Агония архитектурного дна перед культурным наследием
09:00, 13 апреля 2021
Посылы председателя Госдумы Вячеслава Володина о сохранении саратовской исторической среды дают свои плоды. Спикер сам берет шефство над старинными зданиями города, находит деньги на реконструкцию их и учит местные власти тому же: нужно беречь свою историю, восстанавливать ее в истинном виде, чтобы она служила следующим поколениям саратовцев. Однако не все до сих пор разделяют эту созидательную позицию. Депутат-застройщик Сергей Курихин, опираясь на своих подручных капиталистов-строителей, продолжает держаться за свою эстетику и идеи в градостроительстве всеми доступными ресурсами и схемами.
Бойцы курихинского призыва
Известно, что Курихин за свои проделки фактически попал в опалу у политического руководства области. Все чаще его называют изгоем в политическом и деловом сообществе. Круг его возможностей и объемы ресурсов продолжают сужаться, но он изо всех сил старается удержать свои позиции. Правда, в основном получается колоть в пустоту, его удары не достигают цели, зато он сам несет значительные потери.
Главным медиа для атак бизнесмена-строителя остается ИА «Взгляд-инфо», чьим фактическим издателем он и является. На эту площадку он запускает, что называется, «своих» людей, которые поддерживают его взгляды по разным вопросам. Это касается и вопросов градостроительной политики.
К примеру, в качестве блогера на страницах его медийной площадки регулярно выступает Ольга Сокольская, профессор Саратовского государственного аграрного университета, в 1985 году она закончила саратовский политех по специальности «Архитектура». Эта дама постоянно критикует многие градостроительные начинания, делая категорический акцент на работе местных властей в этой части. Последние ее опусы касались того, что городские чиновники делают все неправильно на старой и новой набережной Саратова, якобы не хотят слышать местных жителей и избегают с ними общения. При этом все видят, что при областной думе работает Градостроительный совет, с которым власти ведут диалог и к его мнению серьезно прислушиваются по разным проектам и объектам.
Напряжение в отношении властей Сокольская создает и по еще более масштабным поводам. То, что администрация города предлагала саратовцам выбирать концепцию развития пяти территорий города, ей тоже не нравилось. Хотя в этом случае Сокольская уже больше критиковала сами концепции, что смотрится несколько забавно. Где международные консорциумы архитекторов, которые их придумали, и где местный блогер с замашками великого архитектурного критика? Вероятно, в этом случае Сергей Курихин остался недоволен тем фактом, что аффилированных ему лиц отодвинули от проектирования лакомых территорий города, особенно зону старого аэропорта. И подрядов на строительство в этой зоне подконтрольная ему группа компаний вряд ли получит. Тот же «Взгляд-инфо» с 2016 года показывал преимущества концепции застройки территории аэропорта от «Архитектурного бюро Асадова». Но и тут бизнесмена-депутата ожидал провал, очевидно, здесь обойдутся без него.
Другой пример — попытка Курихина пропихнуть скульптура Константина Нисмана в качестве создателя монумента летчицы Марины Расковой в энгельсском сквере, названном в честь нее. Это происходило во время реконструкции зеленой зоны по инициативе Вячеслав Володина. Он также выделил личные средства на создание для нее нового памятника. Эту миссию Володин в итоге доверил заслуженному художнику России Андрею Щербакову. Он человек проверенный. А творчество Нисмана незаметно. Его можно изучить по двум истуканам, которые стоят на Музейной площади у бизнес-центра «Петровский», который построен и принадлежит компании, аффилированной Курихину. Изначально эти фигуры должны были увековечить память основателей Саратова князя Григория Засекина и воеводы Федора Турова. Однако город отказался принимать столь сомнительный по своей эстетике подарок. Член Союза художников и Ассоциации искусствоведов и критиков искусства Алексей Трубецков отозвался весьма негативно об этом, с позволения сказать, произведении.
«Пусть все знают автора этого позора. Вообще, давно нужно начать обсуждение того, какие «памятники» нужно переплавить или убрать куда подальше… Судя по фоткам, работа просто очень пошлая. Это не образы, а какие-то портреты костюмов. Которые тоже сомнительны. Эту фигню, при должной проверке, можно поставить в краеведческом музее с подписью «Типичный русский костюм». А зачем это превращать в памятник, я не понимаю», - писал на своей странице в «Фэйсбуке» Трубецков.
Забавно в этих фигурах еще и то, что они не идут ни в какое сравнение с теми, которые действительно призваны увековечить исторических личностей. Например, Засекин заложил крепость Самару. Там в честь него поставили величественную 6-тонную скульптуру на 40-тонном постаменте. Меценат же Курихин расщедрился на фигуры весом чуть более 500 кг.
В конце концов, чтобы добро не пропадало, пришлось установить истуканов у бизнес-центра, словно швейцаров. Эстетство Курихина общественность не оценила.
Эстетика китча на шальные деньги
Эстетство парковского днища Сергея Курихина всегда вызывало вопросы: что малые, что большие архитектурные формы его проявления. Одно время он увлекался навешиванием ангелочков на здания города. Одного даже повесили на здание мэрии, но саратовская погода его весьма потрепала, и в итоге ангелочка убрали. На других домах их снимали как незаконные объекты. Но что мы все говорим о какой-то мелочи? У Курихина были и более масштабные проекты.
Чего только стоит галерея «Каштан» на углу Вавилова и Рахова. Ранее там располагался объект культурного наследия, двухэтажный каменный жилой дом конца XIX века. Вдруг его сносят, и в 2003 году компания Курихина как бы заново его отстроила, увеличив в размерах. При этом в документах этот объект продолжает фигурировать как памятник архитектуры. На месте соседних зданий построили следующую очередь галереи, которая разрослась минимум в три раза. По информации «4В», часть «Каштана» все еще обозначена в документах управления по охране культурного наследия как дом конца XIX века, хотя это очевидный новодел, а от былого домика остались одни воспоминания. Эта история должна быть предметом проверки прокуратурой и дальнейшего расследования о законности снесения объекта культурного наследия и строительства на этом месте новодела.
Аналогичные махинации и пренебрежительное отношение к законодательству в сфере охраны памятников мы видим и в ситуации с землей государственного музея Федина. Сергей Курихин планировал разместить картинную галерею на музейной земле, но учреждение культуры не отдавало ему участок. Три директора музея отказывались это делать, но в 2010 году после прихода нового руководителя, Валентины Жуковой, землю все-таки передали — в 2012 году в аренду Надежде Шиловской, матери бизнесмена. В 2013 году компания «Сарград» начала стройку, но вместо картинной галереи получился огромный ресторан с барельефом, похожим на физиономию Курихина. Эти факты легли в основу уголовного дела, которое то приостанавливали, то снова запускали. Недавно к матери Курихина музей подал иск. В нем учреждение требует признать незаконными сделки, из-за которых оно лишилось своей земли.
Очевидно, то, что делает эстет парковского днища, не имеет никакого отношения к сохранению исторической среды города. Получается, что его новоделы строятся с целью наварить побольше денег, и не более того? Подобное Курихин мог вытворять, когда имел гораздо больше влияния на местные власти. В свое время ему в этом потворствовал тогда председатель Общественной палаты региона Александр Ландо. В СМИ можно найти высказывания экс-общественника о том, что дома Курихина - это единственное современное архитектурное наследие Саратова, которое останется в истории. Только вот образцом чего на самом деле оно будет служить? Ландо – ценитель прекрасного - бесславно закончил свою карьеру, и депутату-застройщику он теперь без надобности.
Другой партнер Сергея Курихина - Яков Стрельцин, учредитель ООО «Лепта». Его компания возвела огромную многоэтажку рядом с историческим домом Яхимовича на Советской, 10. Из-за этого объект культурного наследия начал рушиться. Градозащитник Владимир Лешуков отмечал, что сам Стрельцин в 2014 году предлагал «восстановить» дом Яхимовича, но, скажем так, в своем духе.
«Открыто озвучивались планы так называемого «восстановления» объекта путем надстройки сверху еще пятью этажами, потому что без надстроенных объемов застройщику невыгодно. В 2014 году на заседании Общественной палаты Саратовской области Яков Стрельцин открыто предлагал проект надстройки Дома Яхимовича», - подчеркивал Лешуков.
Издевательство над домом прекратились после публичного недоумения по этому поводу Вячеслава Володина, который вызвался помочь с восстановлением здания. Кроме того, к ООО «Лепта» недавно подал иск на 169 млн рублей ГАУК Научно-производственный центр по историко-культурному наследию Саратовской области. Это может быть связано как раз с разрушением дома Яхимовича, за которое виновные должны понести, наконец, ответственность.
Новой градостроительной политике - новые кадры
Глава Госдумы дал однозначный посыл: нужно сохранять исторические дома Саратова. Именно сохранять, а не творить новоделы. При этом здания должны выполнять социальные функции. Кроме дома Яхимовича главный депутат взялся и за дом вице-губернатора Александровского, который стоит неподалеку. Его уже начали реставрировать, в нем планируется разместить художественную школу «Лицея-интерната 64». Также при поддержке Володина в Аткарске возродят педагогический колледж, который будет работать в историческом здании Алексеевской гимназии. Спикер в целом инициировал программу по сохранению историко-культурного наследия региона.
Только так и можно уберечь подлинность памятников архитектуры. Однако до сих пор есть люди, которые стремятся сберечь только старые нравы, когда можно было безнаказанно уничтожать и сносить исторические дома. Возможно, заместитель министра строительства и ЖКХ региона Марина Лобанова, она же главный архитектор области, чего-то не понимала, когда поддерживала на пост главы реготделения Союза архитекторов Владимира Вирича. Этот человек руководил саратовской архитектурой с 2002 по 2009 год, когда в Саратове возникали целые микрорайоны без инфраструктуры, а на месте старинных зданий возникали громадные «свечки». Кроме того, Вирич трудится директором в ассоциации «Института социально-экономического развития Саратовской агломерации». Его президентом является тот самый Яков Стрельцин, бизнес-партнер Курихина, так что идеология градостроительства Вирича предельно ясна, как и то, чьи интересы он не может обойти стороной.
Едва ли «старая гвардия» способна прислушаться к призыву Володина. В таком случае региональным властям стоит задуматься о смене кадрового состава, который отвечает за архитектурные дела. Необходимы люди, способные решать задачи по сохранению исторического облика Саратова. В связи с этим вспоминается начальник управления по охране культурного наследия области Владимир Мухин. К нему регулярно возникали вопросы от градозащитной среды Саратова, в частности, по поводу экспертиз исторических задний. Например, по одной из них специалист из Тамбова предлагал не присваивать мельнице Рейнеке 1879 года постройки статус объекта культурного наследия. После внимания со стороны градозащитников к этой ситуации чиновник заявил об отзыве экспертизы.
Однако одни неравнодушные общественники не смогут уследить за всеми темными делами, которые продолжают вытворять недобросовестные чиновники и бизнесмены в архитектурной сфере Саратова. Как минимум, на ответственные посты должны прийти люди, которые никак не связаны с эпохой эстетики парковского днища.