Царь за горой
18:13, 6 сентября 2009
Политика не любит покоя. Саратовская политика тем более не терпит стагнации. Даже в августе, в традиционное время каникул, затишья не произошло. Чего же нам тогда ждать в новом политическом сезоне? Судя по ожидающимся событиям, он обещает быть более острым, чем прошедший. Ее композицию сформируют два драматических действия. Это назначение губернатора и подготовка к выборам в городскую думу. В обоих спектаклях главным режиссером выступит Вячеслав Володин. Он остается ключевым игроком в «Единой России» и в группе самых влиятельных федеральных политиков, уступая лишь ближайшему окружению Путина и Медведева.
Часть I
Примерка княжьего венца
Главная драма, безусловно, развернется вокруг места губернатора Саратовской области. Либо действующий начальник губернии Павел Ипатов сохранит свою должность, либо его сменит новый губернский правитель.
К настоящему времени оба варианта имеют примерно равные шансы.
Остаться и спастись
Судьба Ипатова пока не предопределена. Это случится к началу следующего года, когда официально начнут формироваться списки претендентов. Несомненно, недруги губернатора предпримут все возможные усилия, чтобы его второй срок не состоялся. В их руках главный ресурс – правящая партия, которая будет рекомендовать президенту своего кандидата. Ипатов в этом качестве у «Единой России» не просматривается.
Павел Леонидович своей чванливой политикой сам себя загнал в окружение врагов. Находясь в противостоянии с местными единороссами, он не только не укрепил союз с недругами «ЕР», но, напротив, его ослабил. Даже Валерий Рашкин, который сдержанно относился к Ипатову, на последней своей пресс-конференции позволил себе резкую критику губернатора. И в правительственном тылу у Павла Леонидовича неразбериха с никчемными кадрами, которые то и дело подставляют его своими нелепыми действиями. Ипатова не воспринимают всерьез как единоначальника области. В нем видят слабого и ненадежного управленца. Бизнес и политическая элита не довольны тем, что он зачастую не исполняет договоренностей и даже может сдать партнеров. А волна компрометирующих фактов, которая накрыла аффилированные с ним бизнес-структуры, схемы работы которых с бюджетом шиты белыми нитками («Стройэкс», «Саргесстрой», «Атоммед» и пр.), и одиозных людей, которые имеют доступ к расходованию бюджета и работают в правительстве под его прикрытием (Сорокин, Антонова, Шейкин и др.), и вовсе делает Ипатова незащищенным и открытым для обвинений. Он стал таким же, как и его предшественник, копателем неиссякаемого клада в бюджете. Если вспомнить аналогичный период упадка власти Дмитрия Аяцкова, то его тоже долгое время жестко критиковали за казнокрадство и коррупцию, но уголовные дела не возбуждали – пока не созрела политическая конъюнктура. То же может произойти и с Ипатовым. По нему конъюнктура уже созрела для уголовного преследования. Дело только за волей прокуратуры и следственного управления СКП. И нудным наседанием на них единороссов.
Поэтому Ипатову нужно во что бы то ни стало добиться переназначения. И в течение ближайшего полугодия он сосредоточится на борьбе за свое место. При этом снивелирует свое участие в политических процессах. Сил на участие в других интригах и сражениях, зная его характер и способности, у него едва ли хватит.
Неблагополучная ситуация в экономике: рост безработицы, невыплаты зарплаты, падение промышленного производства, наконец, засуха, в борьбе с которой правительство проявило свою нерасторопность, — неблагоприятные факторы для переизбрания. А недруги, близкие к кремлевским кругам, сумеют зачернить и без того неблестящие показатели. Снижение авторитета в элите и у населения — еще одна негативная тенденция в губернаторстве Ипатова. Если опять же вспомнить падение Аяцкова, то официальная причина его отставки называлась именно плохое к нему отношение общественности и СМИ. С точки зрения государственных интересов Кремля глава региона должен быть слабым только по отношению к президентскому дуумвирату, а в своей вотчине обязан быть крепким руководителем, на которого возложена обязанность блюсти вертикаль власти. А многовластие ни государю, ни народу не нужно.
Ипатова может спасти безразличие кремлевских клерков к тому, что в действительности происходит в Саратовской области. Если все пойдет тихо, без ЧП и социальных волнений, может и прокатить. Тогда появляется возможность Ипатову воспользоваться своим несметным капиталом, чтобы обеспечить утверждение второго срока. Только отдать придется больше, чем обычно, учитывая напор и интриги недругов.
Неразбериха и неуверенность в противоположном лагере — кого готовить на смену Ипатову — также на руку действующему губернатору.
Медвежьи слуги
«Единая Россия», которая обладает правом выбора «жениха», размышляет над шансами двух претендентов: Валерия Радаева и Петра Глыбочко. Другие видные володинцы из числа саратовских едроссов не просматриваются. Володина устроили бы обе кандидатуры. Другое дело, устроят ли их в Кремле. Безусловно, генсек партии будет иметь большое влияние на определение претендентов на губернаторский престол на начальном уровне, а может, сумеет донести свои рекомендации и до лиц, принимающих участие в решении сей кадровой дилеммы.
Спикер Саратовской областной думы Валерий Радаев подходит Володину в качестве губернатора: покладистый, неконфликтный, исполнительный, имеющий багаж опыта хозяйственного и партийного руководителя. Прекрасно управляемый управленец. Но именно последнее качество Радаева завистники будут истолковывать не в пользу него при рассмотрении его кандидатуры. Кроме того, Радаев не обладает тем материальным ресурсом, который подмажет продвижение его к окончательному списку. Инвесторы на вложения в Радаева вряд ли найдутся, так как с несамостоятельного руководителя и спросить будет нечего. Володин же платить будет только своими связями и интеллектом. Но при сложившейся политической конъюнктуре и кризисе Валерий Васильвич вполне может проскочить и без денег. Однако сейчас у Володина чувствуется неуверенность в успехе Радаева. В своем интервью «МК» в Саратове» лидер саратовских единороссов сказал, что место своего соратника он видит в его нынешнем положении спикера. Может быть, это сказано для отвода глаз противников, а может быть, проект «Радаев» закрыт до лучших времен.
Николай Панков, который также муссируется в политусовке как вероятный кандидат на губернаторство, серьезно партией в этом статусе не рассматривается. Его фамилия называется скорее из-за злопыхательства.
Остается секретарь регионального политсовета «ЕР» Петр Глыбочко. В последнее время своим трудолюбием и инициативностью он превзошел сам себя, раздувшись в разных ипостасях: он и врачеватель, и научный гигант, и талантливый законотворец, и выдающийся политический деятель. Остается только закрепить эти качества в заслуженной должности губернатора. И нечего обращать внимание на ехидство злословов, которые говорят о нелепости сочетания «губернатор-уролог».
Говорят также, что биография Глыбочко не позволяет серьезно думать о губернаторстве, и ему не хватает опыта государственной службы. Но это исправимо. При безмолвии, раболепии и лености чиновничества главный партийный функционер области смотрится гигантом мысли. Он ездит по районам, осматривает объекты, призывает верить только делам. На фоне сибаритства и брезгливости Ипатова Глыбочко смотрится вездесущим пронырой. При другом губернаторе о таком штабс-лекаре не было бы и слышно. А тут у него звездный полет.
Для Володина здесь важно, что Глыбочко свой мужик, не продажный, заводной. А имеющиеся недостатки подправятся крепкой опекой. Так что доброе слово о закадычном друге вождь где надо обязательно скажет.
Главнее главы
Третий поток соискателей губернаторского места возглавляет глава Энгельсского муниципального образования Михаил Лысенко. Тоже хочет, еще с предыдущего поиска губернатора пробовал силы, не удалось, но и теперь шансы не велики. Хотя у него есть харизма, связи и деньги. Однако имеется и компрометирующий пакет, который, как говорят, помешал обыграть других претендентов в прошлый раз. Шансы Лысенко пройти в губернаторы оцениваются некоторыми аналитиками в 15%. А потому местные единороссы, видя в нем потенциального противника, будут с ним бороться.
У единороссов есть еще один мнимый претендент на место губернатора — глава Саратова Олег Грищенко. Хочет, амбиции дразнят сознание своей значимости. И даже, просочилась информация, тайно ведет переговоры. Но думается, все тщетно: в этой политической жизни Олегу Васильевичу губернатором не бывать.
Второй по должности человек в губернии, главный федеральный инспектор Павел Гришин, которого при его переброске из Мордовии считали главным претендентом в губернаторы, отошел на задний план: сегодня он не имеет достаточного влияния, поддержки, команды и денег. Его почти не видно и не слышно. Возможно, это специально выбранная тактика — сидеть тихо и не заметно, пока другие передерутся, а потом выйти как компромиссный кандидат, опираясь на поддержку полпреда Григория Раппоты и бывшего своего начальника Александра Коновалова, который имеет доступ к державному телу. Но этот вариант в силу видимой аморфности Гришина кажется маловероятным.
Варяжья сила
В Кремле, где озабочены угрозой нового обострения кризиса, сейчас не до Саратова, и вникать в местные перипетии никто там не будет. Если в области обострится борьба за губернаторство и все друг другу начнут пакостить, усилится вероятность того, что сюда на правление пришлют варяга. Володин рассматривает и этот вариант, и очевидно, готовит предложение и при таком раскладе. Он может выдвинуть и рекомендовать кого-то из своей группы депутатов Госдумы или союзника в партии.
Но полным сюрпризом станет выдвижение варяга с иной стороны, из другой политической группировки, которая найдет выход к Путину или Медведеву. Здесь местных игроков может успокаивать то, что Саратовская область не шибко привлекательна ресурсами, чтобы к ней иметь пристальный интерес.
Но выборы кандидатов в губернаторы, как показывает практика, столь непредсказуемы, что можно ожидать самого невероятного.
Поэтому возможно, что оставят и Ипатова, чьи последние дни губернаторства некоторые нетерпеливые наблюдатели уже начали считать посекундно. Но в той тяжелой ситуации, в которую загнал себя Ипатов, второй срок дастся ему с большим трудом. Единороссы попытаются сделать его более управляемым и контролируемым партией, а он будет делать все от него требуемое, чтобы сохранить себя. Это демонстрируется уже сейчас. После того как региональный политсовет с подачи Володина устроил правительственным чиновникам и самому губернатору взбучку, Ипатов ринулся в длительную командировку в Заволжье – по путям трудовой славы вождя, подражая его примеру. Если Ипатов и останется у руля корабля, то этот корабль будет в песочнице, на капитана наденут игрушечную фуражку с золотой кокардой, костюм от Бриони он выберет сам, а побрякушками одарит его шутовское окружение. Следить за курсом корабля поставят какого-нибудь воспитателя с Советской – чтобы песком не занесло. Настоящий же корабль Саратовщины по своему курсу поведет другой командор.
(Продолжение следует)