Может ли в Саратове повториться трагедия с перевернувшимся батутом?
16:41, 4 июня 2021
После трагедии с перевернувшимся уличным батутом в Барнауле, когда пострадали дети, власти экстренно вспомнили о существовании уличных аттракционов и их потенциальной опасности, пошла эта «волна» и по Саратовской области. Редакция «Четвертой Власти» решила проверить, как обстоят дела с батутами в Саратове. Оказалось, что и у нас не все так радужно.
Сначала напомним, что именно случилось в Барнауле 30 мая – надувной батут перевернулся (по одним данным, крепления не выдержали порыва ветра, по другим - лопнул из-за перекачки), в итоге тяжело пострадали две девочки. В мэрии Саратова сообщили, что в городе выдано 5 разрешений на установку таких аттракционов. Кроме того, батуты раскиданы в парках и еще неизвестно, сколько на территории Саратова нелегальных объектов. Корреспондент 4В осмотрел 6 батутов в центральной части города.
Так, в двух точках – в Детском парке и в Липках – у надувных батутов отсутствовало ограждение, но при этом была небольшая ограда у вентиляторов и электрических установок. Между тем, согласно ГОСТу, заграждения должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от самого батута. Еще одна проблема – отсутствие на месте эксплуатационной документации, в которой прописан порядок работы аттракциона. Корреспондент обратился за разъяснением к руководителю испытательной лаборатории ООО «Научно-внедренческое предприятие «ДИАМЕТ» Александру Романову, можно ли эксплуатировать аттракцион без ограждений.
«Каждый эксплуатант определяет его (ограждения) конструкцию. От ленточек до железных заборов. Главное - ограничить допуск к вентиляторам и электрическим установкам», - рассказал эксперт.
У одного из аттракционов рядом с торговым центром «Сиеста» расположился еще один батут. Вроде бы у него все хорошо. Есть ограждения, документация при себе, но не все соединительные кольца привязаны тросами, что является прямым нарушением ГОСТа, так как это не обеспечивает полной фиксации аттракциона к земле. Также до недавних пор он стоял грязным, а потом его помыли, но чистым батут так и не стал. Отметим, что его загрязнение правилами все равно запрещается
Еще один спорный момент, встретившийся у 2-х аттракционов, – крепление батута, – обнаружился в сквере на 1-й Дачной и в сквере Дружбы народов в Заводском районе. Так, в первом случае аттракцион привязали тросом к забору, который ограждает дорогу от пешеходной зоны, хотя по ГОСТу запрещается крепить воздушные батуты за ограды. Во втором случае батут вовсе привязали к дереву. Хотя по государственному стандарту крепление должно осуществляться на вбитых в землю анкерах, либо при помощи бетонных блоков. Тут мы снова обратились к руководителю испытательной лаборатории Александру Романову.
«Запрет на крепление к ограждениям это, по задумке разработчика, имелось в виду к ограждениям аттракционов, которые, как правило, легкие, не капитальные. Про деревья в ГОСТе ничего не написано», - пояснил эксперт.
По его словам, при креплении батутов необходимо руководствоваться здравым смыслом, то есть теоретически крепить можно и к дереву, если ты полностью уверен в его надежности. Это понятно, ведь речь идет о безопасности детей, которые пользуются такими аттракционами.
В сквере Дружбы народов обнаружилось еще одно нарушение – одним из операторов (тех, кто следит за аттракционом) оказалась 17-летняя девушка, хотя ГОСТом сказано, что ответственное лицо должно быть не младше 18-летнего возраста. Владелец батута пожаловался на кадровый голод, но в этом вопросе не может быть никаких извинений.
Отметим, что наиболее «правильный» батут был найден в городском парке: он правильно закреплен, заграждения есть и находятся на достаточном удалении от объекта, а операторы все совершеннолетние и даже соблюдают меры защиты против коронавирусной инфекции.
В итоге из пяти проверенных в Саратове воздушных батутов явных нарушений не обнаружилось только у двух: в городском парке и в сквере на 1-й Дачной. То есть больше половины из них небезопасны с точки зрения нормативов. Важно, чтобы чиновники, которые после трагедии в Барнауле начали спешно обходить уличные аттракционы, знали все эти важные «тонкости». Еще важнее, чтобы на эти детали обращали внимание родители, которые решили устроить своим детям праздник. Напоследок отметим, что этот материл не отражает полной картины. Под вопросом еще остается техническое состояние оборудования и непосредственно самих батутов, которые должны проверять специализированные органы.