Как вовремя сделать ремонт и строительство объекта?
09:00, 20 октября 2022
Сегодня, 20 октября, в Саратовской областной думе пройдет круглый стол по комплексному развитию территории и своевременному вводу в эксплуатацию объектов инфраструктуры. В преддверии обсуждения я выскажу свои соображения по этой теме, исходя из своего опыта парламентского контроля.
Областная власть, депутаты Госдумы постоянно ругают заказчиков и подрядчиков за срывы сроков сдачи объектов. Я считаю, что главное – качество работ, даже за счет их задержки. Но запускать сроки тоже нельзя, потому что запоздание – это уход в позднеосенний период, а значит, снижение качества работ из-за непогоды. Тем более, несдача объекта до конца года влечет возврат денег, выделенных на ремонт/строительство, в бюджет.
Но для того чтобы не было срывов срока сдачи объектов по ремонту и строительству социальной и городской инфраструктуры, следует готовить проектно-сметную документацию заранее. Желательно, до конца года, предшествовавшего году реализации проекта. То есть по тем объектам, которые будут строиться или капитально ремонтироваться в 2023 году, проект и смета должны быть сделаны в ноябре-декабре текущего года. Это нужно сделать своевременно, чтобы подготовить конкурсную документацию и запустить конкурсы по ремонту и строительству объектов не позднее начала марта. На проведение конкурса требуется месячный срок. Нужно уже в апреле подписать договор, чтобы подрядчик начал закупку необходимых материалов и приступил к ремонтно-строительным работам. Тогда он может успеть завершить их к сентябрю, как того обычно требуют условия договора по детским садам и школам, по другим социальным объектам.
Однако сложилась порочная практика, которая почти не меняется – идёт запоздание с проведением конкурсов из-за того, что не готова документация. Итоги конкурсов сдвигаются на июнь, а то и на июль. И у подрядчиков просто не хватает времени, чтобы закончить работу в установленный срок. За два-три месяца чисто физически невозможно сделать работы. И подрядчики уходят на октябрь, а то и на ноябрь. Начинается гонка, которая приводит к снижению качества, особенно в дорожной инфраструктуре, когда из-за плохих погодных условий невозможно проводить ремонтные работы.
Как вопиющий пример такого безобразия я вновь отошлю к реконструкции стадиона в Петровске, где грубейшим образом была нарушена технология создания игрового поля, беговых дорожек и прочих спортивных элементов. Эти технологии были нарушены даже не столько из-за того, что подрядчики не знали, как правильно делать, а из-за того, что их подгоняли быстрее завершить ремонтные работы, которые зашли уже в глубокий ноябрь.
В этом году мы видим, как в некоторых районах не успели завершить капремонты в школах. Буквально на днях была уволена заместитель главы Марковского района по соцсфере Бэлла Харченко из-за срыва окончания ремонтных работ в образовательных учреждениях. И я знаю причины, по которым в районах до глубокой осени не сдаются объекты. Это позднее проведение конкурсов, распыление трудовых ресурсов подрядчиками, которые взяли по несколько объектов в разных районах, дефицит и задержка поставок стройматериалов из-за возросшего спроса на них. И так было не только по школам, но и по детсадам, по клубам, по дорогам, тротуарам.
Чтобы это не повторилось в следующем году, следует раз и навсегда навести порядок в подготовке ПСД, в проведении конкурса, в закупке материалов.
Во многом благодаря «Дорожному контролю» и работе одноименной комиссии областной думы мы всё-таки воздействовали на заказчиков в лице администраций и подрядчиков, чтобы в этом году работы начались раньше. Однако в ремонте социальных объектов, к сожалению, эта пагубная тенденция продолжается.
Без парламентского контроля добиться успехов будет тяжело. Призываю усилить участие парламентского контроля в этих сферах. У нас в Саратовской областной думе продолжаются полномочия комиссии за национальными проектами и комиссии по контролю за ремонтом дорожной инфраструктуры. Именно эти комиссии в большей мере должны проводить парламентский контроль по ремонту и строительству социальных объектов, дорожной и городской инфраструктуры. Они должны своими рекомендациями побуждать к правильной организации и качеству работ как заказчиков, так и подрядчиков.
Вадим Рогожин