Обделенным дорогами сельчанам нужно отдать обещанные деньги

В Саратовской области 93 тысячи сельчан не получили деньги на ремонт сельских дорог

15:54, 24 ноября 2022

В Саратовской области 93 тысячи сельчан не получили деньги на ремонт внутрипоселковых дорог. Эту проблему обсудили на рабочем совещании, организованном фракцией «Единая Россия» областной думы. Депутат, председатель редакционного совета «Четвертой Власти» Вадим Рогожин рассказал о том, что обсуждалось на собрании и прокомментировал проблему.

«Год назад наш главный депутат Вячеслав Володин выступил с предложением дать по 3 тысячи рублей каждому сельскому жителю. Но по факту в областном правительстве по-другому подошли к решению этого вопроса. То ли денег не хватило на всех, то ли не так поняли, однако деньги решили дать только сельским поселениям. В общепринятом понимании сельское поселение является и селом, и поселком. Но не тут-то было.  Чиновники подошли к этому вопросу чисто бюрократически и нормативно –у нас есть муниципальные образования сельских поселений и городских поселений. Так получилось, что к городским поселениям, основу которых составляют города и поселки городского типа (в основном это районные центры), присоединили близлежащие села, из-за чего их жители стали как бы городскими поселенцами. И решили по три тысячи дать жителям МО сельских поселений, а городским из областного дорожного фонда не давать.

«Ну, теперь мы горожане, нам не положено», - с грустью иронизировали жители сел, с которыми мне приходилось объясняться, почему они не получили на дороги деньги из расчета три тысячи рублей на человека. Получилось, что они оказались обделенными.

По определенному порядку деньги на ремонт сельских дорог в «городских поселениях» должны выделять из районных дорожных фондов, для чего область передала в районы транспортный налог и акцизы. Но, как оказалось на деле, районные администрации либо выделили из своих дорожных фондов на сельские дороги этих МО в разы меньше требуемой суммы, либо вообще не дали ни копейки. Направили эти деньги на ремонт районных дорог, дорог внутри райцентров и их содержание.

Таким образом, 93 тысячи сельчан не получили деньги ни от областного правительства, ни от местных властей. И считают себя обманутыми.

Все депутаты, которые присутствовали на совещании, заявили, что такая несправедливость недопустима, поэтому правительству необходимо думать, как решить данную проблему.

На исправление возникшего «недоразумения» понадобится 280 миллионов рублей. Это небольшая сумма, если говорить о величине областного дорожного фонда – 12 миллиардов заводим областных денег и примерно столько же область ожидает из федерального дорожного фонда на 2023 год. Но проблема в том, что средства дорожного фонда идут по целевому назначению. У нас есть программа и соответствующая статья по предоставлению денег на сельские поселения, но их на городские поселения выдать нельзя.

На рабочем совещании мы, депутаты, выявили и предложили министерствам два возможных выхода из данной ситуации. Первый вариант - менять программу по сельским дорогам, включив в нее подпрограмму по городским поселениям. Это вариант предложил руководитель фракции Алексей Антонов при поддержке всех депутатов. Это самый простой способ решить проблему. Но здесь нужны поддержка и решение губернатора, так называемая «политическая воля».

Второй выход из ситуации был предложен министром дорожного хозяйства Алексеем Петаевым. Он сказал, что в январе министерство проанализирует сборы транспортного налога по всем районам области, чтобы определить, сколько всего собрали. Ежегодно общая сумма сбора составляет примерно 2,5 млрд рублей. В правительстве, видимо, год назад решили, что из этой суммы районы выделят выпадающие 286 миллионов на сельские дороги. Но оказалось, что такая арифметика 1 класса при распределении налогов неприменима. Основная часть сбора транспортного налога происходит, по понятным причинам, в Саратове и крупных городах. В средних и малых районах автомобилей зарегистрировано непропорционально населению меньше, и сборы с транспортного налога не покрывают потребности по дорожному хозяйству. Правда, теперь районные администрации начали активно заниматься сбором транспортного налога, так как он теперь их. Тем не менее, этих денег не хватает.

Теперь минтранс изучит, где, сколько получили налогов. Так будет понимание: работает схема или нет. Если нет – то дальше искать выходы. 

Далее министерство Петаева продолжит работу по определению стержневых районных дорог, которые необходимо перевести в областную собственность. Этот процесс уже идет несколько лет, но пока еще не закончен. Если такие дороги переведут в область, то у районных дорожных фондов освободятся деньги с их ремонта и содержания, которые можно будет передать на ремонт сельских дорог.

Я поддерживаю такой подход. Он приемлемый, если только не решат создать вышеназванную подпрограмму. Но для этого необходимо проводить межведомственные заседания под эгидой губернатора или его замов. Придется анализировать ситуацию вместе с районными главами, чтобы понять, как можно перераспределить деньги и направить их в обделенные села. Если окажется, что районы получают с налога средств достаточно, то побудить их волевым способом к тому, чтобы они из своих дорфондов эти деньги выделяли. Если недостаточно, то здесь без введения субсидий не обойтись. Это, я считаю, справедливый подход.

Повторюсь, Вячеслав Викторович говорил о выделении 3 тысяч рублей каждому жителю села. Нам, депутатам сельских округов, было стыдно слушать претензии сельчан, которые оказались «городскими» поселенцами, о том, что соседним селам дороги делают, а им – нет. Эту несправедливость нужно устранить в 2023 году.

Депутаты областной думы по итогам рабочего заседания определили пути решения проблемы ремонта сельских дорог, а также поставили задачи перед министерствами транспорта и территориальных образований. Они должны в течение месяца проработать наши предложения, а во второй половине декабря мы снова встретимся на площадке фракции «Единая Россия» и услышим от них встречные предложения».

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

ремонт дорог, вадим рогожин, саратовская областная дума, дорожные фонды