Паралич Кутякова
09:00, 31 мая 2011
Городские чиновники снова взялись решать проблемы транспортного комплекса Саратова. Помимо планов о постройке нового международного аэропорта власти замыслили глобальный дорожно-транспортный переворот в центре Саратова. На совещании у и.о. главы администрации Саратова Алексея Прокопенко прозвучала идея ликвидировать рельсы на Большой Горной, а все трамвайные маршруты, которые ходили по этой улице, перебросить на Кутякова. Плюс часть автобусных маршрутов, включая энгельсские, перебросить на эту же улицу с Московской.
Чтобы достичь заветной цели, чиновники собираются организовать движение из Энгельса от Славянской площади до Соколовой, затем по Вольской до Кутякова, оттуда по Степана Разина до Большой Казачьей и далее до железнодорожного вокзала. По мысли чиновников, именно это позволит избавиться от главной беды саратовского общественного транспорта – огромной пробки в центре города. Что случится на центральной улице Саратова Кутякова в случае реализации этой чиновничьей причуды, решил разобраться на месте репортер «Четвертой власти».
Кольцо смерти
Свой маршрут мы начали с начала Кутякова - от ул. Радищева. Здесь сосредоточен транспортный узел, распределяющий транспортные потоки в сторону Юбилейного поселка, к прилегающим к Волге дорогам и в центр Кировского района. Здесь находится остановка почти всех возможных видов городского общественного транспорта: трамваев, автобусов, маршруток и такси. Все саратовские автомобилисты знают, что пересекая это злополучное место, получаешь вброс адреналина. На этом участке то и дело случаются аварии, так как перекресток дорог не регулируемый, а переходы устроены не самым удобным образом. Когда-то глава Саратова Олег Грищенко обещал поставить здесь светофор, однако и по сей день ничего не сделано для регулирования развязки потока автомобилей.
Еще до пересечения этого перекрестка начинаются пробки на Кутякова. Прямо на углу расположена остановка трамваев и автобусов. Так, что они полностью блокируют проезд автомобилей. Последним, чтобы обогнуть остановившийся пассажирский транспорт, надо выскакивать фактически на встречную полосу и на трамвайные пути.
«Двойка» всегда стоит в пробке на Кутякова. Ее проехать - целая история. Если сюда перенесут автобусы, будет еще хуже. От трамваев и так дорогу сложно перейти», - делится пенсионерка, постоянный пассажир автобуса маршрута «2д».
На этом отрезке улицы довольно сложно сориентироваться и пешеходам. Посередине улицу пересекают трамвайные пути, к которым каждые четыре-пять минут устремляется два-три десятка пассажиров. Когда увеличится количество трамваев, число людей, шагающих на проезжую часть, возрастет в геометрической прогрессии. Кроме того, трамваи на остановке фактически перегораживают пешеходный переход.
«Я не знаю, как это отразится на движении по Кутякова, я здесь случайно. Меня больше волнуют вечные пробки на Стрелке и 1-й Дачной, но о них даже речь почему-то не идет», - говорит женщина, вышедшая из трамвая, поднимая еще одну нерешенную проблему городского транспорта.
Водители настроены к инициативе мэрии однозначно.
«Что будет, когда сюда перенесут трамваи? Дурдом будет. Здесь и так целый день невозможно проехать. Да и Московскую это никак не разгрузит», - резюмирует таксист, работающий на Кутякова.
За 10 минут нашего разговора водителем и пассажирами, мимо проехали маршрутки №№33 и 96, 11, 12, 9 и 4 трамваи, автобусы №№ 247 и 2д.
«Регистрационный» ступор
Если пройти по Кутякова дальше 100 метров по направлению к вокзалу, то обнаружится еще одно препятствие: Регистрационная пата и беспорядочная парковка перед ней по обеим сторонам дороги. Чтобы обогнуть припаркованные машины, нужно опять выезжать на трамвайные пути. А если по ним движутся трамваи, которые спустя еще 100 м тормозят на следующей остановке на ул. Горького, начинается ступор.
«А что пробки, подумаешь, пробки. Постоят, поедут… Только трамваи-то все уже изуродованные, старые, что их переносить-то? Нужно покупать новые», - скептически замечает местный старожил Владимир Викторович.
Следующее препятствие для автомобилистов появляется через дом от Регистрационной палаты. Там недавно открылся «Верхний рынок» со всеми вытекающими обстоятельствами. Здесь и так было тесно от припаркованных машин. Теперь добавились новые и главное - грузовые машины, которые подвозят товар. Их водители медленно пытаются повернуть в заезд на рынок или просто нагло разворачиваются и припарковываются задом к тротуару. Если здесь же стоит трамвай на остановке, то автомобилям проехать по Кутякова невозможно.
Та же самая ситуация складывается через два квартала - на оптово-розничном рынке на Рахова.
Но гораздо худшая проблема возникает ближе к Астраханской. Здесь недавно с триумфом открыли громадный торговый центр «Триумф-молл», где предусмотрели даже подземную стоянку для клиентов. Вот только незадача - ни проектировщики, ни чиновники, дающие разрешение на строительство, то ли по скудоумию, то ли из каких иных побуждений не подумали о том, что подъезда к этой стоянке нет. Желающие припарковаться посетители торгового центра выстраивают свои автомобили в очередь, которая порой тянется до Рахова и полностью блокируют одну полосу многострадальной Кутякова. Так что проезжающему мимо транспорту снова приходится выезжать на трамвайные пути. Если впереди, на остановке на углу Астраханской, стоит трамвай - опять же образуется затор.
Теперь можно воочию представить, что будет, если на Кутякова перекинут трамваи с Б. Горной и энгельсские автобусы. Когда трамваев и автобусов станет еще больше, выполнять маневры станет не просто сложнее и опаснее, но невозможно. Наступит полный паралич движения от Радищева до Астраханской.
Саратовцам остается надеяться, что непродуманные инициативы, которые появились в дурных головах, не найдут реального воплощения. В ответ на эту инициативу сверху появилась инициатива снизу - переселить саратовскую мэрию в здание Регистрационной палаты, чтобы чинуши на своей шкуре и на своей голове почувствовали прелести своих проектов по расшиванию городских пробок. Уж лучше пусть ничего не делают и не высовываются на улицу из своих кабинетов.
Кстати
Министерство транспорта и дорожного хозяйства области проверило движение автобусов по улице Московская в Саратове. В ходе ревизии выяснилось, что в задержках движения виновны автобусы маршрута №11, а не на направления «Саратов - Энгельс». Не нужно даже делать проверки, чтобы увидеть, что так на самом деле и есть. Поэтому можно с уверенностью предположить, что причина переноса энгельсских маршрутов на параллельные улицы связана не с заботой о гражданах, а скорее наоборот - с удовлетворением меркантильных интересов владельцев саратовских маршрутов на этом направлении и чиновников, которые им покровительствуют.
P.S. На сайте «Четвертой власти» с 5 по 14 мая проводилось голосование читателей по вопросу: «К каким последствиям приведет решение властей Саратова о переброске трамвайных и автобусных маршрутов на улицу Кутякова». Подавляющее число участников опроса (66,7%) считают, что приведет к параличу движения транспорта. Приведет к блокированию движения возле «Триумф-Молла» - таково мнение 9,7% респондентов. Что ухудшится здоровье жителей окружающих домов, посчитали 3,5%. И лишь 14,2% опрошенных уверены, что переброска трамваев поспособствует разгрузке соседних дорог. 6% выбрали вариант ответа: «я работаю в мэрии и полностью поддерживаю это решение».