Лидер солдатских матерей предлагает упразднить институт омбудсмена

Председатель Саратовского регионального союза солдатских матерей Лидия Свиридова подала иск о защите своего достоинства и деловой репутации против местного уполномоченного по правам человека Нины Лукашовой и вице-спикера областной думы Михаила Кискина. При

10:00, 24 ноября 2009

Председатель Саратовского регионального союза солдатских матерей Лидия Свиридова подала иск о защите своего достоинства и деловой репутации против местного уполномоченного по правам человека Нины Лукашовой и вице-спикера областной думы Михаила Кискина. При этом в отличие от других подобных дел, получивших сегодня широкое распространение в губернии благодаря региональному отделению «Единой России», в своем иске общественница не собирается требовать с ответчиков выплаты компенсаций. Правда, Свиридова выступает за упразднение института уполномоченного.

Эта история получила свое начало еще весной. Тогда на одном из официальных мероприятий Лукашова позволила себе несколько нелицеприятных высказываний в адрес лидера местных солдатских матерей и ООО «Бюро судебно-медицинской экспертизы», с которым Свиридову связывают партнерские отношения в деле защиты прав призывников.
Общественницу Лукашова обвинила в том, что она рекомендует кандидатам в армию обжаловать заключения военно-врачебных комиссий в том самом бюро. Последнее, с ее слов, не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности по ВВК, да и вообще является незаконным учреждением, грубо нарушающим права лиц призывного возраста.

Честь вне цены
Загвоздка заключается в том, что бюро никогда не претендовало на проведение военно-врачебной комиссии, а лишь осуществляло экспертизу состояния здоровья призывников, что, с юридической точки зрения, является разными вещами. К тому же учреждение имеет лицензию на медицинскую экспертную деятельность и государственную регистрацию.
«ООО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в рамках своей лицензированной деятельности имеет право провести экспертное исследование состояния здоровья любого гражданина, в том числе и призывника. Поскольку призывник имеет все права, предоставленные гражданину РФ, следовательно, он имеет право выбрать для проведения независимой экспертизы любое медицинское учреждение, в том числе и ООО  «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Таким образом, обращение призывников в названное медицинское учреждение не только не нарушает их права, а напротив, существенно их расширяет, предоставляя возможность призывнику самому выбрать: пойти в военное, либо в гражданское медицинское учреждение», - пишет в своем заявлении Свиридова.
За общественницу, являющуюся с недавних пор к тому же заместителем председателя регионального отделения партии «Яблоко», заступился предводитель местных «яблочников» Дмитрий Коннычев. Он направил уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину и в областную думу, которая утверждает регионального омбудсмена, письмо с просьбой дать оценку высказываниям Лукашовой. Лукин от конфликта поспешил откреститься, а из регионального парламента в партию пришел ответ от вице-спикера Кискина. Народный избранник подтвердил правоту Лукашовой.
Свиридова считает, что информация, озвученная местным уполномоченным по правам человека и областным депутатом, характеризует ее «как юридически неграмотного руководителя», «нечестного человека, склонного к обману и использующего его в своей работе», «участника некоей организованной, действующей незаконно (преступной) группы». Общественница полагает, что в целом это наносит ущерб ее достоинству и деловой репутации.
Стоит отметить, лидер солдатских матерей намеревается лишь признать не соответствующим действительности высказывания Лукашовой и Кискина. Никаких материальных притязаний в иске нет. «Я даже не представляю, в каком денежном размере могу оценить свое достоинство. Если назову любую сумму, все равно мое достоинство на меня обидится», - иронично заметила в интервью корреспонденту «Четвертой власти» Свиридова.

Уполномоченный против человека?
Между тем, сейчас лидер солдатских матерей ставит вопрос о целесообразности дальнейшего существования института уполномоченного по правам человека в Саратовской области. «Двадцать лет назад я была среди тех, кто активно продвигал должность омбудсмена в России. Поэтому я имею моральное право сегодня, когда этот институт превратился в нашем регионе в карательный орган и изменить ничего нельзя, что подтвердили обращения к Лукину и в областную думу, выступить за его ликвидацию, поскольку он вредит защите прав человека», - объясняет свою позицию Свиридова.
По мнению общественницы, «институт уполномоченного на примере Саратовской области изжил себя»: яркое тому подтверждение недавние сигналы в СМИ о пытках в местных СИЗО, бунты в колониях, сложная ситуация с призывом. Особенно Свиридову возмущает то, что после заявления Лукашовой «Бюро судмедэкспертизы» «пережило прессинг со стороны контрольных органов», во время которого учреждение «не могло полноценно работать и помогать призывникам в защите их прав».
Руководитель бюро Анатолий Каракотин подтвердил нашей Интернет-газете, что «по инициативе регионального парламента и омбудсмена в его фирме за полгода было проведено 6 проверок Фрунзенской районной прокуратурой, областным министерством здравоохранения, местным филиалом Росздравнадзора».
Член Общественной палаты Саратовской области, председатель региональной общественной организации трезвости и здоровья Наталья Королькова, комментируя «Четвертой власти» заявление Свиридовой, заметила, что «не была бы столь категорична в вопросе дальнейшего существования института уполномоченного. Все зависит от человека, избранного на должность омбудсмена, поэтому говорить, что институт изжил себя, не совсем правильно».
Впрочем, по мнению Корольковой, «большинство местных чиновников, в том числе и уполномоченный, не умеют сотрудничать с настоящими, боевыми, инициативными общественными организациями». Часто это выливается в «подхалимаж»: вроде бы власть дружит с общественностью.
Королькова считает, что нынешний омбудсмен мог бы работать и лучше: «Напомню, недавно в России был создан самостоятельный институт уполномоченного по правам ребенка. За введение аналогичной должности у нас в губернии выступает Общественная палата Саратовской области. Однако Лукашова выступила с инициативой создать при себе советника по проблемам детства, а не ввести самостоятельную структурную единицу. Это говорит о том, что человек не терпит рядом с собой конкуренции».

История с уже известным концом
«С моей стороны конфликта с Лидией Свиридовой никакого нет, я с ней лично не знакома, - заявила «Четвертой власти» омбудсмен Нина Лукашова. – Я положительно отношусь к работе «Союза солдатских матерей» и её председателя. Союз выполняет большую работу по защите прав призывников, военнослужащих. В этой части мы выполняем общее дело, содействуем защите прав определенной группы населения. И откровенно скажу, звонят, интересуются: как найти «Союз солдатских матерей», как с ними связаться? Что в очередной раз говорит о востребованности организации. Они берут на себя значительный объем работы в этом плане.
Что касается позиции Свиридовой о перспективах института уполномоченного по правам человека – это её полное право высказывать свое мнение. Но, скорее всего, это отношение не к институту, который «набирает обороты» в регионах России, а, возможно, личное отношение к конкретному человеку. Институт уполномоченного на территории нашего региона действует более 10 лет. Он прошел путь становления. И в настоящее время можно с полной уверенностью говорить, что институт уполномоченного по правам человека в Саратовской области состоялся»
.
Между тем, председатель комиссии по законности, правопорядку, защите прав граждан Общественной палаты Саратовской области, директор центра правовых технологий «ЮРКОМ» Николай Скворцов сомневается в успешности иска Свиридовой. По нашей просьбе юрист ознакомился с проектом заявления лидера солдатских матерей и пришел к выводу, что «по существу истцом не доказано распространение сведений, порочащих его достоинство и деловую репутацию, а информация, озвученная ответчиками, предельно корректна по форме и содержанию». Кроме того, Скворцов считает, что, вероятнее всего, заявление будет оставлено без движения, чтобы дать возможность истцу исправить имеющиеся недостатки, так как документ оформлен с нарушениями процессуальных норм.
Не приходится сомневаться, что зарождающийся судебный процесс несет в себе больше политический смысл, нежели юридический. Свиридова, вдоволь нахлебавшаяся за эти годы безразличия чиновников, как нам кажется, просто хочет привлечь внимание номенклатуры и общественности к ситуации с призывом, который год от года становится все драматичнее.



Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться