Наказы Володина: чиновникам - выйти из зоны комфорта, прокуратуре - копать
09:05, 10 октября 2023
«Давайте жить так, чтобы даже гробовщик пожалел нас, когда мы умрем!»
(Марк Твен)
Главным событием прошедшей недели стала встреча главного депутата Вячеслава Володина с активом Саратовской области, на которую были приглашены члены правительства, мэры крупных городов области, депутаты Государственной и областной дум, ректоры, общественники, строители, руководящие чиновники Саратова. Главной темой было развитие строительной и транспортной инфраструктуры области, преимущественно в Саратове. Встреча была рекордной - продолжалась более трех часов и закончилась около 23 часов четверга. Вячеслав Викторович выступал сольно и вел беседу с активистами общественных советов микрорайонов Саратова, которые жаловались на нерешенные проблемы. Помянутые чиновники вздрагивали, толстокожие скучали и спали. После раздачи нагоняев (только губернатор получил «пряник») спикер пошел на ночное совещание с ректорами. Остальные с опухшими головами разошлись по домам.
Вагончик тронулся, или Весовые категории прозаседавшихся
Это был жесткий разговор. Жесткий разговор в адрес чиновников, ответственных за называемые проблемы. Больше всех досталось зампреду по строительному блоку Павлу Мигачеву. Этот чиновник уже несколько лет постоянно находится в эпицентре критики Володина. Но счастливчик продолжает занимать свою должность. Его председатель Госдумы метафорически отправил в строительный вагончик, чтобы тот там по нескольку раз в день проводил планерки. Так, зампред исполнил это буквально, вчера, в понедельник, он обустроил себе вагончик и начал проводить там планерки. Это правильно, лучше работать в вагончике в теплом городе, чем жить в теплушке в колонии на Колыме.
Досталось и бывшему губернатору, некогда почитаемому Валерию Радаеву. По ходу встречи его дважды задевал наставник. Первый раз за ложное ощущение благополучия, когда тот возглавлял область - сделал себе зону комфорта и был доволен. Второй раз с иронией Володин поручил Радаеву заняться проблемой лифтов: Валерий Васильевич грустит, он недозагружен. Пусть подключается, у него только раз в месяц заседания в Совете Федерации. Сядет ли после этого гедонист Радаев в чулан вахтера многоэтажки – вопрос сатирический.
Вообще весь вечер Вячеслав Викторович искрил остроумием. Ироничные уколы доставались даже тем присутствующим, которые как бы были не при делах обсуждаемых проблем. В частности, у одного ректора и министра здравоохранения Олега Костина он взвешивал и сравнивал весовую категорию. Последнему еще и по-доброму досталось за спячку во время встречи.
Но в основном Володин был жёсток. То и дело давал поручения присутствующему прокурору области Сергею Филипенко провести проверки и угрожал наказать виновных, если проверки выявят их вину. Здесь намек был на высокопоставленных присутствующих, некоторые из которых сидели в импровизируемом президиуме.
50 тысяч за место в перегруженной школе
В общении с активистами Володин поднял и обсудил более десятка важных тем по строительным и транспортным проблемам. «Четвертая Власть» написала и опубликовала 10 заметок с этой встречи, что было рекордом для подобных мероприятий.
Еще раз обратим внимание на главные темы, обсужденные на встрече.
Из новых, ранее не обсуждаемых тем, стала «неожиданно» вскрывшаяся переполненность не так давно начавших работу крупных школ новых микрорайонов. Некоторые школы, рассчитанные на 1100 учащихся, приняли в два раза больше – более 2000 школьников. В гипер-школе «Солярис» с ее двумя корпусами по 1100 человек учится 3700 учеников. А если бы этих школ не было построено по инициативе и поддержке Володина? Где бы и в каких условиях учились школьники? Это говорит о том, что статистика неправильно дает сведения о реальной численности жителей Саратова.
С другой стороны, это говорит о том, что при разрешении строительства комплекса многоквартирных домов не оценивают, какой численности должна строится параллельно там школа.
Но изюминку в это обсуждение, сделав его сенсацией, внес Вячеслав Викторович, подведя к мысли о том, что некоторые родители устраивают своих детей в школы за взятки. Он раскрыл собравшимся историю, которую ему рассказал губернатор. К Роману Бусаргину обратился знакомый с просьбой помочь в принятии его сына в школу «Солярис». Но губернатор ему отказал, так как человек не прописан в том микрорайоне. А позже этот знакомый ему сказал, что он сам решил этот вопрос. За 50 тысяч рублей. Теперь можно оценить совокупный коррупционный вес этого вида услуг, если исходить из того, что в школах учится в два раза больше положенной численности. Даже если не все дают взятки, а их детей принимают по доброте душевной. Вячеслав Володин поручил разобраться с переполненными школами прокурору Филипенко. Можно представить, какую коррупционную цепочку сферы образования Саратова здесь можно вскрыть. Ведь тот, кто брал бакшиш, вряд ли не делился мздой с вышестоящими начальниками и начальницами.
Скоростной транспорт: долго запрягаем – быстро едем?
Жестко прокомментировал Володин резонансный скандал с увольнением генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» Владимира Прохорова. «Давно надо было принять такое решение. С ним минимум на два года опоздали», - сказал председатель ГД.
Главной причиной отставки начальника СГЭТ называют плохой проект реконструкции трамвайных путей для «скоростного трамвая», в котором содержатся ошибки, не учтенные элементы, вызванные среди прочего, вероятно, тем, что проектировщики даже не выезжали на место.
Из позитивных новостей от Володина по развитию транспорта стал его рассказ, как он договорился о снижении цены на скоростные судна «Валдай», которые он хочет, чтобы закупило областное правительство для организации речных перевозок. Председатель ГД договорился с заводом-производителем о снижении цены с 170 млн до 155 млн рублей за катер. Далее он договорился в федеральном правительстве о выделении государственного гранта по 50 млн руб. на закупку этих машин. Так что губернатору остается договорится с лизинговой компанией о поставке пяти речных скороходов по 105 млн руб под 2-2,5%. И тогда между волжскими городами Саратовской области возобновятся скоростные речные переводки, как в советские времена, какие есть сейчас в Самаре, Казани и Нижнем Новгороде. Эта давняя идея-мечта Вячеслава Викторовича теперь обрела план реализации.
Ну, и как бы между прочим, депутат-земляк высказал пожелание, чтобы городской автобусный транспорт был муниципальным.
Взмывая ввысь – не упасть плашмя
Еще одной новой и важной проблемой обсуждения стала необходимость ремонта и замены лифтов в жилых домах. Многие лифты, которые стоят еще с советских времен, являются нависшей угрозой для жильцов. Их не меняют, так как взносов на капитальный ремонт не хватает. Как нам удалось выяснить, таких лифтов только в Саратове более 2000. Новые лифты стоят около 2 млн руб. То есть цена вопроса более 4 млрд руб. Но проблема даже с обслуживанием лифтов. Не хватает ни фирм, ни специалистов. Володин согласился, что проблемой замены или капремонта лифтов никто не занимается и она усугубляется. И поручил министру строительства Сергею Соколову подумать о спецпрограмме обслуживания, ремонта и замены лифтов. А прокуратуре - разобраться с ситуацией по аварийности лифтов, видимо, для того чтобы стимулировать чиновников быстрее искать пути решения проблемы.
Чиновники не желают брать в наследство архитектурное наследие
Обсуждал Володин и проблему капремонта памятников культурного наследия. В частности, Дома офицеров в Летном городке Энгельса и Дома Яхимовича в Саратове. В том, что реконструкция Дома офицеров не ведется, руководитель Госдумы опять обвинил Мигачева. Он и его подчиненные «взяли и допустили поджог этого здания». В результате пока чиновники не принимали никаких мер к восстановлению, стоимость работ возросла с 300 млн до 700 млн.
А на реконструкцию Дома Яхимовича чиновники никак не могут найти инвестора. «На Дом Яхимовича, скорее всего, мне придется, так же как и на усадьбу Александровского, искать средства и дальше думать о его восстановлении», - посетовал Володина. Он хочет там сделать филиал Предуниверсария по робототехнике.
Как стать почетным гражданином?
Много на встрече говорилось о возвращении в госсобственность земель, отданных застройщикам под строительство жилых домов и торговых центров. Многое уже было возвращено. В частности, из земель авиационного завода. Володин предложил сделать почетным гражданином Саратова или области общественника из Заводского района Александра Бернадского за то, что при его напористом участии удалось вернуть в госсобственность земель САЗа рыночной стоимостью на 10 млрд руб.
С подачи Бернадского Володин поручил прокуратуре проверить, кто и почему участки промышленной зоны на набережной в Саратове отдал частным лицам и компаниям под застройку. Осведомленный депутат предположил, что при прежних мэрах некоторые участки на набережной сдали в аренду за копейки. Если эти участки получены незаконно – вернуть в госсобственность, а чиновников, их отдавших - привлечь к уголовной ответственности.
Конструктивизм привокзальной среды
По ныне горячо обсуждаемой идее - реконструкции железнодорожного вокзала - Володин сказал, что он договорился с министром транспорта РФ Виталием Савельевым и начальником Приволжской железной дороги Сергеем Альмеевым о том, что на этот проект будут выделены деньги РЖД.
По реконструкции Привокзальной площади спикер Госдумы считает, что нужно сносить жилые старые дома на ней, а людей расселять для их же пользы. Он оппонировал тем, кто противится сносу, и дал понять, что это мутят коммерсанты, у которых в этих домах магазины и бизнес-заведения. «Вы задумайтесь, там люди живут в общежитии с удобствами сами понимаете, где. Всю жизнь живут под звук свистка и стук колес. Как будто всю жизнь проводишь в поезде», - риторически заметил ведущий народный избранник.
Так что это был ответ и градозащитникам, которые предлагают оставить одно здание – архитектурный памятник конструктивизма начала 30-х, который уже давно перестроен, и уже не культурное наследие, а ветхое строение.
В общем, Володин наметил новые направления деятельности областного правительства, поднагрузил прокуратуру новыми заданиями, припугнул тех чиновников, которые могут быть повинны в коррупционных схемах увода земель и объектов госсобственности. Так что расслабляться никому не даст. Чтобы не только главный депутат тащил повозку, но и к нему прилепившиеся элементы не сидели в ней, а хотя бы, поднатужившись, сбитой кучкой её подталкивали.
Вадим Рогожин