Отходов много бытовых на улицах Саратова…

Чистота улиц и аллей является визитной карточкой любого города. Пыль и грязь, а также обилие мусора давно уже стали визитной карточкой Саратова. По средним подсчетам экологов, город с населением около 1 млн человек выбрасывает на прилегающие территории до

09:00, 15 июня 2011

                 
Не так давно в Йошкар-Оле певица Елена Ваенга дала интервью «Русскому Радио». В частности, она сказала: «Я взяла за правило такую вещь: если я приезжаю в город и вижу грязь, мусор, плохие дороги, безобразие, то мне не остается ничего другого, как говорить о музыке. Сегодня мне хочется говорить о городе. Так, например, самый грязный город России, в котором я была, - Саратов. Там слоями мусор лежит!»

Оценка, прямо скажем, нелестная, особенно из уст известной артистки. Не знаем, где Ваенгу возили по нашему городу, но впечатления у нее остались не очень приятные. Чистота улиц и аллей является визитной карточкой любого города. Пыль и грязь, а также обилие мусора давно уже стали визитной карточкой Саратова. Справедливости ради отметим, что определенные сдвиги в решении проблемы утилизации мусора при нынешней городской власти все-таки наметились.

В 2011 году в Саратове  продолжена работа по переоснащению контейнерных площадок по сбору твердых бытовых отходов (ТБО), а также закупка специализированной современной коммунальной техники. Запланировано закупить 394 евроконтейнера с целью их дальнейшей установки на 162 площадках. В Саратове уже установлен 181 контейнер, а за период с 2011 по 2012 гг. их количество намечено довести до 893 единиц. Срок службы таких мусоросборников в 5 раз превышает срок службы обычных контейнеров для сбора ТБО. Приобретаемые евроконтейнеры (емкостью 0,8 и 1,1 куб. м) устанавливаются в центральных районах города на границах территорий общего пользования, прежние контейнерные площадки и контейнеры оттуда удаляются. Наличие колес на евроконтейнерах позволяет устанавливать их в любом удобном месте, при необходимости имеется возможность выкатывать их к подъезжающей спецтехнике. Евроконтейнеры оборудованы крышками, что предотвращает разлетание мусора. Непосредственное опорожнение евроконтейнера осуществляется при помощи спецмашины, оборудованной мультилифтом. В текущем году также намечено дополнительно закупить 5 единиц подобной автоспецтехники: 2 - на базе автомашины «КамАЗ» и 3 - «Исузи».
Если с «европеизацией» контейнерных площадок для мусора в Саратове ситуация начала меняться к лучшему, то остается глобальная проблема захоронения и утилизации ТБО. Мусороперерабатывающая отрасль в России начала развиваться не так давно, и, тем не менее, войти на этот рынок уже довольно непросто. По крайней мере, на рынок обработки коммерческого мусора, который считается самой выгодной нишей в «мусорном бизнесе». В частности, по словам эксперта журнала «КоммерсантЪ Деньги»: «Если стандартный «КамАЗ» грузоподъемностью десять тонн приносит владельцу 40 тыс. руб. прибыли в месяц, то аналогичный мусоровоз - уже 90-100 тыс. руб. в месяц. И это при условии, что мусор доставляется на платные полигоны. Между тем, на рынке действуют и черные мусорщики…»
Саратов в этом плане не исключение. Здесь действуют как официальные полигоны по складированию и захоронению ТБО (об утилизации мусора всерьез говорить пока  не приходится - это направление находится пока в зачаточной стадии), так и многочисленные несанкционированные свалки, многие из которых, кстати говоря, располагаются и в городской черте. Для некоторых организаций подчас проще свалить куда-нибудь втихаря отходы своего производства, как говорится, «без пыли и шума», да еще и подзаработать на этом, оформив вывоз с «черными мусорщиками» официально, при этом прикинув объем ТБО «на глазок».  Такие случаи в нашем городе нередки, и остается удивляться, что подобная тенденция остается зачастую вне поля зрения правоохранительных органов.
По средним подсчетам экологов, город с населением около 1 млн человек выбрасывает на прилегающие территории до 400 тыс. тонн мусора в год. У отходов (а ведь это потенциальные «кандидаты» в графу «доходы») в современных российских реалиях есть два пути: свалка и сжигание. Термин «переработка» пока знаком только отъявленным энтузиастам. И оба эти пути традиционно «оккупированы» муниципалитетами. Понимание того, что мусор - это тоже бизнес, и весьма прибыльный, приходит к нашим чиновникам очень медленно.

На Западе каждый мусорный пакет - на строгом счету. Соответственно, в Германии крупные предприятия исчисляют свои доходы в миллиардах евро, что же касается небольших компаний, то, например, фирма «Victor» (прием и переработка электронного мусора) при штате в 19 человек имеет ежегодный оборот до 190 тыс. евро. Географическое пространство стран Старого Света невелико, поэтому его стараются беречь и использовать по максимуму: например, находить применение уже использованному когда-то сырью. Таким образом, убиты сразу два зайца: частные компании обеспечивают себе неплохой доход и совершают благое дело - охраняют от вредных отходов окружающую среду.
В России подобные компании-первопроходцы двигаются  исключительно «на ощупь».  Получается, давние и, кажется, достаточно крепкие традиции ЖКХ-структур заставляют «ходить по кругу» и сами власти, и частный бизнес.  МУПов в перечне организаций, занятых вывозом и утилизацией мусора, гораздо больше, нежели различных ООО и ОАО. «На старте-то дорого обходится!» - говорят предприниматели, не торопясь вкладывать свои кровные в бизнес, на который впоследствии могут «наложить лапу» предприимчивые чиновники. Такая же ситуация и в Саратове. Муниципальную власть вполне устраивает существующее положение дел, силовики безмолвствуют, бизнесмены не торопятся, а мусор, по словам той же Ваенги, «лежит слоями»… Одним словом, освоение «золотого Клондайка» ТБО у нас откладывается на неопределенное время. Давайте лучше говорить о музыке.



 


 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться