Как хищники-строители раздирали микрорайоны Саратова: Изумрудный и Иволгино

О саратовской земле, на которой строили «человейники» без инфраструктуры, и о тех, кто это позволил. Часть 1

12:00, 2 ноября 2020

Фото: 4vsar.ru

Концепция жилищного строительства в Саратовской области теперь неразрывно связана с обеспечением достойной социальной инфраструктуры. Это закреплено на законодательном уровне. Теперь строители выстраиваются в вереницу к областным депутатам, согласовывая строительство жилых комплексов. И без внятного предложения по созданию за свой счет социальных объектов разрешения они не получат. Это так теперь. А еще недавно было иначе – застройщикам выделяли землю. Они стоили жилые дома, а ни детсадов, ни школ, ни поликлиник возле них не было. Речь пойдет о жилищных комплексах в Авиаторе, Цветочном, Изумрудном, Иволгино, Ласточкино, Солнечный-2 и, конечно же, Звезда. Обитатели этих «человейников» оказались брошены буквально в чистом поле без намека на инфраструктуру. А вот как строители получили землю под застройку этих самых домов?

Земля и воля
 

Прокуратура Саратовской области начала проверку, почему земли отдавались без обременения социальных объектов, сколько платили за участки строители, почему этих денег не хватило, чтобы государство не строило социальную инфраструктуру. Эта работа прокуратуры началась после того, как было привлечено внимание к строительству в этих микрорайонах районах председателя Госдумы Вячеслава Володина. Позже прокуратура выяснила, что имеются признаки сговора застройщиков с властью и незаконных схем выделения этих участков.

По призыву Володина принято решение эту систему разрушить. Новой вехой и в то же время изящным решением заскорузлой проблемы региона стала смена правил игры на строительном рынке: землю будут выделять не под точечную застройку, а под квартальную. Более того, сейчас застройщика обязывают возводить и те самые объекты социальной инфраструктуры. И без гарантий этого проект застройки очередного комплекса домов просто не согласуют.

Радует, что прокурор Саратовской области Сергей Филипенко продолжает наводить порядок в строительной отрасли. В числе прочих, его главная задача — не дать криминалитету контролировать строительный рынок и зарабатывать на незаконных схемах и договорах.

Редакция «Четвертой Власти» выясняла, с чьего благословения строители получили землю в микрорайонах Авиатор, Цветочный, Изумрудный, Иволгино, Ласточкино, Солнечный-2, Звезда, где потом появились нерешенные проблемы с инфраструктурой.

Изумрудный

Если бы стояла задача написать летопись поселка «Изумрудный», то первой датой был бы 2006 год. Именно тогда председатель комитета по управлению имуществом Саратовской области (с 2005 по 2012 г.) Александр Бовтунов выделил под строительство участок земли на месте будущего ЖК «Изумрудный» для компании ООО «Пересвет-Регион-Саратов». Компания на тот момент являлась филиалом – «дочкой» - крупной московской девелоперской структуры. Потом выделенный кусок земли был разделен на 9 участков, где позже и должно было начаться строительство. Но полноценно их освоить компании уже было не суждено. В 2008 году грянул кризис, и у «Пересвета» начались проблемы. Чтобы не зарубить перспективный проект, к застройке микрорайона подключили группу компаний «Аркада», принадлежавшей бизнесмену Алексею Березовскому. Конкретно строительство начало АО «Сартехстройинвест». Оно должно было выступить в качестве соинвестора и взять на себя большинство строительных тяжб. Березовский забрал активы и приступил к стройке. Кроме того, Березовский выступил еще и инициатором банкротства партнера, когда у того начались серьезные проблемы, чтобы выбить долговые обязательства: банкротный процесс длился с 2012 года. Но позже и у самого Березовского начались проблемы. Ему тоже не хватило ресурсов, и он угодил под банкротство. Но достроить дома в «Изумрудном» успели. С «щедрости» участников сделки на большой микрорайон выделили участок под строительство детского сада.

В 2012 году еще «Пересвет-Регион-Саратов» получила земельный участок под строительство из-под пера бывшего главы Саратова Алексея Прокопенко, бесславно закончившего карьеру. При банкротстве компании участки экстренно переоформляли уже на структуру Березовского.

Разрешения для компании Березовского под первую очередь строительства многоквартирных домов (от 6 этажей и выше) в основном выдавались при тогдашнем заместителе главы администрации города по градостроительству и архитектуре Андрее Гнусине (в 2014 году было выдано 3 участка).

А до этого в 2013 году под строительство многоквартирного дома №12 компания получила разрешение при и.о. главы администрации Саратова Александре Буренине. Далее с 2016 по 2019 год компания получила еще ряд разрешений по согласованию с Гнусиным (6 участков в этот период), а вот с 2019 года с Антоном Корнеевым (еще 3 участка), который сменил Гнусина на этом посту. При нем осуществлялась вторая и третья очередь строительства в Новосоколовогорском жилом районе.

В дальнейшем Алексей Березовский был подвергнут жесткой критике за свои «строительные делишки» с использованием связей во власти, за невыполнение условий и срыв сроков при строительстве социальных объектов, в частности при строительстве школы в Солнечном-2, эллингов на набережной Волги,  а также реконструкции стадиона «Авангард» и музыкально-эстетического лицея в Энгельсе. Березовский набрал так много объектов, что начал отставать по срокам.

За это у Березовского вырвали из цепких рук мандат депутата городской думы (де-юре он сам отказался от депутатства). Сейчас компании некогда влиятельного строителя переживают нелучшие времена, находясь в полубанкротном состоянии

Иволгино

Микрорайон Иволгино застраивала компания ООО «Волга-Сервис», входящая в строительный холдинг «Саратовоблжилстрой» другого богатого и влиятельного строителя-депутата Леонида Писного. В 2016 году «Волга-Сервис» имела уверенные позиции по государственным контрактам, всего компания успела их заключить на сумму более 1,2 млрд рублей. Однако уже в августе 2017 года компания заявила о своей ликвидации. Благополучие ликвидированной компании держалось на квартирах для переселенцев из аварийного жилья. Возможно, сравнительно недолгий срок жизни компании обусловлен исчерпанием задачи по получению бюджетных денег. Однако «Волга-Сервис» потерял лишь свое название и никуда не исчез. Компания вышла из процедуры ликвидации в августе 2019 года, а всего через месяц сменила название. Сейчас это ООО «Специализированный застройщик «Стройресурс-ВС».

Земля, на которой был построен микрорайон Иволгино, передавалась по следующей схеме. В 2004 году большой участок был передан ГУП «Опытно-производственное хозяйство «Волга» (с 2019 года объявлено банкротом при руководстве Виталия Костылева). После этого права на участок передавались еще четыре раза другим арендаторам, пока он не перешел к «Волга-Сервис». При мэре Алексее Прокопенко утвердили градостроительный план земельного участка, где о социальных объектах не было сказано ни слова. А позже еще один градоначальник – Валерий Сараев - окончательно закрепил положение дел, утвердив схему расположения домов. Участок земли сначала разделили на 4 части, потом на более чем 30. И позже на 20 участках началось возведение домов. С 2015 по 2017 год разрешения на строительство выдавал замглавы по архитектуре Андрей Гнусин.

Как итог, микрорайон сдали без дорог, без необходимой социальной инфраструктуры. Ситуацию усложняет, что территориально район находится вдали от транспортных развязок и других микрорайонов Саратова. Кстати, это было самым наболевшим вопросом - отсутствие общественного транспорта. В 2016 году перевозчики просто отказывались тянуть маршруты до поселка из-за низкой рентабельности. Позже эту проблему частично удалось решить, но жалобы на транспорт остались.

Еще одной проблемной частью остаются и коммуникации: в прошлом году граждане жаловались на прорывы канализации и затопление подвалов. Эта проблема, кстати, не решена до сих пор.

В микрорайоне Иволгино проблемы не только с инфраструктурой, но даже с самими жилыми домами. К примеру, сейчас там идет составление дефектных ведомостей, чтобы привлечь застройщика к ответу за многочисленные недоделки.

Чрезвычайно остро стоит проблема с школой, ведь детям из Иволгино приходится ездить на автобусе в школу в соседний поселок. Но он не может перевести за раз несколько сотен детей, поэтому родители несут дополнительные расходы и тратят время на то, чтобы довезти детей на занятия. Также затруднительно доставлять детей в детсад.

И все это безобразие было утверждено и реализовано с разрешения двух мэров: Прокопенко и Сараева.

В продолжение этого материала будет рассказано, как застраивались Авиатор, Звезда и Цветочный, а далее - о Ласточкино и Солнечном-2.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

строительство, серые застройщики, леонид писной, алексей березовский