Тихая и смешная предвыборная кампания в Государственную думу
19:57, 16 сентября 2021
В России закончилась предвыборная кампания. Граждан ждет трехдневное голосование с 17 по 19 сентября. Где-то, как в Саратове, выборы проходят в городские думы, но самое интересное голосование для всей страны, конечно, касается Госдумы. При этом предвыборная кампания кандидатов и партий оказалась фактически для них самой тихой и малозатратной, возможно, за всю историю российских выборов.
Если смотреть на предвыборную кампанию в Саратовской области, то здесь деньги из избирательных фондов мало тратились на агитационные печатные материалы и баннеры на улицах и в СМИ. По сути, баннеров не было вовсе ни от одной партии за исключением отдельных случаев - например, традиционных билбордов ЛДПР. «Единая Россия» визуально будто бы молчала и агитации не вела. Это касается и самой партии, и ее кандидатов (опять же за исключением отдельных случаев).
Вероятно, партия власти решила не тратить средства на рекламу, а направить ресурсы на рассказ о своих делах сделанных и планах реализации принятой программы «ЕР» на следующие годы. Другие политические силы, как обычно, сосредоточились на критике «Единой России». Видимо, за неимением больших денег они также не вкладывались в визуальную и печатную агитацию.
В основном же вся агитация и борьба ушла в интернет, в частности, в социальные сети. Там можно было встретить много критики, провокационных и фейковых вбросов партий в отношении друг друга. Агитация велась по типу сетевого маркетинга от аккаунта к аккаунту. «Новые люди» наиболее конкретно уловили эту новую выборную технологию, сделав своим лидером Алексея Нечаева, хозяина одной известной коммерческой сети продажи фирменных товаров. Однако в России интернет-пространство пока не является доминирующим ресурсом для преподношения информации народным массам. Телевизор остается главным источником информации, но там, кроме дебатов, ничего замечено не было, хотя и их назвать яркими трудно. В Саратовской области даже был случай, когда на дебатах по ТВ, правда, для кандидатов в городскую думу, никто не явился, кроме представителя одной партии.
На «большом ТВ» также ничего интересного замечено не было. Теледебаты проходили в несмотрибельное время и на них, как обычно, самым ярким был неунывающий родоначальник ЛДПР Владимир Жириновский. Все, что обсуждали по поводу дебатов, было связано, в основном, с его скандальным поведением и высказываниями. Например, в одном из последних эфиров у него несколько упали штаны, что стало более интересной темой для обсуждения среди избирателей, чем содержание речей участников дебатов.
Агитация и контрагитация в соцсетях на этих выборах впервые вышла на столь серьезный и масштабный уровень. Правда, потребители информации в интернете являются пассивными избирателями. Это в основном молодежь и люди среднего возраста. Они, как правило, ходят голосовать неохотно, но зато им интересно читать о предвыборных склоках в сети. Может быть, их таким образом стимулируют пойти на избирательные участки? Даже молодые кандидаты от КПРФ в основном сконцентрировались на работе в интернете, надеясь привлечь на участки молодой электорат, который, опять же, едва ли определит результаты выборов. Отдельной строкой в этом ряду стоит пламенный и неутомимый борец за новый передел Валерий Рашкин, с регулярностью зазывавший электорат на несанкционированные митинги и буквально сросшийся с табуретом, с которого толкает свои речи.
К яркому моменту в кампании можно отнести запуск в интернете провокационных сатирических видеороликов, в которых партии преподносились через высмеивание их самых негативных тенденций и глупых призывов, доводя до абсурда. Например, в роликах, как бы призывающих голосовать за ЛДПР, были сюжеты общения между собой представителей сексуальных меньшинств. А в ролике за ЕР три молодые женщины рассуждали о членах с отсылом за каких членов партии нужно голосовать. Досталось всем парламентским партиям. Такой креативный подход был использован впервые. По меньшей мере, к этим видеороликам удалось привлечь внимания публики.
Стоит отметить, что в этой предвыборной кампании доминировала активная медиа-атака против партии КПРФ. Она шла везде: по ведущим телеканалам в выпусках информационно-аналитических программ, в интернет-изданиях и соцсетях. Ничего подобного в прошлые выборы не было. Подобное «широкоформатное» «мочилово» было разве что в 1993 году, когда решалась судьба президентства в России. Тогда Геннадия Зюганова с компартией СМИ атаковали по полной программе. Борис Ельцин едва победил.
На наш взгляд, нынешние нападки на КПРФ вызваны тем, что в партии сформировалось крыло радикальной оппозиции по главе с Валерием Рашкиным, выходцем из Саратова и первым секретарем московского горкома. В Саратовской области роль главного радикала и неотроцкиста исполняет депутат регионального парламента и блогер Николай Бондаренко. Своими действиями и связями с навальнистами они радикализируют коммунистическую партию как таковую, заваливая ее в реакционное течение. Таким образом, КПРФ выпадает из списка системной оппозиции, склоняясь к коллаборационистским движениям.
Очевидно, поэтому КПРФ решили «наказать». Началась кампания против коммунистов, чтобы не допустить прихода оголтелых радикальных элементов в Госдуму и заодно преподать урок руководству КПРФ. Насколько эти действия были эффективны против компартии, покажут результаты выборов.
О ситуации с кампанией в Саратовскую городскую думу читайте в нашем следующем материале.