Борьба с нелегальными пассажирскими перевозками вышла на новый уровень. Только этого мало
13:02, 16 сентября 2021
В городе Ершове, несмотря на активное противодействие контролирующих органов, продолжает царствовать беззаконие в межмуниципальных перевозках по маршруту «Ершов-Саратов». Уже два года официальный перевозчик — Ершовское АТП — терпит убытки из-за присутствия на маршрутах нелегалов, активная борьба с которыми началась лишь в текущем году. ООО «Билетный терминал», являющийся официальным перевозчиком по маршрутам «Дергачи-Саратов», «Озинки-Саратов», регулярно без законных оснований заезжал в Ершов за основным пассажирским трафиком, и до поры до времени это сходило коммерсантам с рук.
Ситуация начала меняться, когда на проблему обратил внимание депутат государственной думы Николай Панков. После его обращения областная прокуратура в марте инициировала проверку, которая вскрыла факты нарушений. По представлению прокуратуры к решению проблемы подключилось управление антимонопольной службы, и 17 июня стало известно, что ведомство уличило ООО в нарушении статьи 14.8 Закона о защите конкуренции (запрет недобросовестной конкуренции), поэтому объявило предупреждение о необходимости прекращения посадки и высадки пассажиров в Ершове.
На исполнение решения «Билетному терминалу» отвели 10 дней. В связи с этим несколько удивила информация, размещенная на сайте УФАС, что «Билетный терминал» сообщил, что прекратил свои незаконные перевозки 21 августа. Получается, что вместо исполнения указаний антимонопольной службы нарушитель еще 2 месяца занимался незаконной коммерцией в Ершове без правовых последствий для себя? Но даже 21 августа «Билетный терминал» никуда не ушел. 1 сентября областная прокуратура сообщила, что ершовской прокуратурой совместно с ГИБДД была проведена проверка, согласно результатам которой установлены факты движения транспортных средств в Ершове под видом заказных перевозок с отклонением маршрута - «Дергачи-Саратов» и «Озинки-Саратов».
Неисполнение предписания УФАС грозит нарушителю солидным полумиллионным штрафом, и собранные материалы прокуратура уже направила антимонопольщикам. Ершовское АТП также 21 июля подало в УФАС заявление, в котором просит дать правовую оценку нарушениям «Билетного терминала» и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют регулярные перевозки под видом заказных. В контролирующий орган были переданы билеты, расписание нелегалов и прочая информация, свидетельствующая о нарушениях.
Хватит ли этого, чтобы прикрыть раз и навсегда анархию, творящуюся на межмуниципальных перевозках в Саратовской области? Однозначно, нет.
«Билетный терминал» как осуществлял в Ершове свою деятельность, так и продолжает. Работающие под его лицензией автобусы просто сняли таблички официальных маршрутов «Дергачи-Саратов» и занимаются регулярными перевозками по Ершовскому направлению под видом заказных. В Ершове стоят кассы «Билетного терминала», ежедневно торгующие билетами по маршруту «Ершов-Саратов», и приобрести билет на конкретное время и дату может любой желающий. Т.е. осуществляются совсем не заказные перевозки, когда транспортной компании приносят список пассажиров и просят организовать перевозку из пункта А в пункт Б, а нелегальные ежедневные перевозки по расписанию. Аналогичная ситуация складывается в Балтае и Базарном Карабулаке, где регулярные перевозки под видом заказных осуществляются под вывеской компании «Ной».
Противоправная деятельность ведется в открытую много лет, и до сих пор никто ее не пресек. По логике вещей наводить порядок на межмуниципальных перевозках должно Министерство транспорта Саратовской области. И дело не только в том, что оно выступает законным регулятором данной деятельности. Дело еще и в доходах, которые теряет бюджет из-за того, что прибыль с незаконных перевозок оседает в карманах изобретательных бизнесменов, а не в казне. Например, из-за деятельности нелегалов управляемый минтрансом «Автовокзал» теряет только на продаже билетов порядка 40-50 тысяч рублей ежедневно, в месяц - до полутора миллионов рублей, а в год - больше 15 миллионов. Непозволительная роскошь с учетом бюджетных проблем Саратовской области и убытков, которые показывает «Автовокзал» последнее время. На этом фоне пассивность минтранса при потере денег ничем не объяснима. В такой ситуации, имея все возможности и рычаги, именно министерство должно быть главным заинтересованным лицом в наведении порядка, но этого не происходит. Вся борьба ведется на бумаге.
На бумаге полтора года назад открылась комиссия по борьбе с незаконными перевозками. До сих пор о ее деятельности ничего не слышно, реальных дел не видно. Может быть, минтранс и ведет какую-то работу, но она совершенно не заметна, потому что в межмуниципальных перевозках продолжает царствовать бардак и ничего не меняется. Сложно понять, как регулятор перевозок мог 2 года знать, но не обращать внимания на нарушения, которые совершал «Билетный терминал», являясь при этом еще и официальным перевозчиком. Что, у минтранса нет рычагов и возможностей для наведения порядка? Конечно, есть. Когда проблема озаботила депутата Госдумы Николая Панкова и он обратился в прокурату, рычаги сразу нашлись, прокуратура во всем разобралась, заняв последовательную позицию и доведя начатое до логического завершения. Что мешало минтрансу пойти аналогичным путем, тем более, у него в руках есть мощнейший надзорный инструмент в виде госавтонадзора, - непонятно.
Решением проблем, связанным с наведением порядка на межмуниципальных перевозках в Ершове, занимались все: депутат Госдумы, прокуратура, ГИБДД, глава администрации Ершовского района Светлана Зубрицкая, которая понимает, что из-за действий нелегалов может исчезнуть районное транспортное предприятие, а вместе с ним - рабочие места для ершовцев. Не видно только работы того исполнительного органа, который в первую очередь должен наводить порядок в интересах безопасности отрасли и областного бюджета. Редакция «Четвертой Власти» продолжает следить за развитием ситуации.