Саратовская осень Володина. Откровения о прокладках
09:25, 3 ноября 2020
Вячеслав Володин в ходе своего насыщенного визита лейтмотивом говорил о необходимости создания программы по строительству в новых микрорайонах социальных объектов. И тут неожиданно вскрылась причина, почему раньше эти объекты не проектировали, когда раздавали земли под жилищную застройку.
Как отводилась земля
Иллюстрируя свои слова о необходимости таких программ, Вячеслав Володин в очередной раз прямо высказал претензии видному застройщику Писному, который «стахановскими» темпами застраивал по несколько микрорайонов. Строителя спросили напрямую, почему он селит людей буквально в пустырях, втыкая панельки среди бурьяна и грязи. Тот, в свою очередь, попытался оправдаться, выдав себя за заложника ситуации.
«Никто из нас (генподрядчиков, - 4В) никогда землю не получал, всегда через прокладку. Все, что было оплачено за землю, лучше бы построили детские сады, нам же выгодней», - откровенничал Писной.
А вот тут стоит остановиться поподробнее. Работать через «прокладку» - это не просто жаргонное словечко саратовских строителей, это системная серая схема, которая была внедрена в Саратове. Особенно она процветала (после эпохи Аксененко) во времена владычества градоначальника Валерия Сараева. Он тогда был либо «в доле» вместе со своими земельно-имущественными чиновниками, либо боялся авторитетных решал от строительного бизнеса, которые на тот момент окончательно распоясались. Здесь из первого может вытекать второе.
Схема «прокладки» выглядит следующим образом. Городскую землю с благословения чиновников администрации давали не реальным компаниям, которые строят сами, а мутным фирмам с никому не известными директорами «ноунеймами» и ипэшникам, которые были специально созданы для получения земельных участков для дальнейшей продажи. Администрация давала землю этим подставным лицам, которые работали на решалу в строительном бизнесе (самый крутой из них – это, как его называют, Мелкий бес, который хорошо известен в бизнес-среде и правящих кругах). Затем они (т.е. решала) передавали права пользования участками строительным компаниям под застройку. Часто, чтобы запутать концы и сделать операцию невозвратной, участки разделялись и передавались еще каким-то прокладочным лицам. Разумеется, передача непосредственно застройщику стоила больших денег. Если решала на оформление участка затрачивал несколько миллионов рублей, куда входил солидный бакшиш чиновникам, то он его перепродавал за десятки миллионов. И вот в этой марже, которую получали фирмы-прокладки, сгинули поликлиники, детские садики и школы.
Писной себя как раз и причисляет к тем самым строителям, у которых просто не было выбора, ведь в этот теневой рынок городской земли можно было войти только через «прокладку». И он получал эти земли от своего навязчивого партнера-решалы. Отрадно, что Писной в этом признался, но, справедливости ради, не стоит спешить навешивать ему нимб, да и ангельские крылья Леониду Александровичу не пошли бы.
Прокуратура в то время на этот коррупционный сговор почему-то не реагировала, в схемах не копалась. Всё в ней изменилось, когда прокурором области стал Сергей Филипенко.
Примечательна история, когда в Волжском районе Саратова остановилось строительство жилого комплекса «Победа» между гипермаркетом «Лента» и микрорайоном Зональный. Тогда по вмешательству прокуратуры через суд в городскую собственность вернулись земли большой площади, которые ранее были отданы под застройку компании ООО «Ксиан» и позже переданы ООО «Стройресурс» (дочерняя фирма группы компаний Писного). Суд тогда признал, что земли под строительство были выделены незаконно. Схема была очень похожа на описанную выше. Дело в том, что некоторые земельные участки после первоначального межевания «Ксиан» зачем-то передал своим же учредителям как физическим лицам, а те потом в разы дороже переуступили права аренды «Стройресурсу». В целом надзорное ведомство насчитало сумму сделок на 261 млн рублей (при передаче прав от физлиц «Стройресурсу»). Арендная плата при этом составляла гораздо меньшие суммы. Стоит отметить, что соучредитель «Ксиан» Елена Денисова – топ-менеджер АО «Саратовоблжилстрой», головной компании Писного, и давний деловой партнер застройщика-депутата Сергея Курихина. Полагаем, из этого примера всем всё понятно.
Хорошо, что Писной, как на исповеди, косвенно признался в участии в таких схемах с друзьями-прокладками. Возможно, потом за это ему скидка будет.
Теперь по призыву Володина правила градостроительной политики поменялись. Они настолько стали жесткими, что влезть прокладкой между чиновниками и застройщиками никакому решале не получится, разве что туалетной бумажечкой.
Не теряющий дыхания Писной
Отдельно Вячеслав Володин вспомнил про давнюю проблему предоставления жилья для детей-сирот и переселенцев. Оно в области было традиционно низкого качества. На рынке сиротского жилья сложилась монополия с гегемонией строителя Писного. Разбить монополию удастся, увеличив закупочную цену за квадратный метр с 30 тысяч до 35,5 с перспективой дальнейшего роста. Решение здесь принято. Благодаря этому на рынок придут другие строители, что улучшит качество жилья. При беседе со спикером депутат-строитель горячо поддержал такой выход из ситуации, сказав, что сам в таких условиях задыхался с десятимиллионными убытками за год. Однако Володин в ироничном ключе ответил ему, что Писной единственный, кто «в том безвоздушном пространстве и дышал».
И ведь вправду, Леонид Александрович действительно чувствовал себя неплохо на «сиротской доле». Проблемы у него начались, когда его сиротскими домами начали пристально интересоваться депутаты и прокуроры, откликаясь на жалобы «счастливых» обладателей квартир. Ведь качество сдаваемого жилья в этих зданиях, которые прозвали домиками Ниф-Нифа, неудовлетворительное. Стены внутри домов можно было шатать руками- и это не фигура речи. Из последних примеров - строительство домов в Аткарске и Петровске. Уже сам губернатор Валерий Радаев выразил недовольство ситуацией.
Так как же у Писного выстроена схема строительства сиротских домов (и не только их)? Генподрядчиком является головная компания «Саратовоблжилстрой». Субподряд передается либо «дочке», либо приемному «сынку» - субчику из числа местных фирм. Генподрядчик сразу снимает маржу со стоимости госзаказа – от 5 до 10%. Кроме этого поставляет строителям свои стройматериалы – панельные блоки, ведь только они предусмотрены в проекте строительства таких домов. С них он также, очевидно, получает доход. Так что строительная империя Писного ну никак не может выходить с убытками из этой темы. И Володин не раз замечал, что заслуженный шеф-строитель получает двойной навар со своего бизнеса.
***
В итоге визит Вячеслава Володина можно считать предзнаменованием грядущих изменений в структуре управления Саратовской области. Происходят изменения в кадровом составе областных правительства и думы. Стремительно меняются подходы к градостроительству с ориентиром на социальную инфраструктуру. Главный депутат подталкивает руководство области создавать областные программы и усидчивее готовить документацию к федеральным проектам. Грядут изменения и в социальной сфере. Руководство области должно научиться добывать деньги и грамотно их использовать. Освободить от лишней нагрузки основного добытчика средств из федерального бюджета и внебюджетных источников. Это как детей – научили и воспитали, а дальше они идут своей дорогой, а родители лишь изредка помогают советами и деньгами. Вот и у нашей власти текущего периода наступил момент взросления. Пора думать и действовать самим, уверенно ступая по стезе созидания.