География жалоб на платежный бардак «Ситиматика» и «Саратовэнерго» расширяется
12:00, 28 октября 2024
Количество районов, в которых фиксируется проблема несвоевременной доставки платежек коммунальными организациями, увеличивается. Об этом свидетельствуют жалобы, поступившие в редакцию «Четвертой Власти» после нашей прошлой публикации, в которой сообщалось о проблемах в Аткарском и Федоровском районах. Под огонь критики населения попали мусорный монополист «Ситиматик» и электрический гигант «Саратовэнерго». Закон обязывает поставщиков услуг доставлять абонентам платежные квитанции не позднее 1 числа каждого месяца, а потребителей - оплачивать их до 10-го. На практике это происходит далеко не так, и процесс обрел хроническую форму нарушений, ставших для районов привычной нормой.
Активистка Светлана Ланцева из Заводского района, выступающая за смену регионального мусорного оператора, рассказала корреспонденту «Четвертой Власти», что квитанции «Ситиматика» уже продолжительное время приходят абонентам с существенным опозданием. По ее словам, платежные документы предоставляются местным жителям после 15 числа каждого месяца.
Помимо этого, она отмечает, что в целом мусорная ситуация изо дня в день становится только хуже, поскольку контейнеры продолжают заполняться, а освобождать площадки и ликвидировать образовавшиеся свалки никто не торопится.
К слову, данная проблема касается не только Заводского района. Не первый год буквально в ежедневном режиме в социальных сетях публикуются фотографии саратовских контейнерных площадок, превращенных в свалки.
Светлана Ланцева также подчеркнула, что жертвами своеобразного отношения к своей работе «Ситиматика» стали не только жители Саратова, но и люди, которые проживают в отдаленных от административного центра районах и небольших населенных пунктах.
Ее слова подтверждает жительница села Салтыковка Ртищевского района Надежда Скорик. «Оплату услуг требуется произвести до 10 числа, однако необходимые для этого документы приходят со значительным опозданием – в 20-х датах. Ездить каждый раз в Ртищево, чтобы получить дубликат, не представляется возможным. Производить плату приходится заранее, поскольку в противном случае начисляются пени за просроченные дни», - отмечает женщина.
Схожие проблемы существуют не только с мусором, квитанции за электроэнергию от «Саратовэнерго», по словам Надежды, тоже приходят с неясной периодичностью, «когда как».
Упоминание «Саратовэнерго» в связке с «Ситиматиком» далеко не случайно. Электрический гигант на протяжении нескольких лет занимается заодно и абонентским обслуживанием клиентов «Ситиматика», включая формирование и рассылку квитанций. Т.е. выполняет далеко не профильную и не первоочередную для себя работу. И если у компании не получается в срок доставлять свои собственные квитанции, то с чего бы квитанциям «Ситиматика» приходить раньше? Регоператора данная проблема, кажется тоже не особо смущает, потому что на протяжении долгих лет ничего не меняется. Решить «мусорные» проблемы на местах в районных отделениях «Саратовэнерго» у местных жителей тоже не получается, для этого им рекомендуется ехать в Саратов на ул. Валовую, где на всю область работает в полной мере единственный офис абонентского обслуживания. В конечном итоге «жертвами» договорных отношений между двумя монополистами, по обыкновению, становятся простые граждане.
Аналогичная ситуация сложилась в поселке Степной Советского района, где квитанции также приходят не вовремя. Подробнее об этом рассказала местная жительница Оксана Мушдагаева, которая отметила, что начисления в полученных с опозданием документах произведены неправильно. При этом уровень оказания «мусорных» услуг в поселке ничем не отличается от Саратова, поскольку контейнеры переполнены, а любые попытки разобраться в ситуации через местный пункт абонентского обслуживания в офисе «Саратовэнерго» приводят только к тому, что жители слышат очередное: «Это не к нам».
«Мы также периодически обращаем внимание на то, что квитанции за другие ЖКУ тоже приходят не вовремя. А было такое, что некоторые и вовсе не доставляли. Потом, разумеется, через определенное время платежку приносят, но уже с пенями. Что нам в такой ситуации делать? Квитанции не было, мы не знаем, какую сумму заплатить», - сетует Оксана.
Жительница Степного подчеркнула, что регулярно кроме документов за услуги по мусору с опозданием приходят и платежки за свет. Следовательно, и в данном населенном пункте «Саратовэнерго» совместно с «Ситиматиком» не могут наладить гарантированный законом процесс своевременной доставки населению документов на оплату услуг.
Понять монополистов можно. Конкурировать за абонентов им не нужно. Стимулов улучшать работу по их обслуживанию нет. Жилищный кодекс, надо понимать, - не уголовный, бояться тоже особо нечего. Ну, побурчит население, повозмущается, все равно никуда не денется и принесет копейку за использованный ресурс. Если бы, например, «Саратовэнерго» являлась компанией, которая получает доход за качество выстроенной с населением работы, и от этого зависела судьба организации, наверное, подход бы изменился. Недаром федеральное министерство строительства и ЖКХ прикладывает усилия для создания прозрачной и удобной для потребителей системы расчетов за коммунальные услуги, при которой не поставщики ЖКУ занимаются расчетом и сводом информации о начислениях, а наоборот, при которой за поставщиками осуществляется по сути дополнительный контроль.
Но в текущей парадигме проблем с обслуживанием населения хватает, особенно в районах, и, к сожалению, проблемы носят системный характер. От того, что они не на слуху и не считаются самыми актуальными, проблемами все же быть не перестают так же, как не перестают приносить неудобства гражданам. Вопрос этот, как и многие другие, требует пристального внимания со стороны надзорных органов, депутатского корпуса и правительства Саратовской области. Проблемы ЖКХ у нас в регионе без участия властей не разрешаются по умолчанию.