Крупнейшее предприятие области просит защиты президента от УФАС
10:10, 25 января 2021
В редакцию «Четвертой Власти» поступило открытое письмо самого крупного транспортного предприятия Саратовской области, которое поставлено на грань уничтожения после ряда решений УФАС. Как считают подписанты, антимонопольная служба оказывает на них давление по разным вопросам. В итоге предприятие оказалось под угрозой банкротства, а благополучие его сотрудников в опасности. Приводим обращение перевозчиков целиком:
Приемная президента Российской
Федерации
___________________________________
ул. Ильинка, д. 23, 103132, Москва,
Россия
Мы, нижеподписавшиеся, вынуждены обратиться к вам, поскольку на фоне сложнейшей ситуации в мире, связанной с пандемией Covid-19, саратовское предприятие АО «Автокомбинат-2» (АК-2) и организации, использующие мощности АК-2, в своей деятельности столкнулись с беспрецедентным давлением и поставлены на грань банкротства при активном участии Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области.
Участники простых товариществ на протяжении долгого периода времени (более 20 лет) осуществляют свою деятельность по перевозке пассажиров, базируясь на самом крупном предприятии Саратовской области АО «Автокомбинат-2», где производят стоянку и техническое обслуживание транспортных средств, проходят предрейсовый и послерейсовый медицинский, технический осмотры. Кроме этого получают услуги в сфере безопасности дорожного движения и транспортной безопасности, юридические, а также иные услуги, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, в том числе льготных категории граждан, на маршрутах г. Саратова.
В свою очередь АК-2 на сегодняшний день обслуживает 16 социально важных пригородных маршрутов. Численность работников АК-2 составляет около 200 человек.
С учетом водителей и других работников простых товариществ, пользующихся услугами АК-2, общая численность занятых обслуживанием порядка 50 городских и пригородных маршрутов г. Саратова и Саратовской области составляет около 1,5 тысячи человек.
Только за последние два года индивидуальными предпринимателями, входящими в состав простых товариществ, приобретено в кредит и лизинг порядка 80 единиц автобусов большой вместимости и 200 автобусов малой вместимости на сумму около 750 миллионов рублей.
С апреля 2020 года на период пандемии Covid-19 правительством и президентом РФ, а также постановлениями правительства Саратовской области были введены ограничения на передвижение определенных категорий граждан, что привело к резкому снижению (от 25% до 70%) пассажиропотока на городских и пригородных маршрутах г. Саратова и области, что, в свою очередь, резко ударило по финансовому положению предприятий, задействованных в сфере регулярных перевозок.
В сложившейся ситуации предприятия воспользовались помощью государства по предоставлению льготных кредитов (часть которых необходимо возвращать).
В свою очередь правительство и президент РФ предприняли ряд мер для снижения давления на МСП со стороны надзорных органов власти, а также недопущения доведения до банкротства предприятий. Но, к сожалению, об этом не слышит УФАС по Саратовской области и его руководитель Борисова Л.Н.
Еще начиная с 2018 года УФАС по Саратовской области, как кажется, планомерно уничтожает АК-2. На наш взгляд, УФАС должен выступать в качестве регулятора на рынке услуг (в том числе в сфере пассажирских перевозок), но с учетом сложившихся экономических условий. Вместо этого УФАС по Саратовской области в лице Борисовой Л.Н. выступает как карающий меч, бегущий впереди планеты всей (по нашему мнению, не без помощи определенных структур).
Началось все с обвинения в картельном сговоре АК-2 и еще 3-х организаций (2018 г.), привлекающих частных перевозчиков для выполнения договорных обязательств при осуществлении перевозок пассажиров в г. Саратове. Хотя практика привлечения частных перевозчиков в период с 2014 по 2017 годы была распространена по всей России, именно Саратовский УФАС расценил такие действие как картельный сговор. Дальше больше.
С 1 августа 2018 года на основании распоряжения администрации г. Саратова был введен единый тариф на перевозки пассажиров для регулируемых тарифов в размере 23 рублей. Исходя из особенностей налогообложения АК-2 установил стоимость проезда пассажиров также в размере 23 рублей.
Общероссийская оценка стоимости проезда в общественном транспорте говорит о том, что во всех регионах действуют единые тарифы на перевозку пассажиров. На сегодняшний день стоимость проезда в г. Саратове, пожалуй, самая низкая по сравнению с другими городами РФ. Так, в соседней Пензенской области стоимость проезда составляет 30-35 рублей, в Казани — 30-36 рублей в зависимости от типа подвижного состава.
Но и в установлении стоимости проезда на уровне единого тарифа в 23 рубля УФАС по Саратовской области увидел картельный сговор и, исходя из сомнительных расчетов, присудил АК-2 аж 11 миллионов рублей в виде штрафа. В настоящее время дело рассматривается в 12 Апелляционном суде г. Саратова. В случае проигрыша АК-2, несмотря на то, что с апреля 2019 года не занимается городскими перевозками, окажется банкротом.
На этом госпожа Борисова Л. Н. не останавливается. Складывается впечатление, что ей нужно развалить все, что связано с АК-2, а это уже вышеупомянутые простые товарищества, которые под надуманным предлогом были сняты в полном составе с конкурса на право осуществления перевозок по 16 маршрутам г. Саратова (решение УФАС № 064/10/18.1-1545/2020 от 23.12.2020 г.)
В результате действий руководителя УФАС по Саратовской области Борисовой Л.Н. где-то в изощренной, а где-то в грубой форме на грани банкротства окажутся 9 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Дестабилизация в сфере пассажирских перевозок в регулярном сообщении в Саратове и области приведет к остановке маршрутов и срыве перевозок пассажиров (в том числе льготных категорий граждан). Временно без работы окажутся до 1,5 тысячи человек (а у них семьи).
Суть наших претензий сводится к тому, что в решениях УФАС по отношению к разным перевозчикам прослеживаются двойные стандарты и нежелание при принятии решений считаться с доводами участников разбирательств, работающих с АК-2.
26 октября 2020 года на официальном сайте Администрации муниципального образования «Город Саратов» по адресу Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта был объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Саратова. АО «Хвалынское АТП», осуществляющее свою деятельность на базе мощностей АО «Автокомбинат — 2», в составе простых товариществ участвовало в нем по 16 лотам.
Подача и вскрытие заявок состоялись 27 ноября 2020 года, соответственно 14 декабря 2020 года на официальном сайте Администрации муниципального образования «Город Саратов» по адресу были опубликованы протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Согласно итогам АО «Хвалынское АТП» в составе простых товариществ было допущено для участия в конкурсе по 7 лотам.
15.12.2020 года в региональный УФАС поступила жалоба участника конкурса Щаулова А.В. якобы на отсутствии в заявке Хвалынского АТП документа, доказывающего опыт пассажирских перевозок (один из основополагающих критериев при выборе перевозчика). В частности, доказывающим документом не посчитали трехсторонний договор от 2005 г. между Хвалынским АТП, уполномоченным лицом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, а также администрацией Хвалынского района.
Антимонопольный орган в своем решении счел, что официальный договор не свидетельствует об осуществлении АО «Хвалынское АТП» перевозок, ссылаясь на отсутствие приложения №1 к договору.
Однако, в соответствии с. ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подобных случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49 г. «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»: «Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида».
В пункте 1.1. предоставленного Хвалынским АТП договора значится оказание услуг по перевозке граждан-получателей социальных услуг автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения. Администрация поручает Организации обеспечить перевозки граждан – получателей социальной поддержки автомобильным транспортом на маршрутах городского и пригородного сообщения, находящихся в ведении муниципального образования, на период с 01.03.2005 по 31.12.2005.
Другими словами, существенные условия в договоре отражены были. Более того, Хвалынское АТП предоставило УФАС иные документы, свидетельствующие о выполнении организацией пассажирских перевозок за указанный в договоре период. Например, копию письма Администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области от 22.12.2020 № 5601/01-14 об исполнении обязательств по договору, постановление Правительства Саратовской области от 17.02.2005 № 55 «О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области», в котором разъясняется, какие категории граждан являются получателями социальной поддержки, а также иные документы. Предоставленные документы подтверждают исполнение договора перевозок и соответствуют п. 2 ч. 3 ст. 24 ФЗ-220.
Однако комиссия, сделав копии документов, доказывающих осуществление перевозок и опыт Хвалынского АТП, не приняла их к сведению для принятия законного решения и не отразила факт представления документов и их оценку в своем решении.
Еще более странно выглядит то, что своим решением УФАС нарушило единообразие в применении им же самим законодательства о конкуренции, что дает нам основания задуматься над двойными стандартами. При схожих обстоятельствах антимонопольный орган по-разному трактует ст. 18.1 федерального закона 135-ФЗ от 26.07.2006 г.
Так, в 2019 году комиссия Комитета дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Саратова не допустила к участию в конкурсе ОАО «Пассажиртранс-1». Причиной послужило предоставление организацией договора, который по срокам исполнения не соответствовал заявленному ОАО «Пассажиртранс-1» опыту пассажирских перевозок.
В решении № 064/10/18.1-856/2019 УФАС в том же составе, что и в случае с Хвалынским АТП, при рассмотрении жалобы посчитала представленный на обозрение договор № 02-06/121 от 06.12.2013 правомочным, поскольку, невзирая на нарушение сроков по договору, ОАО «Пассажиртранс-1» предоставил иные документы, доказывающие опыт.
В случае же с Хвалынским АПТ опыт подтверждался самим договором, и комиссия комитета транспорта и дорожного хозяйства допустила организацию к участию в конкурсе. Однако по жалобе других участников УФАС этот документ посчитал неправомерным, а иные предоставленные документы, подтверждающие опыт перевозчика, при принятии решения проигнорировал.
Подобные двойные стандарты прослеживаются и в решение антимонопольного органа (064/10/18.1-1560/2020 от 23.12.2020 г.) по жалобе АО «Хвалынское АТП».
Согласно Протоколу вскрытия конвертов (от 27.11.2020 г.) с заявками на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов» простому товариществу ИП Штыркова Л.А., АО «Ершовское АТП», АО «Хвалынское АТП» комитетом дорожного хозяйства и транспорта было отказано в допуске по 2 лотам. Основанием для отклонения заявок послужило то, что «в составе заявки содержится таблица №4 (стр. 70-73), где два раза указан государственный номер Х146УН64».
Хвалынское АТП обратилось в УФАС по Саратовской области о признании задвоенного номера опечаткой, поскольку
в таблице №4, но на стр. 73-76, в столбце «государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами ОСГОП» организацией указан верный государственный регистрационный знак Т0ВРСН64».
Описывая данный довод в решении № 064/10/18.1-1560/2020, комиссия Саратовского УФАС России в обосновании своей позиции приводит положения и требования к совершенно другой таблице конкурсной документации - № 5 , а не №4. Таким образом, довод АО «Хвалынское АТП» вновь не нашел отражения в решении и не нашел своей оценки.
Зато по аналогичной жалобе ООО «АТП-9» (решение № 064/10/18.1-1559/2020) доводы заявителя сочли обоснованными (копия прилагается) и организацию к конкурсу допустили.
Подобное жонглирование трактовками закона мы считаем преднамеренным и нацеленным на уничтожение АО «Автокомбинат-2» и организаций, которые используют мощности данного предприятия при осуществлении собственной коммерческой деятельности. По результатам подобных решений УФАС АО «Хвалынское АТП» в составе простых товариществ не сможет принять участие в конкурсе вообще ни по одному лоту.
Просим вас обратить внимание на эту проблему и не допускать произвола УФАС по Саратовской области. В свою очередь будем обращаться также в ФАС РФ, Генеральную прокуратуру, депутатам Государственной Думы.
Индивидуальные предприниматели:
Штыркова Л. А.
Бикбаев Д. К.
Генеральный директор АО «Ершовское АТП» Рогачев А. А.
Генеральный директор АО «Хвалынское АТП» Казарин Ю. А.
Генеральный директор АО «Автокомбинат-2» Крайнов С. С.
Директор ООО «СП-Авто» Паршин Д. В.