Администрации районов Саратовской области не согласны с распределением денег на сельские и муниципальные дороги
11:20, 10 ноября 2021
В Саратовской области некоторые поселения просто не увидят ремонта дорог, а при ремонте сельских дорог может не остаться денег на асфальт. Это выяснилось 9 ноября на заседании рабочей комиссии по контролю за ремонтом автомобильных дорог и благоустройством территорий областной думы.
Председатель комиссии Вадим Рогожин отметил, что всего на ремонт сельских дорог в области, исходя из инициативы Вячеслава Володина, планируется выделить более 1,5 миллиарда рублей из расчета 3 тысячи рублей на жителя. Притом 136 населенных пунктов в 22 районах могут не получить этот межбюджетный трансферт, что затронет порядка 60 тысяч человек.
Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Алексей Быков пояснил, что обозначенные средства распределяются по закону. Исходя из административно-территориального деления, их не получают так называемые городские поселения. Между тем, другая доходная статья - транспортный налог - не разделяется между городскими и сельскими поселениями.
Рогожин отметил, что по такому принципу определенные сельские поселения получат трансферты на сельские поселения, плюс район будет им давать часть полученных денег от транспортного налога и акцизов. А села в МО городских поселениях будут ущемлены.
Его опасения подтвердили и главы районов.
Глава администрации Новобурасского района Алексей Воробьев отметил, что некоторые поселения просто не увидят ремонта дорог.
«Речь шла о каждом сельском жителе. И жители районов, в частности нашего, это слышали. У меня выпадает 14 сел из 32, это практически 40% - мол, извините, вы городской житель. Они имеют статус села в черте городского поселения. Проблемы будут», - заметил глава.
С другой стороны, в районе остается транспортный налог, он составляет около 34 млн рублей, 6 млн рублей забирают в виде акцизов. Между тем, как и в Базарно-Карабулакском районе, в районе порядка 150 км межпоселенческих дорог. Как показывает практика предыдущих лет, в рамках имеющихся денег можно отремонтировать максимум 3 межпоселковые улицы, а все остальные деньги уходят на ремонт межпоселенческих дорог, потому что они имеют большее значение. И то, в основном, это упирается в проведение ямочного ремонта и хорошо если 2-3 км защитного слоя. Ситуация притом с каждым годом ухудшается.
«Если региональные дороги у нас в районе просто в отличном состоянии, то межпоселковые, муниципальные год от года становятся хуже и хуже. И за 26 млн рублей – мы просто прикинули – мы в село вообще не войдем ни в одно. Мы будем содержать межпоселенческие дороги, обслуживать, чистить их, но про ремонт практически нельзя говорить будет», - пояснил Воробьев.
Его слова поддержал глава Базарно-Карабулакского района Олег Чумбаев. Так, он рассказал про Свободинское муниципальное образование. Сейчас в нем 5 800 жителей, и оно имеет статус городского поселения. На весь район получит акцизов и транспортного налога 50 млн рублей. 17 из них нужно отдать на Свободинское МО. Притом еще в районе 241 км межпоселенческих дорог, на восстановление и поддержание в нормативном состоянии которых в основном и тратятся средства от транспортного налога и акцизов. На то же Свободинское МО приходится 1,4 млн рублей акцизов.
«Не хотелось бы, конечно, 17 млн рублей терять. А самое главное – как объяснить жителям, почему в полтора км друг от друга кому-то асфальтобетон кладут, а кому-то только щебенку отсыпали», - заметил Чумбаев.
Другая проблема, которую подняли присутствующие, состоит в том, что при ремонте сельских дорог может не остаться денег на асфальт. Депутат Иван Бабошкин (бывший глава Саратовского района) отметил, что в регионе очень много грунтовых дорог, которые нужно полностью асфальтировать. Между тем средства, полученные сельскими территориями в рамках межбюджетного трансферта, уйдут в большей степени на проекты, но не ремонтные работы. Олег Чумбаев подтвердил, что проект - самое дорогое при восстановлении дорог.
«Проект – самое дорогое. Потом экспертиза. Проект сделали, цены поменяются с нового года на щебень, на все. Мы с этим сталкивались – сделали, экспертизу прошли – деньги на ветер», - посетовал он.
Бабошкин заметил, что перед главами не стоит задача освоить деньги. Нужно в первую очередь положить асфальт. Он предложил министерству транспорта и дорожного хозяйства проработать вопрос об объединении составления сметы, проекта и экспертизы в один блок с участием прокуратуры.