«Каштан» Курихина вырубят под корень
09:30, 23 августа 2024
Арбитражный суд Саратовской области принял решение истребовать в государственную собственность здание галереи «Каштан» на ул. Вавилова, 6/14 и землю под ним. Резонансность этого решения не только в прецеденте экспроприации частной собственности, а в том, что это здание является одним из ключевых и любимых бизнесов развенчанного и осужденного олигарха Сергея Курихина. Помещения «Каштана» сдаются в аренду кафе, банкам и другим заведениям. Экспертиза оценила этот актив в 2 млрд руб. Это еще один сокрушительный удар по бизнес-империи некогда весьма влиятельного человека в Саратовской области, который имеет богатый багаж деяний и шлейф из 90-х годов.
Горький «Каштан»
Сейчас галерея «Каштан» и земля под ней формально принадлежат матери Сергея Курихина – Надежде Шиловской. Изначально земля оформлялась на компанию «Сарград» – головную компанию в бизнесе Курихина. Сам он там числился финансовым директором. С 2010 по 2016 года зданием владел сам Сергей Курихин. В 2016 году права собственности на объект перешли Надежде Шиловской. Особенность дела в том, что здание было зарегистрировано на одном земельном участке – на Вавилова, 6, но занимает два участка. Второй официально остается свободной от строений территорией.
До судебного разбирательства было возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве по приобретению земельного участка. По делу проходят Сергей Курихин и его особо доверенное лицо Станислав Сметанин. Затем Саратовское территориальное управление Росимущества подало иск с требованием вернуть собственность государству – как землю, так и само здание. Суд выигран, но его решение вступит в законную силу через месяц, если не будет обжаловано. А обжалование будет, так как объект очень ценен Курихину. Ценен так, что он сам – редкий случай – приходил в суд, хотя был третьим лицом. А на предпоследнем заседании вел себя весьма нервно и импульсивно (что, наверное, негоже для «великого» и «всемогущего» бизнесмена-политика), что отметили присутствовавшие журналисты и съёмочная группа телеканала «Россия 24».
История с подменой
История появления галереи «Каштан» поражает своей вероломностью и пренебрежением историческим наследием города.
Фирма «Сарград» сначала получила участок в аренду, а потом сменила вид разрешенного пользования. Затем на участке снесли особняк – объект культурного наследия XIX века, и построили бизнес-галерею, которая была оформлена как объект культурного наследия. То есть произошла подмена. Вместо снесенного здания XIX века архитектурной ценностью стал новодел XXI века.
Судья приобщила к делу документы комитета культурного наследия о памятнике архитектуры «Двухэтажный каменный жилой дом. Ретроспективный классицизм» (Дом Виноградова). Здание признано объектом культурного наследия регионального значения в 1991 году и по закону не могло передаваться в частную собственность.
Однако в 1999 году этот культурно-исторический памятник и земельный участок под ним каким-то чудесным образом был передан в пользование ООО «Сарград» для «реконструкции и сохранения». Однако вместо «реконструкции и сохранения» произошло совершенно противоположное. В 2001 году историческое здание было снесено, а на его месте в 2003 году был построен новодел, отдаленно напоминающий оригинал. Строение было увеличено по площади более чем в два раза. К воссозданному особняку добавили корпус с куполом и еще корпус, симметричный копии особняка. Добавленные строения, как видно, и расположились на другом земельном участке, который не был изначально отдан фирме для реконструкции здания. В суде представитель Надежды Шиловской, как говорится, «на голубом глазу» объяснял, что демонтаж был частью восстановления памятника (!).
После постройки здание еще на протяжении 10 лет не регистрировалось в установленном порядке, но помещения, как выяснилось в суде, активно сдавались в аренду и приносили немалый доход. При этом параллельно жилые здания, находившиеся по соседству с галереей, активно скупались рядом лиц (следствию еще предстоит их выяснить). Затем эти лица приобрели у города эту муниципальную землю, причем при условии, что на ней будет жилая застройка. Однако это условие было благополучно забыто сразу же после передачи прав собственности, а на соседнем участке в 2009 году появилась пристройка к галерее «Каштан», площади которой также начали сдаваться в аренду.
В свою очередь пристройка числилась до 2016 года тоже как объект незавершенного строительства.
Дело о мошенничестве с «Каштаном»
В мае 2022 года ГУ МВД по Саратовской области возбудило уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество) о приобретении путем обмана права собственности на земельный участок. По версии следствия, фирма «Сарград» сначала получила участок в аренду, а потом сменила вид разрешенного пользования.
Стоит отметить, что в многочисленных предыдущих случаях возбуждения дел в отношении лиц и структур, связанных с Сергеем Курихиным, сам он оставался в стороне – не оставлял подписи под документами (напомним, что он числился лишь финдиректором). Но в случае с «Каштаном» он оставил личный документальный след, подписав один документ, что в дальнейшем при завершении уголовного дела грозит ему сменой процессуального статуса «третьей стороны» на «обвиняемого». Засветился подписью под документами и наиболее доверенное лицо Курихина Станислав Сметанин. Следствие выяснило, что в апреле 1999 года акционеры ЗАО «Сарград» Сергей Курихин и Станислав Сметанин получили в аренду на 25 лет землю (под особняком) для проектирования строительства шестиэтажного жилого дома. Затем был изменен вид использования участка – под строительство жилого дома и административно-торгового комплекса. Для последующего приобретения права собственности на воссозданный объект культурного наследия Курихин и Сметанин заключили договор долевого участия с представляемым ими ЗАО «Сарград». После ввода объекта в эксплуатацию в сентябре 2003 года более 10 лет, как считает следствие, умышленно затягивался процесс постановки его на кадастровый учет и на учет как объект культурного наследия – это было нужно для завершения незаконного строительства пристройки к объекту культурного наследия.
Казалось бы, собрана хорошая доказательная база. Однако дальше расследование почему-то не двигалось и было передано в СУ СК России по Саратовской области. Но и там его «тормознули». Возможно, на это могли влиять тесные связи «хозяина» с высокопоставленными сотрудниками этих правоохранительных органов. По имеющейся у «Четвертой Власти» информации, как повод для консервации дела было неофициальное распоряжение дождаться решения Арбитражного суда. И на его основе продолжить расследование и выводить следствие при собранной доказательной базе на обвинительное заключение. Но это видится пока как «успокоительная пилюля» для областной прокуратуры, которая курирует расследование особого значения. Надеемся, что это не так и после вступления решения суда в законную силу расследование активно будет продолжено. Хотя, на самом деле, еще раз отметим – у следствия есть своя необходимая доказательная база, которая позволяет идти к обвинительному заключению, не дожидаясь вступления решения арбитража в законную силу.
Мать отвечает за сына-олигарха?
Как это ни прискорбно, страдает от этих выкрутасов мать Курихина, женщина преклонного возраста. Общественность Саратова постоянно недоумевает, как можно до такой степени любить деньги, чтобы постоянно подставлять женщину, которая тебя родила и вырастила? Ранее Кировский суд Саратова уже признавал Шиловскую виновной в мошенничестве в особо крупных размерах и приговорил к штрафу в 500 тысяч рублей. От её имени в администрацию Гагаринского района были сданы подложные документы, предоставляющие право на приобретение земельного участка в элитном коттеджном поселке «Волжский прайд» в Усть-Курдюме в упрощенном порядке и по сниженной стоимости. А этой земле был построен особняк, в котором проживает Курихин с семьей. Здание было зарегистрировано на мать, однако проживающий в нем её сын как депутат облдумы должен был в декларации заявить об этой недвижимости. Этого он не сделал, что явилось одним из оснований лишения его депутатства. Этот земельный участок решением суда также возвращен в муниципальную собственность Саратова. И следующим шагом может стать требование о сносе мини-дворца «а-ля Лувр».
Пожилой женщине пришлось пройти через каскад испытаний и унижений из-за своего любимого сына, который мог взять ответственность на себя, чтобы оградить мать. Не по-мужски, не по-человечески получилось.
Спецоперация продолжается
Ранее развенчанный олигарх аналогичным процессом лишился еще одного крупного объекта своего бизнеса – так называемого «Дома Курихина» на пл. Федина, построенного на незаконно приобретенной земле у музея им. Федина, в котором располагалась «едальня» и еще некие заведения на верхнем этаже. Этот объект решением суда надлежит снести. Сейчас в арбитраже рассматривается иск правительства области с требованием отдать это здание в областную собственность, чтобы сделать там художественную галерею, под что оно и было изначально предназначено, когда оформлялись разрешительные документы.
Дело «Каштана» продолжает спецоперацию правоохранительных органов в отношении Курихина, начатую пять лет назад. За эти годы он понес существенные финансовые, репутационные и политические потери. Очевидно, что этот процесс продолжится. Пока без должного внимания правоохранительных органов остаются объекты недвижимости на ул. Лермонтова (на углу с Музейной площадью) – бизнес-центр и рядом стоящее жилое элитное здание, построенное так же на месте снесенного особняка-памятника; бизнес компании «НЭСК» и др.
Для объективного расследования без кураторства руководства СК РФ не обойтись. Редакция «Четвертой Власти» обращается к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой взять под свой особый контроль уголовное дело по мошенничеству с землями под галереей «Каштан» и сносу исторического памятника XIX века. Это дело о попранных государственных интересах. Бастрыкин инициативно берет под свой контроль резонансные дела в Саратовской области, а тут особо крупный размер понесенных государством потерь. И особое внимание нужно обратить на чиновников ведомств, которые, возможно, по коррупционным мотивам, допустили эту ситуацию.
P.S. «Для граждан, совершающих тяжкие преступления, не существуют понятия хорошо/плохо, можно/нельзя, морально/аморально, законно/противозаконно. На первом месте всегда стоит индивидуализм, ибо ему самому – можно всё, что угодно. А другим в отношении его – нельзя ничего». Дмитрий Пучков (Гоблин)