Курс Володина на развитие образования
10:07, 26 марта 2021
Во время своих недавних визитов в Саратовскую область председатель Госдумы Вячеслав Володин обратил серьезное внимание на проблемы образования в регионе. Ранее спикер уже определял главные ориентиры для чиновников и партии власти. Среди них строительство новых школ. К этому он призывал присоединяться и партийцев. Тема образования для Володина является важнейшим приоритетом, потому что его качество влияет на все направления нашей жизни. На то, какого уровня врачи нас будут лечить, какие строители будут возводить дома, какие ученые будут совершать новые открытия и т.д. Образование влияет на профессию и судьбу. В конце концов, это основа воспитания любого человека.
Личное дело
Вячеслав Володин подходит к теме образования на собственном примере. Он честно рассказывал, что до 4 класса учился на тройки, но потом с помощью мамы, работавшей педагогом, смог вырасти над собой и стать прилежным школьником. Когда он подрос, то сам стал помогать маме проверять тетрадки других ребят. При этом она его, таким образом, обучала дополнительно.
Также на встрече с педагогами Красноармейского района Володин вспоминал, что у него в аттестате была только одна четверка — по иностранному языку. Так получилось, что в их школу попала молодая учительница, которая вышла замуж и часто уходила в декрет. Учить было некому. В итоге глава Госдумы искренне сомневается, что его знания по иностранному языку тянут хотя бы на четыре балла.
А с учителями по физике и математике получилось наоборот — они оказались очень хорошими. Знания по математике до сих пор помогают спикеру в работе.
Как мы видим, глава Госдумы не боится честно рассказывать про свой учебный, пускай и детский, опыт. Да и чего стесняться, у многих были похожие истории. Однако главное здесь то, что Володин встал на путь обучения и в итоге дорос до крупнейшего государственного деятеля одной из самых влиятельных стран мира. Сам руководитель Госдумы говорил, что роль школы в этом огромна, и он продукт образовательной системы. Тема образования для него личное дело во всех смыслах.
Школьная программа
Володин считает правильным в Саратовской области заняться, прежде всего, образовательной системой. Необходимы деньги на текущее содержание школ и детских садов. Дополнительное финансирование исходит из расчета в 2 тысячи рублей на одного ребенка. Эти средства нужно найти властям всех уровней, чтобы избежать поборов с родителей. Они пойдут на учебные пособия, моющие средства, игрушки, уборку территории и т. д. Сам главный депутат ищет половину этих средств. Вторую половину должны найти районные и региональные власти. Помимо того, что эта инициатива снимет груз финансирования с плеч родителей, педагоги тоже смогут вздохнуть с облегчением — им больше не придется, например, убирать самим снег с крыши, а потом нести за это административную ответственность. Этот стандарт финансирования Володин считает правильным сохранить и на следующие годы. Инициатива не ради одноразовой акции. Общий объем финансирования по области на эти цели — 700 млн рублей. Эту программу Володин взял на свой контроль.
Соответствующие суммы на школы и детские сады со стороны спикера уже поступили в Саратов, Энгельс, Балаково, Вольск, Аткарск и Петровск. Аналогичные деньги придут и в Балашовский, Романовский, Самойловский, Аркадакский, Турковский, Красноармейский районы.
При этом Володин предупредил педагогов: не надо идти на поводу у тех, кто будет их уговаривать сделать ремонт на эти деньги. Для ремонта должна быть отдельная программа, как по восстановлению крыш в сельских и районных школах в прошлом году. Теперь по аналогичной программе должны заняться кровлями детсадов.
Само по себе, мало просто дать денег и успокоиться на этом. Вячеслав Володин видит и другие проблемы в сфере образования Саратовской области. Его беспокоит, что по целевому направлению на обучение часто идут дети богатых и влиятельных родителей. Проще говоря, здесь цветет блат. Этим вопросом он просил заняться прокуратуру. В списках таких целевиков, по словам Володина, много известных фамилий. Особенно в медицинском университете. Назад в свои районы и города такая «золотая молодежь» обычно не возвращается. Правильно было бы дать больше места для тех ребят, которые хотят учиться и останутся в родных краях после университета. Таким юношам и девушкам нужно помогать, создавать им условия. Например, с тем же общежитием, добавлять им стипендии.
В регионе наблюдается и дефицит педагогов. Часто в небольших населенных пунктах учителю приходится совмещать сразу несколько амплуа: и историка, и математика — вообще кого угодно. Володин даже вспомнил случай, когда в одной из сельских школ ему отрапортовали, что у них есть учитель иностранного языка. Только он оказался ветеринаром.
Для борьбы с дефицитом кадров глава Госдумы предложил воссоздать в Аткарске педагогический колледж. Для этого отреставрируют здание Алексеевской женской гимназии. Будет обсуждаться вопрос и с общежитием. Колледж откроется на базе Саратовского государственного университета.
Деньги на реставрацию будет искать Володин. У него вызвало недоумение, что разработчики проекта выставили счет на восстановление здания в 280 млн рублей. Это 93 тысяч рублей за 1 кв. метр. Например, современный Предуниверсарий «Лицей интернат 64», который возвели по инициативе спикера, обошелся (с оборудованием) в 46 тысяч рублей за 1 кв. метр. Так что в причинах дороговизны аткарского проекта еще предстоит разобраться.
Тем не менее, Володин отступать не намерен. Вопрос с кадрами нужно решать. Когда вопрос с проектом станет яснее, глава Госдумы намерен найти на него деньги до конца года.
Техникумы: из прошлого в будущее
Руководителя Госдумы особенно обеспокоило состояние техникумов и колледжей, находящихся на балансе области. Всего таких учебных заведений 51, и они оставляют желать лучшего по всем параметрам: от состояния помещений до технического оснащения. Остальными колледжами занимаются университеты, поэтому они управляются намного эффективнее.
Порой областные колледжи и техникумы производят впечатление полузаброшенных. Володин сравнил эту ситуацию с 90-ми, когда учебным заведениям дали полную свободу и разрешили выкручиваться из бедственного положения любыми путями. Во время подготовки к встрече с работниками сферы среднего образования помощники спикера установили, что в саратовском политехническом колледже первый этаж сдали под колбасный цех. Притом по цене ниже рыночной, что вызывает отдельные вопросы.
Встречу в итоге провели в саратовском техникуме электроники и машиностроения. Там вроде бы сосисок не делают, но готовят поваров и закройщиков. Это противоречит самой сути учебного заведения, настроенного изначально под совершенно другие цели, но каждый выживает, как может, в том числе за счет непрофильных направлений.
Также стало известно, что на 51 среднее профессиональное образовательное учреждение региона выделяется в пределах 3-4 млн рублей на их содержание. В итоге техникумам не хватает денег не только на бытовую жизнь, но и на оборудование, на котором должны готовиться будущие специалисты. В этой связи Володин призвал, как в случае со школами и детсадами, выделить по 2 тысячи рублей на каждого учащегося в колледжах и техникумах для текущего содержания. Всего в регионе 38 тысяч учащихся в подведомственных правительству области учреждениях. На это уйдет 76 млн рублей.
Еще 110 млн рублей направят для надбавки за классное руководство в учреждениях среднего профессионального образования. Вместе с областной получится 6200 рублей, чтобы сравнить этот показатель с общеобразовательными школами. Без этой инициативы надбавка бы осталась в среднем на уровне 1200 рублей. Однако зарплата начинающего преподавателя техникума пока на уровне 15-17 тысяч рублей. Для решения всех этих проблем нужно объединить возможности всех уровней власти.
Региональные руководители из правительства должны чаще встречаться с педагогами для понимания их проблем. Сам Володин планирует организовать встречу между руководителями современных предприятий, чиновниками и работниками среднего профессионального образования для понимания того, какие профессии понадобятся в будущем. Речь о робототехнике, программировании. Под эти направления нужно выстраивать подготовку специалистов в техникумах и колледжах уже сегодня.
***
Таким образом, Вячеслав Володин наравне с другими масштабными задачами создает программу развития образования в Саратовской области. Финансирование на учебные заведения находится, зарплаты педагогов собираются поддерживать на достойном уровне. Для областных техникумов Володин, по сути, разрабатывает целую концепцию ради рывка в будущее. На примере мамы, работавшей учительницей, и своем личном он понимает, насколько это важно для региона и России. С каким качеством образования человек выйдет из школы или техникума, в такой стране он и будет жить. А с ним — и все мы.