Петровский репрессивно-маниакальный синдром
10:00, 1 июня 2011
В Петровском районе местные депутаты никак не могут выбрать нового главу администрации. Противостояние достигло такого уровня, что в ход пошли прямые угрозы и запугивание. В конфликт вовлечено руководство региональной «Единой России» и правительство области, местные правоохранительные органы. И все это происходит из-за женщины - и. о. главы администрации Светланы Батяйкиной. Чем же она так переполошила тихий район, что люди начали вспоминать о сталинских годах?
Партийная воля
Чиновница и секретарь местного политсовета «ЕР» Батяйкина выбрана исполняющим обязанности главы района в минувшем апреле. Понятно, что ее кандидатуру активно поддерживали единоросы из Саратова. Спикер областной думы Валерий Радаев назвал тогда Батяйкину «ответственным, грамотным и чутким руководителем». Помимо «чуткого руководства» женщина прославилась тем, что защищала от нападок региональных властей прежнего главу районной администрации Виктора Ряскова. Также в июле прошлого года на Батяйкину, тогда руководившую управлением образования, завели уголовное дело по поводу растраты бюджетных средств. С другой стороны, кто из чиновников не имеет за собой грешка? Да и дело прекратили.
Выставляя кандидатуру Батяйкиной на должность главы района, единороссы, по всей видимости, не сомневались, что депутаты местного собрания поддержат назначенца партии. Но не тут-то было. Прошедшие 27 мая выборы показали, что депутаты могут «брыкаться». Хотя в конкурсной комиссии присутствовал ярый лоббист Василий Синичкин, они не поддержали ставленницу «ЕР». За Батяйкину проголосовали девять человек, против — семь, один — за другого кандидата. Таким образом, для победы ей не хватило единственного голоса.
Единороссы попытались устроить повторные выборы. А когда потерпели неудачу, демонстративно покинули заседание, заявив о «паузе до следующей недели». По словам депутата Валерия Чернова, его и нескольких других «несогласных» тут же «попросили» из местного политсовета партии.
В ночь на понедельник, 30 мая произошло ЧП: неизвестные бросили во двор дома Батяйкиной две бутылки с зажигательной смесью. Пострадавшая поспешила в открытую обвинить в поджоге депутатов, голосовавших против нее. Политическую версию нападения поддержало и руководство «ЕР» в лице Валерия Радаева.
- На мой взгляд, это является вопиющим фактом, нарушающим не только законодательство и нормы человеческого поведения, но и свидетельствующим о том, что в районе есть силы, которые не брезгуют применять «технологии 90 х годов» и путем физического давления запугивать неугодных им лиц, - сказал спикер. - Тем, кто это сделал, скажу: не получится запугать.
В свою очередь, народные избранники недоумевали, для чего им надо было покушаться на и. о. главы администрации, раз ее кандидатуру уже отвергли. Более того, по мнению Чернова, в этой истории много темных пятен. По его словам, бутылки бросили во двор около двух ночи, однако женщина, по всей видимости, не спала и действовала очень оперативно: успела воспользоваться огнетушителем и вывести с территории служебную машину.
- Мы проголосовали в пятницу на собрании депутатов, она не набрала большинства и с этим не согласна. Мы ей говорим: если мы что-то сделали вопреки российскому законодательству, обратитесь в суд. Зачем ссориться? - рассказывает депутат, сторонник «ЕР» Александр Матросов. - Когда выбирали главу законодательной власти, то, понятно, поддержали «Единую Россию» как главенствующую партию. То есть получается, что мы выбрали не того, кого хотели вопреки всему, но теперь нам еще и исполнительную власть навязывают. Нам не оставляют выбора.
Через колено
В понедельник должно было состояться очередное заседание петровских депутатов. На встречу явились Синичкин, вице-губернатор Александр Бабичев, министр по делам территориальных образований Павел Беликов и первый заместитель руководителя аппарата губернатора Максим Орлов. По рассказам депутатов, Синичкин снова начал требовать, чтобы они переменили решение относительно Батяйкиной и признали выборы несостоявшимися. Муниципальные парламентарии сопротивлялись, говоря, что правительство области «в отличие от некоторых политических сил» не давит на них и «не ломает через колено». Однако кворум собрать так и не удалось.
На следующий день среди депутатов оппозиционеров начали ходить слухи, что Батяйкина обратилась в правоохранительные органы с требованием провести обыски в домах народных избранников. Чернов уверяет: эта информация вполне достоверна, она пришла из источников в силовых структурах, где в свое время трудились многие парламентарии. По его данным, женщина намерена обратиться к региональным властям, чтобы те согласно законодательству дали добро на обыск.
- Если это так, то это беспредел. Видимо, мне надо будет искать адвоката, - эмоционально говорит Матросов. - Конечно, за 47 лет я ни в чем и нигде не был замечен, но если уж эти люди готовы идти на все, я не удивлюсь, что у меня в доме найдут то, чего там не было. Не прошла кандидатура Батяйкиной - что ж тут поделаешь? На ней свет клином не сошелся. Мы «Единой России» предлагали: выставляйте другую кандидатуру, мы за нее проголосуем, но только не Батяйкину.
Депутаты даже начали вспоминать внутреннюю политику Сталина в 30-х годах. Тогда массовые репрессии часто проводились после подстроенных преступлений, например, покушений на видных партийцев, убийства Кирова, за чем последовали чистка под названиями «Кировский поток» и «Кремлевское дело».
СМИ заговорили об очередном витке противостояния правительства и «ЕР». Между тем Чернов уверен, что петровских единороссов сталкивает лбами экс-секретарь регионального политсовета партии власти, а ныне ректор Московской медицинской академии им. Сеченова Петр Глыбочко. Дескать, у него в этом городе «фазенда-дача», он дружит с главой района Геннадием Правдиным и потому имеет на местную власть свои виды. Якобы именно по заданию Глыбочко Синичкин ездит «по ночам по депутатам, обрабатывает их и грозит выражениями вроде «у вас сейчас головы от туловища отлетят».
- Мы оказались в тупиковой ситуации, - возмущается Чернов. - Мы сейчас все собрались, сидим и ждем, когда нас приедут унижать.
Именно так депутат воспринимает грозящий ему обыск. Пока неясно, к чему приведет это упорство «ЕР» в отношении своей креатуры. Но уже видно, что личное отношение к Батяйкиной оказалось сильнее партийной дисциплины. И во всей истории особенно невесела участь Синичкина, который в марте потерпел поражение на выборах главы Энгельсского района. Вполне возможно, новый проигрыш пошатнет наконец политический статус депутата-единороса.