Целевики должны проходить тщательный отбор
17:03, 2 июня 2021
2 июня в Саратовской областной думе состоялось рабочее совещание. Оно было посвящено организации целевого обучения в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального или высшего образования, и сопровождению профразвития молодых специалистов в регионе. Однако по своему формату фактически это были депутатские слушания. В думе собрали представителей министерств труда, образования и здравоохранения, ректоров и проректоров ведущих саратовских вузов, представителей муниципалитетов, которые отвечают за профильное образование в них. Присутствующие обсудили заявленные вопросы, а по итогам совещания были сформулированы рекомендации.
Комментируя «Четвертой Власти» итоги совещания, депутат облдумы Вадим Рогожин сказал, что он предложил создать единую систему или нормативную базу, которая вберет в себя методические предложения, рекомендации, алгоритмы действий в сфере реализации программ среднего и высшего образования, которые готовят разные институты, подразделения, министерства и ведомства. И она станет ориентиром и регулятором для колледжей, техникумом и вузов в Саратовской области.
«Соответственно, необходимо создать и координационный совет, который бы все это собирал и аккумулировал, при двух зампредах: правительства – Грибова и думы –Болякиной», - уточнил парламентарий. Рогожин добавил, что после заседания Ольга Болякина сказала, что тоже, как и он, думает о создании такой системы.
Например, рекомендовано в разработку и реализацию региональной программы преодоления дефицита педагогических кадров внести раздел об организации целевого обучения. Институту развития образования рекомендовано обеспечить соответствующее научно-методическое сопровождение. Все это и другое следует аккумулировать таким образом, чтобы система и нормативная база были применены всеми учреждениями профессионального образования и вузами и принимались ими с учетом, что они ориентируются на нормативы федеральных министерств и агентств, к которым относятся.
Отметим, эта тема была поднята в рамках установки председателя Госдумы Вячеслава Володина на то, что нужно заниматься более качественным профобразованием в техникумах. Они должны готовить специалистов, которые выходили бы на места работы уже квалифицированными кадрами. Для этого и нужно совершенствовать систему образования в среднеспециальных учебных учреждениях. С другой стороны, спикер неоднократно отмечал серьезную проблему по целевикам.
Вадим Рогожин отметил, что проблема с подготовкой студентов по целевому назначению общеизвестна, и в ней есть три составляющих. С одной стороны, не хватает заявок по некоторым специальностям в некоторых вузах. С другой же, по трендовым профессиям целевиков очень много и даже возникают отдельные конкурсы по ним. Вторая сложность с целевиками – поступившие до конца недоучиваются по разным причинам. Люди поступают в вузы неподготовленными, с низким уровнем образования и желанием учиться. Третье - целевики по разным причинам не возвращаются на территорию дислокации, откуда их делегировали на обучение.
«С этим нужно бороться. В муниципалитетах нужно работать с учащимся и их агитировать, чтобы они шли по тем профессиям, которые нужны данному району и есть вакансии. Вплоть до того, чтобы закрепить персональную ответственность за обучение целевиков, что, в принципе, и предусмотрено в рекомендациях совещания», - пояснил парламентарий.
***
Собравшимся представили данные, что в 2020 году по целевому назначению было запланировано 981 целевое место, по договорам приняли 744, то есть 76% от плана. На 2021 год вузами выделено 1 806 мест для целевиков, это 21% от всех бюджетных мест.
Отдельная проблема, которую обозначили на совещании, состоит в том, что, например, в образовательных организациях области имеется 637 вакансий притом, что доля педагогов в возрасте старше 55 лет почти 26%. В организации приходит меньше учителей, чем в них есть потребность. Соответственно, доля нехватки специалистов повышается. Все пока еще держится на людях пенсионного возраста, которые остаются работать, иначе дефицит кадров в образовательной среде был бы огромным. Как выяснилось, только 18% выпускников приходят работать по специальности. Соответственно, здесь нужно работать с целевиками по направлению.
Если взять другую сферу, медицину, то дефицит врачей в ней составляет 2058 человек, по среднему медперсоналу – 1044. Между тем в СГМУ сейчас обучаются 946 целевиков, в медколеджах - 325. В 2020 году в медуниверситете приняли 206 абитуриентов, а выпустили 143 человека. То есть около трети не трудоустроились по различным причинам. Одни из них - служба в армии, семейные обстоятельства. Однако есть и те, кто бесследно пропадают, и об их месте нахождения и работе нет никаких сведений. Небольшая часть просто выплачивают штраф, возмещая прошедшее обучение. Последним целевое назначение нужно, чтобы легко закрепиться в вузе, вероятно, они рассчитывают, что, пока учатся, накопят денег, откупятся и поедут работать, например, в Москву, где платят больше, и там они быстро «отобьют» штраф за целевое обучение.
Чтобы этого не происходило, Вадим Рогожин предложил действенную меру. Он подчеркнул: нужно, чтобы на учебу направлялись те люди, которые действительно хотят обучаться и вернуться на малую родину, и чтобы во время обучения к ним было более пристальное внимание.
«Я предложил такой подход: при отборе целевиков, когда есть конкурс, проводить собеседование с абитуриентами с участием психолога и специалиста по данному направлению и профессии, которой он хочет учиться. Более внимательно и глубоко проводить опрос поступающих, вплоть до тестирования, чтобы понять истинные намерения человека и при этом оценить его способности: может ли он еще учиться по данному направлению, потому что ЕГЭшные баллы об этом явно не говорят», - заметил депутат. - Нужно понять, использует ли поступающий квоту, чтобы гарантированно стать студентом, а потом откупиться и не работать, или это потенциальный специалист, который искренне хочет доучиться до конца и работать на своей малой родине.
Внедрение такой формы поможет изначально снять многие дальнейшие проблемы с обучением и направлением студентов. К сожалению, я так понял, подобная практика вузами не проводится, якобы нет таких нормативов по ней. Соответственно, в рамках этой программы, над которой мы работаем, нужно сформировать рекомендации для министерства науки и высшего образования и министерства просвещения, чтобы они их приняли и внесли в качестве рекомендаций для вузов», - считает Рогожин.
Все поступившие предложения будут приняты в работу и, возможно, Саратовская область получит решение проблемы на правовом уровне.