Когда и каким будет скоростной трамвай в Саратове
13:35, 5 июля 2024
4 июля в здании правительства Саратовской области состоялось совещание под председательством спикера Государственной думы России Вячеслава Володина, посвященное текущему состоянию реализации проекта строительства скоростного трамвая в Саратове.
Только ленивый в Саратове не критиковал ход работ по строительству, неудобства, которые испытывают жители города, перекрытие улиц на неопределенное время, нерасторопность и некомпетентность чиновников. Поступали многочисленные жалобы от жителей Саратова о раскопанных путях, на отсутствие трамваев. Вячеслав Володин в своем вступительном слове, как говорится, расставил все точки над i. Основной проблемой, с которой столкнулись при реализации проекта, оказалось отсутствие проекта, то есть основы и первого шага строительства. Володин отметил, что на это были субъективные и объективные причины. К объективным он отнес ситуацию, при которой в начале для получения федерального финансирования Саратовская область должна была оказаться в десятке лидеров, и она оказалась. Деньги были выделены и началось «авральное» строительство практически без проекта. Но сейчас все подводные камни алгоритма учтены в новом проекте и опыт Саратова уже начинают перенимать соседние регионы.
«Это большой проект. Попасть в перечень регионов было непросто. Мы многое сделали для того, чтобы это получилось. Я говорю, как есть. И в начале реализации этого проекта мы были среди регионов, ну, если хотите, вверху. Потому что документы сдали вовремя, там, первое финансирование было открыто вовремя.
Сейчас по вине тех, кто отвечал за проектную документацию, мы с вами в конце списка участников этого проекта. И надо сказать, что в целом очень много проблем по проектированию. Деньги не главное. Главное — решение. Главное, чтобы был хороший проект. Тогда и воплощение в жизнь плавное будет...
...Тот временный промежуток, который у нас удлинил реализацию проекта, его не вернешь. Самое дорогое - время. Деньги есть, счета открыты. Торги состоялись, но отсутствие проекта и экспертизы по проекту, понятно, делает невозможным его реализацию».
К субъективным причинам фактического провала начала реализации проекта Володин отнес некомпетентность, нежелание работать, непонимание последовательности и алгоритма работ прежнего руководства области. Те чиновники, которые по различным причинам допустили эту ситуацию, должны понести ответственность. Эти слова Вячеслава Володина были обращены к прокурору области Сергею Филипенко. Так что в ближайшее время , скорее всего, мы услышим о реакции прокуратуры на эти слова.
Министр строительства и ЖКХ Сергей Соколов доложил о текущем состоянии строительства маршрутов. 6-й и 8-й маршруты находятся в стадии завершения, как и 9-й маршрут, 3-й маршрут сейчас на стадии проектирования. А пока будет строиться 3-й, 11-й маршрут будет проектироваться. Пробный пуск трамваев ожидается в октябре текущего года.
Представители подрядчиков подробно со слайдами доложили о ходе строительства, количестве рабочих и инженеров на стройках, техники, поставки материалов и оборудования, решении текущих вопросов, таких как реализация переходов для коммунальных коммуникаций, коих в Саратове, особенно в частной застройке, великое множество.
Было отмечено, что и сейчас отсутствует проект целиком. Работа над ним проектными организациями ведется параллельно. Те участки, на которые проект готов, согласован, прошел экспертизу и составлена смета, уже находятся в разной степени готовности. Также параллельно ведется надзор за строительством со стороны РосДорНИИ Натальи Грибакиной. Отмечалось эффективное взаимодействие подрядных и надзорной организаций.
Вячеслав Володин в своих вопросах показал глубокие знания и глубину вопроса строительства скоростного трамвая. Обсуждались такие «мелочи», как количество выделенных полос, высота колеи над проезжей частью, сорт гравийного покрытия, даже место, из которого завозится гранитный мрамор, противопылевая защита, длина рельс и технология сварных соединений, что влияет на шумность и износ подвижного состава. Было отмечено, что на выделенных полосах высота полотна будет увеличенной, а на проезжей части в местах пересечения с проезжей частью высоты будут совпадать. Для удобства пассажиров, особенно людей пожилого возраста и инвалидов, на остановочных павильонах высота платформы будет соответствовать высоте пола трамвайного вагона, так как трамваи буду низкопольными.
Отдельно был разговор о замене подвижного состава. Было отмечено, что будет заменено 50% трамваев, а оставшаяся половина будет модернизирована, чтобы старые колесные пары не разбивали новое полотно. Конечно, желательно заменить весь парк трамваев, но одномоментно это сделать невозможно, так как трамваи не заменялись и не модернизировались десятилетиями, проблемы копились и нарастали, как снежный ком. Поэтому замена подвижного состава на новый будет происходить постепенно, каждый год. Деньги, а это миллиарды, уже выделены, одновременно эти финансы никак не повлияют на другие социальные и логистические программы и проекты города и области.
Все эти меры позволят увеличить среднюю скорость трамваев более чем в 2,5 раза (с 10-12 до 30-50 км/ч) и увеличить пассажиропоток на 50%.
Обсуждался вопрос и возможности пуска новых маршрутов — сквозного от Буровой улицы до Заводского района и в возводимом микрорайоне на территории бывшего аэропорта. Трамваи 6, 8 и 9 будут ходить по привычным маршрутам с развязкой на кругах. Одновременно будет и новый сквозной маршрут, чтобы жители Саратова при необходимости не пересаживались на пересадочных павильонах, а ехали до нужной остановки. На территории застройки бывшего Аэропорта будет новый трамвайный маршрут. Было обсуждение о его проектировании с учетом уже имеющегося опыта и сопряжения с новой инфраструктурой района.
По опыту Москвы было предложено на местах остановочных павильонов строить целые пересадочные комплексы, чтобы жители Саратова могли оставлять свои автомобили на стоянках и пересаживаться на другие общественные виды транспорта. Для этого, прежде всего, нужно создать комплексный транспортный план и схему города, который в данный момент отсутствует. Это был вопрос к мэру города Ладе Мокроусовой. Маршруты различных видов транспорта не должны дублировать и конкурировать, а дополнять друг друга. Схема должна быть стройной и гармоничной, логистика должна служить для удобства граждан.
Был затронут приоритет муниципального транспорта над частниками. Сейчас муниципальный электротранспорт убыточен, рынок Саратова захвачен частными перевозчиками. Нужно не отдавать муниципальный транспорт в концессии, а самим руководить и организовывать дело так, чтобы выигрывать конкурентную борьбу и наполнять муниципальный бюджет. А для этого чиновникам нужно работать, а не просто собирать деньги от концессий сданных в аренду построенных на государственные деньги объектов. Такая работа крайне нерациональна и должна стать объектом надзора со стороны прокуратуры.
Володин призвал чиновников не останавливаться в этой работе, не почивать на лаврах после окончания текущих проектов. Нужно, чтобы этот процесс стал постоянным, а развитие города продолжалось без остановок. Новые проекты позволят привлечь в регион новые кадры, в частности, позволит московским подрядным организациям, которые сейчас ведут строительство скоростного трамвая, остаться, принести новые технологии в Саратов для работы над новыми проектами и программами и даже открыть тут филиалы, что будет способствовать наполнению местного бюджета через налоги.
Вячеслав Володин призвал депутатов всех уровней «не комплексовать», а активно присоединяться к работе над всеми проектами. Нужно отбросить все партийные разногласия и пристрастия и совместно совместно работать на благо жителей Саратова и области.