Более двухсот работников саратовского сельхозпредприятия могут остаться на улице
10:00, 1 июля 2022
В Левобережье Саратовской области более 200 человек могут лишиться работы из-за сделки 7-летней давности. К президенту Владимиру Путину намерены обратиться жители сел Звонаревка, Чкаловка, Колос. Люди встревожены тем, что единственное крупное сельхозпредприятие ООО «Агроинвест» в этих населенных пунктах может закрыться. В настоящее время его деятельность серьезно затрудняют оппоненты, преследующие собственные интересы. Меньше всего сотрудники фирмы доверяют судебной власти. Их последняя надежда – на главу государства.
Опытный игрок
Сейчас «Агроинвест» - это предприятие с многолетним опытом, обрабатывающее десятки тысяч га сельхозугодий (более 15 тысяч — на орошении) и по сути градообразующее. В 2017 году компания выполнила инвестпроект по строительству системы орошения (каналы, насосные станции) в рамках Федеральной целевой программы. Культуры, которые она преимущественно выращивает, – подсолнечник, кукуруза, пшеница и соя. Немаловажную роль играет и активное участие ООО в социальной жизни региона. Фирма оказывает благотворительную помощь в строительстве инфекционной больницы Саратова, финансовую поддержку в обустройстве домов для граждан определенных категорий, оказывает гуманитарную помощь жителям Украины, является опорным работодателем в Федеральном проекте «Профессионалитет» и т.д. В «Агроинвесте» проходили практику свыше 30 студентов СГАУ имени Н.И. Вавилова с возможностью трудоустройства.
И вот теперь, считают сотрудники, их «сознательно лишают работы, не давая нормально работать».
Между тем коллегия судей апелляционной инстанции взяла паузу до начала июля.
С чего начались проблемы
До 2015 года «Агроинвестом» управляло ЗАО «Мадин». После «Агроинвест» передал ЗАО акции АО «Агрофирма «Волга», а «Мадин» вышло из состава «Агроинвеста». С того момента предприятие отправилось в свободное плавание, имея обязательства в 130 млн рублей перед кредиторами, но эту сумму ему удалось погасить своими силами.
Сейчас банкротится «Мадин», у которого практически нет активов. Видимо, поэтому конкурсный управляющий Антон Иванов вдруг вспомнил о сделке 7-летней давности и потребовал признать ее недействительной. Что это дает в перспективе, предугадать нетрудно. В конкурсную массу могут вернуться не просто доли уставного капитала, а успешное предприятие с миллиардными оборотами, урожайными землями и развитой материальной базой. Примечательно, что своего Иванов добился, – 11 мая Саратовский арбитраж согласился с его претензиями. В итоге сделку, которая возникла за 4 года до банкротного иска, объявили совершенной вопреки интересам кредиторов.
Последствия судебного решения сразу же сказались на «Агроинвесте»: на активы компании в настоящее время наложено обеспечение, что сразу же отпугнуло от нее и контрагентов, и банки. Плачевно то, что эти события произошли в тот самый момент, когда предприятию нужно обеспечивать стабильную работу, начиная сельскохозяйственный цикл сезона 2023 года. Компании уже пора вести переговоры о закупке семян, удобрений и средств защиты растений на будущий год, но обеспечительные меры, наложенные судом, служат тревожным звонком для партнеров и явно работают в минус имиджу.
Понятно, что доверия к судам у работников «Агроинвеста» быть после этого не может. Их единственная надежда – не лишиться работы, если сработают известные призывы главы государства не кошмарить бизнес, а местные власти спохватятся, что в федеральном центре их не похвалят за социальную напряженность перед грядущими выборами.
Подставили подножку?
Такой расклад событий говорит, что успешному агропромышленному предприятию напортили в момент его наибольшей уязвимости. К чему это приведет, понять несложно: под тяжестью новых внезапно возникших обязательств предприятие может сломаться и… может быть, попасть под чью-то власть? Но кому это выгодно? Отметим, инициатором банкротства ЗАО «Мадин», как и ряда других предприятий из состава холдинга «Солнечные продукты», является ГК «Русагро». Эта группа, подмявшая активы «СолПро» с помощью определенных схем, нацелена на активную экспансию. И тут немаловажно, что конкурсный управляющий «Мадин» Антон Иванов предложен как раз-таки «Русагро». Иванов ведет сразу несколько банкротств предприятий саратовского агрохолдинга, поглощенных «Русагро».
Не надо говорить, насколько ценный актив орошаемая земля. Тут стоит напомнить, что со звонаревских гектаров начинался масштабный проект по развитию мелиорации в Левобережье. Подсолнечник – главное сырье для бывших мощностей «Солнечных продуктов», перешедших «Русагро», а соя и кукуруза, как и подсолнечное масло (на нем, благодаря «СолПро», «Русагро» получает рекордную выручку) – продукция экспортная.
«Агроинвест» - не менее ценный актив: в 2020 году предприятие вело обработку 17,2 тысячи га подсолнечника, больше 10 тысяч сои, почти 6 тысяч - кукурузы, им выращивалась озимая и яровая пшеница, очень востребованные на рынке. Оборот ООО превысил 2 млрд рублей. В числе получателей экспорта – Турция (соя и кукуруза), Казахстан и Эстония (пшеница).
В ходе банкротства «Мадин», которое уже давно не имеет отношения к «Агроинвесту», может произойти захват успешной компании. И все при попустительстве со стороны контрольных органов и легкому решению суда, вставшего на сторону инициатора банкротства. На кон из-за сделки 7-летней давности поставлена в итоге перспектива профессионалов, которые многие годы трудились на предприятии, обрабатывая урожайные земли. Но вопросом, кто получит в перспективе урожай, почему-то озабочены только эти люди.
Как показывает печальный опыт в регионах, нередко подобные споры за сельхозактивы приводят к остановке производств. Притом крайними становятся простые работяги, для которых работа в крупном агрохозяйстве порой является единственным шансом трудоустроиться. В настоящее время их последняя надежда – президент.