Объединение школ: правильно или ложно?
09:29, 8 июня 2023
В Саратовской области, как и по всей России, идет процесс преобразования сельских школ в филиалы и присоединение их к школам райцентра или крупных поселков. Как депутату от сельских территорий мне пришлось разбираться в этом процессе, поскольку ко мне обращаются жители. Позиция моя сформировалась, и настала пора её высказать.
После обращения ко мне жителей села Вязовка Базарно-Карабулаского района, которые на тот момент категорически не хотели присоединения их школы к школе №2 Базарного Карабулака, я встретился с зампредом областного правительства по соцсфере, министром образования Михаилом Орловым. По этой проблеме поговорил с несколькими главами районных администраций, директорами школ.
Оптимизация школ – процесс, запущенный министерством просвещения РФ. Понятие оптимизация – вредное, ничего хорошего, кроме сокращения и увольнения не несет. Минпрос спускает в регионы рекомендации по сокращению и слиянию, за невыполнение которых последуют санкции. Например, признание неэффективным расходование средств на образование с соответствующими последствиями. Таких средств, по оценке минпроса, в Саратовской области 2 млрд рублей. Министерство считает, что содержание большого количества школ в селах – это неэффективное расходование средств на образование.
Есть определенные оценочные критерии качества образования. Если школа их не выполняет, она работает неэффективно, раз неэффективно, статус такой школы нужно понижать до филиала и присоединять к сильной школе. Главный показатель здесь – это средние по школе баллы, полученные учениками на ОГЭ и ЕГЭ, и квалификация учителей. Чем ниже квалификация, тем ниже знания, тем хуже ученики сдают экзамены. Значит, нужно учеников 10-11 классов передать на обучение квалифицированным учителям, которые работают в больших школах.
***
Но этот подход вступает в конфликт с позицией жителей сел. Школа – это ключевой социальный объект села. Селообразующий. Есть школа – есть развитие села, жизнь села продолжается. Закрытие школы – это начало деградации и умирания села. И здесь обещание властей сельчанам, что их школа не закрывается, а только лишается юридического лица и обезличено преобразуется в филиал, не принимается. Люди не верят. Они считают, что первый этап – переоформление в филиал, второй этап – закрытие школы. И такие примеры есть, когда власти считают целесообразнее маленькую школу закрыть и учеников возить в ближайшую крепкую школу.
Например, так поступили со школой в Чернышевке Новобурасского района. Но в данном случае это отчасти оправдано, так как это село находится недалеко от Тепловки, в которой построена новая большая школа с современным оборудованием. И обучение там качественнее. А в чернышевской не хватало учителей.
А если село далеко от большой школы? Например, та же Вязовка расположена от Базарного Карабулака в 33 км. Хорошо, что между ними недавно провели капремонт дороги. Но родители считают, что есть риски в ежедневной перевозке туда и обратно детей на такое расстояние. И учителя из школы райцентра, естественно, туда не поедут на два урока.
***
Проблема сельских школ в том, что многие их учителя, действительно, не проходят переаттестацию, не повышают квалификацию. В той же вязовской школе признали, что их педагоги предпенсионного или пенсионного возраста, которые не хотят готовить портфолио и ездить на дополнительное обучение.
Но есть сельские школы, в которых с квалификацией учителей хорошо. В этом случае загонять ее под школу райцентра нельзя. Поэтому процесс оптимизации (сокращения и ликвидации) нужно рассматривать индивидуально.
Вот какая ситуация сейчас сложилась в Новобурасском районе. Там есть две «кричащих» школы – в Лоху и в Леляевке. Большинство жителей этих сел при опросе высказались против присоединения. Особенно рьяно выступает против присоединяя группа активистов в Лоху. Лох – это село со своим менталитетом, со своей культурной традицией. Тем более, это туристический центр. Центр – здесь ключевое слово. Значит, и жители центровые, и их школа в центре центрового села. Иное понимание сельчан унижает.
Опрос жителей по правилам нужно проводить обязательно, но его итоги глава администрации района может проигнорировать при принятии решения о преобразовании школы в филиал. В случае с Лохом и Леляевкой глава района считает, что уровень образования этих школ недостаточен, и настроен их присоединить к школе в Новых Бурасах. Но перегибать палку не намерен.
В том же районе сеть школа в пос. Динамовский. Её решено оставить самостоятельной, так как там много высококвалифицированных педагогов, которые прошли переаттестацию, у них есть порфолио своей работы с учениками.
***
Вернемся в соседний Базарно-Карабулакский район, который больше. Там глава намерена объединить все школы, включая в крупных селах, в три центровые: две из них в Базарном Карабулаке, одна в Свободном. За исключением школы в селе Яковлевка, так как она большая и имеет свою специфику. Да и то, ее оставляют юридической единицей, похоже, только на год.
Теперь об экономической выгоде. По подсчетам базарно-карабулакской администрации, объединение школ сэкономит 3 млн рублей после сокращения в филиалах заместителей директоров и завучей. Это больше, чем нужно будет на дополнительные расходы – на обслуживание и на бензин школьных автобусов, на новые ставки замдиректора по работе с филиалами в центровых школах.
***
Я считаю, что подходить к процессу слияния или объединения сельских школ с центровыми нужно так. Не все жители села, а родители учеников должны решать, нужно ли их школу присоединять, нужно ли их детей возить в райцентры или нет. Они должны решать будущее своих детей. Если родители считают, что качество образования в сельской школе хорошее – не трогать, если считают, что в крупной школе их дети получат лучшие знания, значит, возить туда. Поэтому что количество полученных баллов влияет на поступление в вуз.
К сожалению, приходится признать, что, по статистике, средний балл ЕГЭ в сельских школах ниже, чем в школах райцентров.
Здесь районной власти нужно доказывать и убеждать, что ученикам будет лучше. И не в коем случае не доводить до социального напряжения. Если население упирается и стоит на своем – не трогать их и оставить как есть.
Если в Вязовке родителей переубедили, там прошло новое голосование, по итогам которого большинство изменило свое мнение и высказалось за присоединение, значит, у главы развязаны руки к написанию приказа. Если в Лоху уперлись и их не переубедишь – значит, оставить.
***
Такую же позицию занимает и зампред Орлов. Он мне ее так выразил: не хотят жители присоединять свою школу – не нужно принуждать. Но я добавлю, что нельзя административно давить минобразу на глав, а главам на директоров и педагогов. Нельзя бездушно, силовым путем загонять в «лагерь знаний» родителей, учеников и учителей.
Если же ориентироваться на министерство просвещения, то нужно понимать, что там сидят функционалы, работающие не с живыми людьми, а с цифрами. Они далеки от земли, для них личность – это единица в статотчетности.
То, что учеников будут возить в школы с лучшим качеством обучения - это плюс. Но при этом нужно учитывать, что количество учеников в классах возрастет. А это значит, что на каждого ученика будет меньше внимания учителя, его меньше будут спрашивать, меньше с ним персонально работать. А это приводит к ухудшению качества образования. И это минус. К тому же все учителя сейчас перегружены. Их хорошая зарплата складывается из того, что ни работают на полторы-две ставки, берут по максимуму часов, чтобы догнать свои 40 тыс. руб. Учителя устают, что опять же по физическим и психологическим причинам приводит к снижению качества образования. А тут еще и дополнительная нагрузка с сельчанами. Здесь нужно решить: плюс или минус сильнее.
Здесь еще раз нужно подумать Орлову со своими подчиненными, просчитать все риски и выгоды. А потом давать правильные рекомендации. И убеждать минпрос, что в нашем регионе правильнее сделать так-то, потому что мы ценим прежде всего учителей и жителей, а не похвалу чиновников-просвещенцев из Москвы. А после этого жители поставят министру и его министерству «пятерку» или «неуд».
Село превращается в умирающую деревню, детей от года в год становится меньше. Этот процесс нужно отсрочить. Как мы боремся за мир, отсрочивая мировую войну, так нужно бороться за сельское население, чтобы оно не ликвидировалось как социальный класс.
Вадим Рогожин, с надеждой