Переход на транспортные карты: оператор и пассажиры готовы, перевозчики буксуют

Пробуксовка с принятием и внедрением нововведений со стороны транспортных компаний является скорее рефлексивной и вытекает из существующих на данный момент проблем

12:39, 23 сентября 2022

В Общественной палате Саратовской области  21 сентября 2022 года состоялось заседание комиссии по экономике и предпринимательству, строительству, ЖКХ, транспорту и дорожной инфраструктуре, мониторингу  социально-экономического развития области, посвященное проекту внедрения на территории области транспортных карт для льготной категории граждан. На данном совещании  присутствовали представители министерства труда и социального развития Саратовской области ( Морозова О.А., зам. министра), министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (Савонин В.), комитета дорожного хозяйства, благоустройства  и транспорта администрации МО «Город Саратов» (Поздникин И.А., зам. председателя комитета), транспортного управления Саратова  (Новиков А.В., директор), представитель оператора ООО Сервис М (Бровкин С.В., руководитель проекта АСОП), представители общественных организаций Саратова.

На мероприятии рассмотрели вопросы, касающиеся выдачи (регистрации) транспортных карт для льготных категорий граждан и присоединения перевозчиков к автоматизированной системе оплаты проезда (АСОП), позволяющей, в том числе, осуществлять учет поездок льготных категорий пассажиров.

В ходе обсуждения было отмечено, что на сегодняшний день процесс выдачи транспортных карт осуществляется в штатном режиме. В городе Саратове в дополнение к  учреждениям социальной защиты оператором системы, компанией Сервис М, организовано более 30 пунктов выдачи карт на базе сети ООО «Платеж Центр». Зарегистрировано более 50% от планового количества пассажиров-льготников. В Саратовской области с каждым днем увеличивается количество пунктов регистрации транспортных карт в учреждениях социальной  поддержки населения.

Также было отмечено, что  в  соответствии с  Государственным контрактом, транспортной картой  является банковская карта или электронная карта с активированной льготой по проезду. Пассажирам-льготникам, которым в соответствии с действующим законодательством не может быть выдана банковская карта, либо пассажирам-льготникам, которые отказываются от получения банковской карты, выдается транспортная карта.  Карты имеются в достаточном количестве  и у всех, кто по тем или иным причинам не может зарегистрировать  банковскую карту в виде льготной,  будет возможность оформить льготную карту на электронном носителе. 

Основной проблемой, которая на сегодня вызывает озабоченность при внедрении проекта, является крайне низкая активность перевозчиков по присоединению к системе. Между тем, на подключение к системе у транспортных предприятий остается совсем мало времени. Прекращение действия использующегося сейчас ЕСПБ (единый социальный проездной билет) намечено на 1 ноября 2022 года, а на установку и отладку новой системы оплаты в каждом предприятии требуется не менее 2 недель.

На сегодня в ряду перевозчиков, добросовестно подписавших  соглашение о присоединении к системе, числятся исключительно частные  компании. Отсутствие среди них муниципальных и государственных транспортных предприятий вызвало особое недоумение среди участников заседания. Ведь на их долю приходится наибольшее количество перевозимых льготников. Факт, что данные предприятия игнорируют государственный проект по улучшению условий обслуживания самых незащищенных граждан, которым существенно облегчаются условия пользования льготой на проезд, и наводится порядок в распределении бюджетных средств на компенсацию проезда льготных категорий граждан,  вызывает вопросы к учредителям данных предприятий.

Вялый отклик транспортной отрасли на грядущие изменения фиксируется, несмотря на очевидные преимущества новой системы. Прекращение использование ЕСБП и переход к учету всех поездок граждан в автоматической системе позволит сократить издержки транспортных предприятий, повысить доходы и полностью обеспечить все требования действующего законодательства РФ. Уже одно то, что действующая система учета ЕСПБ носит весьма трудоемкий и растянутый по времени характер, позволит высвободить значительное количество сотрудников транспортных предприятий, занятых реализацией, учетом и т.п.  и, тем самым, уменьшить затраты транспортных предприятий. Кроме того, в процессе сдачи ЕСПБ на бумажном носителе, происходит изрядная выбраковка нечитаемых билетов, их попросту теряют, передают из рук в руки и тем самым перевозчик недополучает  выручку от компенсации за проезд льготных категорий пассажиров. Внедрение автоматической системы не только не увеличивает расходы транспортных предприятий, но позволяет получить дополнительные доходы.

Оператор системы провел большую работу по определению участников системы, расходы на услуги которых существенно влияют на стоимость услуг системы для транспортных предприятий. В результате, участниками системы были выбраны Сбербанк и СберТройка, а стоимость комплекса услуг для перевозчиков стала минимальной для подобных систем на территории РФ. Само терминальное оборудование предоставляется перевозчикам безвозмездно. А в целях экономии издержек транспортных предприятий и повышения качества обслуживания пассажиров оптимально создание единой автоматизированной системы с использованием одного терминала как для учета проезда льготных категорий граждан по транспортной карте, так и разовых поездок граждан вне зависимости от способа оплаты (банковские, общегражданские транспортные карты и т.п.). При этом  транспортное  предприятие получает всю необходимую отчетность в разрезе времени поездок, маршрутов, способов оплаты.

Пробуксовка с принятием и внедрением нововведений со стороны транспортных компаний является скорее рефлексивной и вытекает из существующих на данный момент проблем. Это стало понятно в ходе обсуждения вопроса о текущей вовлеченности перевозчиков в процесс перевозки льготников, которая весьма мала. Чиновники признали, что  такая проблема существует, и её причиной  является низкий размер компенсации на перевозку льготных категорий пассажиров, которая составляет 11-12 рублей за каждого пассажира  при тарифе на проезд в 25-30 рублей. При этом представитель Министерства труда и социального развития  Саратовской области отметил, что правильный и прозрачный учет всех поездок пассажиров-льготников,  организуемый с помощью внедряемой Системы,  как раз и является первым шагом к повышению уровня компенсации за такие поездки.  

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

транспорт, транспортные карты, общественная палата саратовской области