Саратовские депутаты озаботились целевым обучением и квотированием рабочих мест для молодежи
17:13, 12 мая 2022
Депутаты регионального парламента высказали предложения по решению проблемы целевого обучения в Саратовской области и квотирования рабочих мест для молодежи. Своим видением по вопросу они поделились с «Четвертой Властью».
Вице-спикер и председатель комитета по социальной политики облдумы Ольга Болякина рассказала, что на площадке заксобрания ведется соответствующая системная работа. Сегодня прошло кустовое рабочее совещание о целевых направлениях для молодежи в саратовские вузы, где рассматривалось 17 районов. Следующее такое совещание пройдет уже завтра.
«Мы смотрим на наших выпускников во взаимосвязи «муниципалитеты – вузы», чтобы направлять их по целевым направлениям, чтобы они возвращались назад работать в районы, оставались на территории области и трудились на ее благо», - отметила Болякина.
Здесь со стороны муниципалитетов должны быть определенные меры поддержки, то есть, в первую очередь, нормативные акты по данному вопросу.
Другой момент – квотирование рабочих мест для молодежи после того, как специалисты закончат вузы. Для этого в думу внесен соответствующий законопроект. Его будут рассматривать на майской комитетской сессии. По проекту в организациях с численностью сотрудников свыше 100 человек устанавливается двухпроцентное квотирование рабочих мест для молодежи. Помимо этого, вводится ежеквартальный отчет работодателей о выполнении квоты в орган исполнительной власти.
«То есть сейчас на площадке областной думы осуществляется такая системная работа - начиная от школьной скамьи до трудоустройства молодежи. Все это, чтобы не было ее оттока из нашего региона, чтобы у нее была уверенность в завтрашнем дне. Схема такая. Я выпускник, мне дают полную информацию по вузам, со мной заключают договор о целевом направлении. Я обучаюсь, меня ведут – специалисты закреплены в каждом районе. Где прохожу практику, какие меры поддержки предоставляются, как я учусь (некоторые районы учредили премии). Практику прохожу там, где буду работать, – например, если это сфера образования, школа.
Наши работодатели должны квотировать рабочие места для молодежи. Отчет будет предоставляться в кадровые центры. И чтобы выпускники знали, что после окончания вузов их ждут на предприятиях и есть квотирование рабочих мест для молодежи. Все это - чтобы молодежь оставалась в Саратовской области», - пояснила Болякина.
***
Заместитель председателя комитета по социальной политике облдумы Вадим Рогожин считает, что в районах должна быть выработана определенная методика и система подготовки школьников к обучению в вузах по целевому направлению, чтобы они не только вернулись обратно после обучения, но и остались работать в районах на долгие годы. Сегодняшнее совещание, отметил парламентарий, выявило общую проблему, которая была высказана представителями администраций, отвечающих за образование. Парадоксально: выяснилось, что районы не могут даже собрать школьников по тому количеству квот, которые на них выделяют, хотя, казалось бы, это возможность для выпускника по особому облегченному конкурсу зайти в вуз и бесплатно обучаться. Его обязанность - вернулся на свою малую родину, которая его делегировала, и там работать.
Выяснилось несколько причин, почему школьники не хотят идти в вузы как целевики. Во-первых, в районах живет много малообеспеченных семей, уровень зарплат там ниже, чем в Саратове, и у родителей нет денег, чтобы содержать ребенка в Саратове, даже если обучение бесплатное. Им легче его отдать после 9-го класса в техникум и там сперва получить средне-техническое образование, чтобы потом он поступил на работу и дальше пошел на заочное обучение в вузе. Другой аспект – в сельских школах, как бы печально ни было признавать, уровень подготовки ниже, чем в городских. Из-за этого родители и ученики боятся получить низкие результаты по ЕГЭ, которых не хватит даже для прохождения по льготному конкурсу. Поэтому сейчас в нескольких районах запущены экспериментальные программы по медицинским и аграрным классам, где начинают готовить школьников к выбранной специальности.
«Это уже прорыв. Такие классы не во всех районах и не во всех школах существуют, поэтому здесь районным и городским управлениям образования нужно смотреть более масштабно. Выявлять в школах потенциальных учеников, которые желают дальше обучаться в вузе по целевой программе. Им учителя должны уделять большее внимание. Допустим, дополнительные занятия - это уже репетиторство, но даже в процессе уроков учитель может таких учеников чаще спрашивать, давать дополнительное домашнее задание по профильным предметам, чтобы заставлять больше готовиться и активнее работать на уроках. Тогда это будет дополнительным стимулом - получить высокие баллы на ЕГЭ. С советских времен это была общая практика, когда учитель тянул потенциального отличника, который может пойти на медаль. К ним всегда было более глубокое отношение педагогов», - отметил Рогожин.
Соответственно, считает депутат, с этими ребятами нужно проводить собеседования, понимать, желают ли они дальше учиться по определенной специальности, чтобы была ясность, что ученик, которого педагоги будут, допустим, воспитывать с 9 класса, уйдет в вуз, закончит его, вернется в район и будет работать здесь не положенных 3 года для отработки, но и дальше.
«Чтобы школьник знал, какая у него перспектива карьерного роста. Чтобы была комплексная подготовка специалиста от школьной скамьи до возврата в район как специалиста», - заключил парламентарий.