Затухающее развитие

Несмотря на постоянные заверения правительства области и профильного министерства в росте прямых инвестиций, налицо обратная тенденция. Чиновники, как мантру, твердят: кризис миновал, инвесторы идут, конкурентные преимущества региона и т. д. Но прогнозы об

16:01, 2 июня 2011


О профанации инвестиционной политики

Несмотря на постоянные заверения правительства области и профильного министерства в росте прямых инвестиций, налицо обратная тенденция. Чиновники, как мантру, твердят: кризис миновал, инвесторы идут, конкурентные преимущества региона и т. д. Но прогнозы объективных экспертов говорят об ином: даже при увеличении экспортных цен на нефть и потока нефтедолларов экономика уже неспособна на прогнозный рост, рецессия же будет только усугубляться. Поскольку само государство заинтересовано лишь в монополистических выгодах, а не в инвестиционных проектах реального сектора.

На закланье золотому тельцу
На примере Саратовской области проанализируем ряд цифр и показателей. Региональный министр инвестиционной политики Ирина Блохина сообщила на заседании правительства о положительной динамике инвестиций в основной капитал губернии за первый квартал. Они достигли 10,2 млрд рублей, на 13,3% выше плана. Но почему-то чиновница стыдливо умолчала, что по сравнению с аналогичным периодом минувшего года вложения выросли лишь на 0,6 %. То есть остались практически на том же уровне.
Также Блохина не сказала, что, по данным Саратовстата, в первом квартале в нефинансовый сектор экономики региона иностранных инвестиций поступило на 63,5 % меньше, чем за прошлогодние январь-март. Сумма составила порядка 13,5 млн долларов. Как и ожидалось, львиная доля пришла к нам с Кипра (65,6 %). Первоначально попав туда как незаконный отток капитала в оффшоры, в Саратов деньги вернулись уже в качестве легальных вложений. Что называется, бизнес по-расейски.
Недавно на коллегии мининвеста обсуждался доклад министра о «Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года». Представители вузовского и научного сообщества отмечали как положительные, так и отрицательные стороны прогнозного документа. Сначала они, хоть и с явным стеснением, выразили озабоченность по поводу вступления России в ВТО. Сказали, что этот шаг может ударить по отечественным промышленности и сельскому хозяйству. В результате обострится конкуренция с зарубежными производителями и снизится рентабельность реального сектора нашей страны.
Затем профессора и доценты высказали неуверенность насчет прогнозируемого роста средних зарплат до 75 тыс. рублей в месяц с учетом инфляции и подъема тарифов. Наконец, они посоветовали убрать из доклада пассаж «Россия - развитое государство» как не соответствующий действительности. Особой критике подвергся акцент на развитие сферы услуг и финансового сектора вместо малого бизнеса и производства.
Вообще, зацикленность наших либеральных чиновников и политиков на потребительских базисах говорит лишь о постмодернистской деградации сознания, когда игнорируются промышленность, сельское хозяйство, наука. Зато с невероятной доблестью и пафосом умственных и нравственных пигмеев произносятся речи об открытии очередных торгового, развлекательного центров, розничной сети, презентации какой-то «ночи покупок», модного салона и прочих рыночных новоделов.
Вот слова Блохиной о приоритете потребительства над всем остальным:
- Среди приоритетных направлений развития, безусловно, потребительский рынок в широком его понимании, строительство новых торговых центров. По последним показателям, выручка у крупных ритейлеров выросла, хотя общий прогноз отрицателен. Тем не менее рынок области еще не насыщен в этом сегменте. И естественно, необходимо продолжать развитие рынка услуг, потому что кризис этой сферы практически не коснулся.
А вот она уже о реальном секторе:
- Сегодня страна переходит на новую модель развития - проектное управление экономикой, не отраслевое. Это ключевой тренд, по которому будет развиваться страна. Проектное управление включает в себя грамотное умение структурировать проекты и встраивать их в экономические кластеры развития. Мининвест выявляет пустоты (кластеры), требующие максимального синергетического экономического эффекта…
Что это за завуалированный бред, на котором вменяемые ученые и теоретики давно не изъясняются? О чем здесь сказано и для кого? В области полностью развалены целые отрасли - станкостроение, авиационное производство, мукомольная промышленность, гражданская электроника, агромашинотехника, выпуск дизелей и т. д. А мы слышим что-то постмодернисткое о синергии, кластерах и другие заумные слова.
«Наставник» Блохиной, зампред облправительства по инвестиционной политике Александр Жандаров в прошлом году рассказал на сайте издательского дома «Бюджет» о конкурентных преимуществах региона (в скобках - наши поправки). Это высокая обеспеченность электроэнергией (после либеральных реформ тарифы так вздулись, что стонет даже крупный бизнес), наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения (при отсутствии поддержки государства аграрии не справляются с освоением территорий), собственная газо- и нефтедобыча (о ценах на топливо и говорить неприлично, в Туве бензин продают по 50 рублей за литр), высокий научно-технический, образовательный потенциал (действительно, он настолько велик, что за 20 лет никак его не уничтожат).
Типичная цитата из Жандарова: «Крупный инвестор из Израиля - девелоперская компания Mirland Development Corporation Plc, которая построила в Саратове бизнес-центр, включающий в себя и торговую часть, планирует построить логистический или индустриальный парк. Планируется построить вторую синагогу и школу для детей (видимо, еврейских, — авт.). С уверенностью можно сказать, что Саратовская область является образцом межнациональной и межконфессиональной терпимости».
Такова на самом деле инвестиционная либеральная политика по-жандаровски, благословленная губернатором Павлом Ипатовым. Зачем нам отечественная промышленность, если израильтяне дают готовые развлечения и товары с бонусом своей веры?

Ставка на творцов и созидателей
По сути, в сфере инвестиций осуществляется малоэффективная, эклектичная политика. Чем занимается профильное министерство? Как отмечает Блохина, ее сотрудники активно осваивают иностранное телефонное правило:
- Периодически созваниваются с инвесторами и интересуются, как у них дела, нет ли каких-то проблем с административными органами.
Что это, как не профанация работы?
По словам заслуженного экономиста России, академика Сергея Семенова, об эффективности инвестиционной политики свидетельствует показатель экономического прогресса, определяемый величиной затрат, приходящихся на процент прироста продукции. Нам же из года в год твердят об увеличении вложений, но не говорят об их эффективности. Даже если брать динамику, цифры выглядят следующим образом: в 2007 году инвестиции в основной капитал составляли 56,8 млрд рублей, в 2008-м - 75,3, в 2009-м - 62,5, в минувшем - 77,6. Индекс промышленного производства области в том году был 118,5 % к позапрошлому. Но такой же показатель за 2009 й составлял 90,3 %. Значит, сначала упали на 9,7 %, а затем к этой резко снизившейся базе добились роста аж на 18,5%. Что ж, есть чем гордиться.
Можно ли назвать такое затухающее «развитие» устойчивым? С подобными результатами ликвидировать дремучую экономическую отсталость и выйти на передовые рубежи однозначно нереально. Не в состоянии эти «эффективные менеджеры», специализирующиеся на управлении финансовыми потоками, вернуть экономике масштабы дореформенного уровня.
У нас 80% сельхозтехники превысило нормативные сроки службы, отсутствуют агромашиностроительные предприятия, а чины рапортуют о модернизации, не прекращая разрывать ленточки на открытии очередного торгово развлекательного центра. Блохина признает, что в регионе есть обширная кормовая база, но она развалена, как и мелиорация. У нас хлебопекарни вынуждены закупать оборудование за рубежом, кое-как выживая при диких ценах на сырье, топливо и тарифах.
По заявлению Семенова, Саратов был в свое время одной из столиц отечественного станкостроения. В дореформенном 1990-м мы выпустили 1 573 металлорежущих станков, в 2007-м - 35, в прошлом году - четыре. В этом пока не сделано ни одного. Да и заводов станкостроительных, так же как авиационного и многих других, уже нет и в помине.
А возьмем знаменитые саратовские троллейбусы. В 1990-м их в области изготовили 3 тыс., в 2008-м - 344 штуки. Почти в девять раз меньше. В последующее время наши статистики прекратили публикации, ограничившись процентами к предыдущему году. Так, в 2009-м троллейбусов произвели 122,4% к 2008-му, а в 2010-м - 50,8% к 2009-му. Теперь, видимо, нас удивят высокими показателями по результатам этого года. По сравнению с упавшим наполовину прошлым.
Топливо - это вообще отдельный бич. Проблема имеет глубокий мировоззренческий смысл, далеко за пределами одной экономики. Она порождена либерально-сырьевым беспределом, окутавшим всю Россию последнего двадцатилетия. Либеральные словоблуды говорят все, что угодно, но только не о реальном выходе из ситуации. А он вполне понятен. Во первых, необходимо снизить налоги на теплоэнергетический комплекс - НДПИ, акцизы и НДС, которые составляют 60 % от цены бензина. Во вторых, повысить вывозные пошлины на нефть. Но допускать к экспортной трубе лишь тех, кто полностью загрузил отечественные нефтеперерабатывающие заводы. В третьих, надо сформировать программу строительства новых НПЗ на одностадийных технологиях, которые существенно снижают затраты на переработку углеводородов.

Чтобы экономика заработала, необходимы эмиссионные вливания в реальный сектор и мобилизационные проекты развития. Глупо ожидать, что к нам рванутся зарубежные инвесторы, а новые русские добровольно вернут из-за рубежа награбленные состояния и примутся здесь финансировать грандиозные проекты. По доброй воле никто ничего не возвратит. Повысить налоги на бизнес и население - шаг в пропасть. Рассчитывать на собственные средства предприятий тоже нельзя - они и сейчас-то покрывают не более 50% инвестиций. Государственное планирование по принципу советских пятилеток с подключением бизнеса и науки, ставка на технократов, творцов и созидателей, а не на интернациональное ворье  единственный залог выживания и развития, повышения инвестиционной активности и как следствие уровня жизни в России.


 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться