«Автобусы – призраки» и их покровители
10:38, 13 февраля 2023
О том, что на рынке муниципальных пассажирских перевозок царит бардак, широко известно всем: как пассажирам, так и работникам транспортной отрасли. Одни не получают или недополучают услуги, гарантированные им местной властью, другие играют в наперстки на конкурсах, по итогам которых встают на маршрут.
Пристальное внимание к, казалось бы, крайне важной социальной отрасли со стороны наделенных полномочиями органов зачастую отсутствует. Поэтому допущенный до перевозок транспортник может делать на маршруте практически все, что угодно. Безнаказанность порождает очередные наперсточные конкурсы и юридические хороводы вокруг них, по итогам которых рынок лишается сильных перевозчиков. Их место занимают приспособившиеся. В конечном итоге жертвами бардака становятся обычные пассажиры, которых перевозят недостаточным количеством транспорта, порой пребывающего в совершенно удручающем состоянии.
Случается и так, что горожан даже в Саратове перевозят вообще полукриминальные автобусы. И, что удивительно, никаких правовых последствий за, по сути, преступные деяния для перевозчиков не наступает. История, о которой стало известно «Четвертой Власти», произошла еще весной 2022 года.
Перевозка на страх и риск пассажира
Во время совместного рейда ГИБДД с общественниками 20 мая прошлого года на муниципальном автобусном маршруте №60 в Саратове были остановлены два микроавтобуса марки «ГАЗель Некст» с госномерами В631МР164 и В586МР164. Никаких документов на транспортные средства водители предоставить инспекторам не смогли. Само собой, подобное пренебрежение законом автоматически породило множество вопросов. При более тщательной проверке выяснилось, что одновременно с саратовскими маршрутами под такими же госномерами осуществлялась перевозка пассажиров по маршруту №1 города Энгельса. После короткого разбирательства пойманные в Саратове маршрутки-призраки непонятного происхождения были задержаны и отправлены на штрафстоянку.
Больше всего в произошедшем поражает абсолютная тишина, столь резонансное событие вообще не фигурирует нигде. Хотя сам факт, что на официальных маршрутах областного центра людей перевозили на транспорте, не имеющем ни страховки, ни страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, выглядит вопиющим. Оплачивался ли транспортный налог с несуществующих в правовом поле автобусов, вопрос уже второстепенный, но все же открытый. Удивление вызывает, как вообще подобное может происходить в курируемой государством отрасли?
Автобусы в мутной воде
Происхождение арестованных автобусов доподлинно нам не известно, скорее, это компетенция следователей, а не журналистов. Но очевидно одно. Если автобусы «чистые», нет никакой необходимости рисковать, выпуская в рейс неоформленный транспорт с задвоенными номерами. Экономия на налогах и страховках того явно не стоит. Другое дело, если машины по какой-то причине прячут.
Не беремся утверждать, что наши выводы точные, но гипотезой происхождения «автобусов-призраков» поделимся. Маршрут №60 принадлежит ООО «ТК «Парус» (директор - Зубрилова Алла Октаевна), маршрут №1 Энгельса принадлежит ИП Зубрилова А.О., то есть задвоенными маршрутками пользовались организации ближе некуда.
Госпожа Зубрилова не какой-то знаменитый транспортник с огромным опытом работы в сфере пассажирских перевозок. Скорее, волею случая новичок. Она сожительствовала с известным перевозчиком, бывшим руководителем «Паруса» и ИП Воробьев — Дмитрием Воробьевым. После его смерти в 2021 году транспортные активы по большей части остались под контролем Зубриловой. Ни для кого не секрет, что в своей деятельности предприниматели зачастую используют лизинговую технику. Поэтому вполне допустимо, что лизинговый подвижной состав Воробьева был по какой-то причине спрятан от владельца микроавтобусов — лизинговой организации. При этом совершенно спокойно, под прикрытием дублированных номеров, он мог использоваться в коммерческой деятельности. Если это так, то весьма удобная для перевозчика схема, выгодная со всех сторон. Правда, противозаконная. По слухам, часть пропавшего у лизинговой компании транспорта была объявлена в розыск, но, по крайней мере, на тот момент не нашлась.
Насколько долго пассажиры Саратова рисковали собой, передвигаясь на автобусах-призраках, нам не известно. Зато мы знаем, как недолго они простояли на штрафстоянке. Через пару дней их забрали. По нашей информации, вызволением автобусов занимался тогда еще высокопоставленный сотрудник саратовского ГИБДД. Как тут не вспомнить мем - «Совпадение? Не думаю».
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты
Компания «Парус», как и множество других перевозчиков, ныне царствующих на муниципальных и межмуниципальных маршрутах Саратовской области, тесно сотрудничает с ранее осужденной экс-чиновницей правительства Саратовской области Геленой Алексеевой. После своих злоключений ушлая и, безусловно, неглупая столоначальница нашла для себя новый вид заработка. На поприще юриста по транспортным делам она развернула чрезвычайно активную работу. Филигранно используя несовершенство конкурсных процедур и юридические ляпы, которые допускали (и, кстати, сами виноваты) лидеры транспортной отрасли, Алексеева через суды снимала победителей с конкурсов. Их места постепенно начали доставаться подопечным Алексеевой, занимавшим по итогам отбора вторые — третьи места. Утрируя, можно сказать, что при устранении лидера, как правило, с сильным подвижным составом, маршрут может достаться совершенно любому перевозчику, даже с ржавыми «ГАЗелями». Поэтому не стоит удивляться, что, например, в Саратове население обслуживается машинами на порядок хуже, чем это было еще три года назад. Более того, автобусы, которыми выигрывают конкурсы отдельные подопечные Алексеевой — это совсем не обязательно те машины, которые выйдут на маршрут. Бывает и так, что пассажир получает получает кота в мешке, а местные власти попросту вводятся в заблуждение.
Каким образом осуществляет работу и какими уловками для победы в конкурсах пользуется широкий круг подзащитных Алексеевой организаций, мы расскажем в следующем материале. А пока просим считать данную статью официальным обращением в надзорные органы по факту осуществления пассажирских перевозок на незарегистрированных автобусах.