президента Олег Говорун. Его считают правой рукой Суркова, а назначение связали с необходимостью усилить предвыборную работу в Москве и Московской области. Журнал «The New Times» указал на то, что именно Говорун «занимался, в том числе, деньгами партий - курировал оперативную связь с банками, участвующими в теневой системе финансирования парламентской кампании-2007, так называемой черной кассе Кремля».
По мнению политолога Белковского, решение, кто придет на смену Говоруну, должно было стать «симптоматичным признаком перевеса сил в ту или другую сторону»: «Если место Говоруна займет человек Суркова, значит он близок к победе. Если же человек Володина или президента Дмитрия Медведева, значит, Сурков сдает позиции».
Пока сохранялась интрига, политологи принялись активно обсуждать превращение фронта в тыл. В той же публикации «Газеты.ру» бывший кремлевский политтехнолог Глеб Павловский объяснил, что «ОНФ сыграл против партии власти, запутав избирателя, поэтому удаление неудачного проекта с предвыборной сцены можно только приветствовать». Политолог Евгений Минченко в эфире телеканала «Дождь» практически повторил ту же мысль: «Пока «Народный фронт» дополнительных очков «Единой России» не принес. То есть, то о чем говорили, что произойдет скачек рейтинга, этого не произошло. Это первое. Второе – очень сложно, когда есть два управляющих центра, и гораздо логичнее, если бы был один предвыборный штаб. Плюс, конечно, есть конкуренция. Понятно, что Суркову идея «Народного фронта» не очень нравится, а Володину нравится, и понятно, что есть какие-то аппаратные противоречия». Закрытие штаба ОНФ, на тот момент принятое как факт, он назвал ситуативной победой Суркова.
«The New Times» процитировал аналитика Михаила Тульского, который также коснулся темы противостояния политиков первой величины: «Володин раньше был под Сурковым, а тут он стал слишком самостоятельно себя вести. Закрытие штаба вернуло Володина на свое место - под Сурковым». Александр Рыклин в «Ежедневном журнале» вволю поиронизировал про «всегдашний и неизбывный российский мотив – по-быстрому спилить бабла и разбежаться», которым, по его мнению, и был рожден ОНФ. «В стане Суркова празднуют победу, оттуда доносится громкая музыка и веселый девичий смех. В лагере Володина, напротив, царит уныние. Окрестности Белого дома оглашаются сегодня стенаниями, громким надрывным плачем и воплями отчаяния. В чем легко может убедиться любой случайный прохожий, не говоря уже о жителях Красной Пресни. (Несколько жалоб поступило в местную префектуру.)», - описывал ситуацию аналитик.
Некоторые прокремлевские комментаторы, похоже, излишне всерьез восприняли ситуативное усиление Суркова и побежали впереди паровоза. К примеру, о своих словах, сказанных интернет-проекту KM.RU, мог уже пожалеть публицист Егор Холмогоров: «Строго говоря, никакой катастрофы тут нет абсолютно, поскольку в ОНФ принимали участие более-менее «карманные» организации. А те организации и физические лица, которые «не карманные», довольно быстро испытали разочарование. И я полагаю, что это стало еще одним фактором сворачивания этого проекта. Ведь сейчас еще есть шанс, что к выборам об этой затее избиратели вообще забудут; будет меньше обиженных и недовольных тем, что ими этот ОНФ даже никак не заинтересовался».
Ничья?
Однако и саратовец не лыком шит, что и было доказано уже 8 сентября. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков официально заявил, что слухи о конкуренции между штабом «Народного фронта» и традиционным руководством «Единой России» сильно преувеличены. «Дискуссии, которые мы читаем в некоторых интернет-изданиях, некоторых печатных изданиях, относительно, скажем так, тяжбы за главенство между штабом партии и штабом фронта - это ничто иное как спекуляция», - прокомментировал Песков.
Активизировался и сам Вячеслав Викторович. На заседании штаба «Общероссийского народного фронта» 10 сентября Володин поручил фронтовикам оперативно подключиться к решению задач, поставленных Владимиром Путиным на межрегиональной партийной конференции в Череповце 5 сентября. Предвыборную программу фронта, куда войдут и эти задачи, штабу «ОНФ» было поручено завершить 18 сентября. Через пару дней тема была продолжена. «Коммерсантъ-Online» пересказал ход совещания по поводу совместных действий ОНФ и «Единой России» на выборах в Госдуму. Песков снова объяснял, что никто никого не закрывает: «Мы объясняли, что такое «фронт» и чем он отличается от партии, рассказывали о несостоятельности заявлений о том, что «фронт» умер, что «Единая Россия» убивает «фронт» - или, наоборот, «фронт» убивает партию. Были и практические вопросы, например, как эффективно взаимодействовать со СМИ, как вести политические дебаты и в целом избирательную кампанию».
Следующий ход был за Сурковым, и он состоялся ровно в той плоскости, посматривать на которую советовал политолог Белковский: 12 сентября новым главой управления по внутренней политике администрации президента был назначен Константин Костин. Это еще более сурковский человек, чем сам Говорун, у которого он работал замом, отвечая за работу со СМИ. «В отличие от Говоруна, который воспринимался лишь как ретранслятор позиции Суркова, Костин считался практически «младшим партнером» первого замглавы администрации», – сообщила «Газета.ру». «Переход Костина означает, что, по крайней мере, в рамках предстоящей избирательной кампании команда Суркова сохраняет свои позиции», – объяснил вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский в интервью «Новой газете».
Однако точка в этой истории еще не была поставлена. Случилось как минимум еще одно событие из ряда «Сурков vs Володин»: 14 сентября газета «Ведомости» сообщила о том, что ньюсмейкер Гальченко «может покинуть предвыборный штаб «Единой России»: в партии недовольны его работой и вызвавшими скандал заявлениями о «Народном фронте». Позже в партии информацию об отставке подтвердили официально, правда, уточнили, что Гальченко сложил с себя полномочия по собственному желанию.
Пока продолжения событий не последовало (видимо, история со съездом «Правого дела» поглотила все внимание). Возможно, ситуация так и застынет в стадии «ничья», тем более что сам конфликт, объективно говоря, реально существует только в комментариях политологов. Никакого подтверждения от той или другой стороны по этому поводу так и не последовало. Опровержения, впрочем, тоже.