Как повышаются официальные зарплаты в Саратовской области

Председатель Госдумы Вячеслав Володин неустанно говорит о необходимости роста зарплат в Саратовской области и выводе из «серой зоны». Как выполняется наказ главного депутата?

09:35, 26 октября 2020

Фото: 4vsar, pixabay

Прошел уже год как председатель Госдумы Вячеслав Володин громко заявил о необходимости поднять зарплаты дорожным рабочим Саратовской области. Также он озаботился повышением заработной платы строителям и другим работникам разных экономических сфер региона. «Четвертая Власть» решила проанализировать, насколько местные предприниматели услышали призыв Вячеслава Володина.

«Серые схемы» с федеральными деньгами

В Саратовскую область при поддержке Вячеслава Володина поступают большие федеральные средства. Денежные потоки идут в том числе и в строительную отрасль. Володин говорил о 18 млрд рублей, которые должны прийти в регион на различные проекты в 2020 году. Одновременно с этим он заявлял о «серых схемах», которые используются на стройках (и не только на них) Саратовской области. Ряд местных застройщиков готов пойти на все, чтобы набить побольше в собственный карман. Одно из самых популярных среди решений в этом вопросе – отказ от «белой» зарплаты для сотрудников.

При этом страдают не только работники, которые нанялись к саратовским застройщикам на «минималку». Страдает буквально каждый житель Саратовской области, потому что застройщики уходят от НДФЛ, а этот налог зачисляется в бюджет региона. В итоге при огромных вливаниях федеральных денег в строительную сферу, область получает «минималку», как типичный наемный работник жирующего застройщика. А это еще и уход от отчислений в пенсионный фонд, на медицину и социальное страхование, которого лишаются граждане из-за непомерных аппетитов осваивателей бюджетных потоков.

Депутат Госдумы Николай Панков даже рассказывал про ужасное отношение застройщиков к своим сотрудникам, когда людям просто не выплачивались оговоренные деньги, хотя государственные средства эти строители получали в полном объеме.

В июле 2020 года налоговая служба заявляла, что бюджет Саратовской области не получил по НДФЛ 100 млн рублей из-за «серых схем» строительных организаций. 

Заместитель руководителя УФНС по Саратовской области Ирина Антонова отмечала на заседании областной думы, что в реализации нацпроектов в сфере строительства умудряются участвовать компании, которые не имеют никакой собственности. А это не может не вызывать подозрений. На июль 2020 налоговики насчитали 14 подобных фирм в регионе.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин в свою очередь призывал правоохранителей разобраться в незаконных схемах застройщиков. Прокурор региона Сергей Филипенко как бы в ответ рассказал в местной прессе о случаях, когда коммерческие структуры получают многомиллиардный бюджетный контракт, не имея для его исполнения людских и материальных ресурсов. Затем задействуют цепочку фирм, которая заканчивается конечным исполнителем. Каждый в этой схеме получает свой лакомый кусочек денег от контракта, но все эти компании, как правило, используют неформальную занятость, а с работниками заключают гражданско-трудовые договоры, чтобы не платить подоходный налог.

Внезапный взрывной рост

«4В» запросила из минстроя Саратовской области информацию о динамике зарплаты работников строительной сферы. К сожалению, нам не предоставили сведения по отдельным компаниям. Однако удалось получить их из других источников, но обо всем по порядку.

По информации, предоставленной министерством строительства и ЖКХ региона, в 2018 году среднемесячная заработная плата работников организаций строительной отрасли в Саратовской области составляла 19608,55 рубля, в 2019 году – 21680,67 рубля.

В 2020 произошел, казалось бы, неожиданный рост. За первое полугодие 2020 среднемесячная зарплата среди строителей составила 28544 рубля, а в июле уже 32086,9 рубля.

Как раз перед 2020 годом Вячеслав Володин и потребовал, чтобы у работников отрасли зарплаты стали «белыми». Так что, оказывается, возможности оформлять людей официально у застройщиков были, но без окрика верховного земляка из Москвы им ничего менять не хотелось. Как, впрочем, и местным властям, которые по каким-то причинам мирились с недополучением налогов в местную казну.

Кстати, рост по отчислению НДФЛ в 2020 тоже обещает быть заметным. С января по декабрь 2018 года сборы с налога составили 1,048 млрд рублей (рост на 3,9 % с 2017 года) , в январе - декабре 2019 года — 1,102 млрд рублей (рост на 5,1% с 2018 года), а уже с января по сентябрь 2020 (за 9 месяцев) — 866,311 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года - рост 17,3%.

Однако, если взглянуть на статистику по отдельным компаниям, то картина уже не выглядит такой радостной. Например, одно из крупнейших строительных объединений региона - АО «Саратовоблжилстрой», - которым руководит депутат облдумы Леонид Писной, в конце 2019 года оказалось в аутсайдерах по средней зарплате среди больших предприятий – 20,5 тысячи рублей (в 2018 — 18,1 тысяча). В статистику включены и те компании, которые входят в активы его холдинга («Профспецстрой», «СарСтройОтделка», «Ремжилстрой» и другие). В 2020 году средняя зарплата на предприятиях Писного составляла (с января по март) — 24,4 тысячи. Рост виден, но не сказать, чтобы он был значительным. Особенно учитывая, какие огромные деньги получают фирмы застройщика по госконтрактам. 
По НДФЛ фирмы Леонида Писного отчисляли в 2018 — 31,1 млн рублей, в 2019 — 32,7 млн. За январь-март 2020 — 24,5 млн рублей. Рост по логике вещей здесь тоже должен к концу года быть, раз сотрудникам подняли зарплаты.

Однако другие строительные компании отнеслись к вопросу повышения заработной платы гораздо серьезнее. Фирма «ТРЕСТ 7» за январь-март 2020 довела средние зарплаты сотрудников до 92,8 тысячи рублей (за аналогичный период 2019 они составляли 27,9 тысяч). По НДФЛ было 0,1 млн, стало 0,8 млн. ППС «Лесстр» (берем те же периоды) — в 2020 году 23,8 тысячи против 12,3 в 2019. НДФЛ — 0,4 млн против 0,2 млн в прошлом году.

При этом осталось много компаний, которые оставили показатель средней зарплаты на прежнем уровне или даже ухудшили его. Здесь резко выделяется СЗ ГК «Кронверк» - было 58,1 тысячи рублей, но зарплата упала до 12,1 тысячи (НДФЛ с 3,7 млн при этом вырос до 5,2 млн).
«ТСУ Энгельсстрой» - было 17,2 тысячи, стало 17,3 тысячи рублей (НДФЛ упал с 0,8 млн до 0,5 млн рублей). Компания «Союз» - было 25 тысяч, а стало 19,7 тысячи рублей (НДФЛ вырос с 0,2 млн до 0,3).

Близкие к реальным средние зарплаты показывает ООО «Госжилстрой» - 45,2 тысячи рублей. Это можно объяснить тем, что это 100% уставного капитала у государства. 

Жаль, что не все выполняют наказ Володина о повышении официальных зарплат для работников. Тем не менее, видна тенденция роста поступления налоговых отчислений в бюджет.

Хотя наверняка, когда шумиха спадет, компании вновь будут использовать изощренные методы ухода от уплаты денег государству и обществу – вроде обналичивания денежных средств для спасения от налогов или «бумажный НДС» (незаконный вычет по НДС после фиктивных сделок). Так что правоохранителям еще будет чем заняться в строительном бизнесе Саратовской области.

Все могут диванные и мясные короли

Не стоит думать, что только строительная сфера пытается избежать налогообложения. Подобными вещами занимаются и частные компании, которые не осваивают федеральные деньги, но они также лишают жителей региона достойной жизни своими уклонениями от налогов.

Например, мясокомбинат «Дубки», который в конце 2019 года оказался в подозрительном списке крупных предприятий с самыми маленькими средними зарплатами. Работники этой фирмы официально в среднем получали 12,6 тысячи рублей на тот момент. Однако все снова изменилось чудесным образом в 2020 году после заявлений Вячеслава Володина. В текущем году средняя зарплата в «Дубках» взлетела до 32,9 тысячи рублей (рост 260% в период с января по август). Можно было бы списать это на неописуемую щедрость хозяев фирмы, но более логично звучит, что работникам компании до этого не проводили «вбелую» заработную плату.

Однако не все готовы исправляться после критики главного депутата или попросту ее не услышали, потому что слушают только себя.

Компания «Король Диванов» имела среднюю зарплату среди работников в 2019 году (январь-август) – 12,4 тысячи рублей, а в 2020 – 13,2 тысячи. Можно сказать, что она толком не изменилась. Отчисления по НДФЛ (на период с января по август) в 2019 были 40,7 млн, а в 2020 упали до 25 млн рублей. При этом выручка за 2019 год у компании - 5,1 млрд рублей. По сравнению с 2018 годом (6,1 млрд рублей) она снизилась, но если посмотреть 2017 (4,6 млрд) и 2016 год (5,3 млрд), то выяснится, что это средняя норма. Так что едва ли хозяева бизнеса пострадали от чрезмерных налоговых отчислений.

В «Инстаграме» Дмитрия Ходасевича, учредителя «Короля Диванов» (доля 60%), можно прочитать его размышления о чудесных мечтах. Например, бизнесмен хочет построить «лучший дом в мире». Это хорошо, имеет полное право улучшать жилищные условия семьи. Гораздо интереснее, что Ходасевич хочет построить вдобавок лучшую в мире школу и возвести красивый парк. По его словам, на парк уйдет десятки миллиардов рублей и деревья растут по 5-10 лет, поэтому цель явно не близкая. Однако с выручкой в 5,1 млрд за один год Дмитрий Ходасевич мог бы перестать заниматься маниловщиной и уже сейчас внести посильный вклад в появление новых школ и детсадов в Саратовской области. Для воплощения проектов в жизнь ему не нужно мечтать в «Инстаграме», он может просто хотя бы платить полные налоги с фонда заработной платы. Ведь кто поверит, что процветающее предприятие платит своим работникам чуть больше «минималки».

Зарплатно-дорожное беззаконие

Дорожная отрасль стала отправной точкой в борьбе Вячеслава Володина с «серыми» и «черными» зарплатами. Выступая перед региональными дорожно-строительными работниками в честь их Дня, он раскритиковал их руководителей за маленькие заработные платы. Это особенно странно, учитывая, что в Пензенской области 1 км дороги в среднем стоит 236 тысяч рублей, а в Саратовской – 397 тысяч. При этом у соседей дорожный работник получает 35 тысяч, а у нас только 18. 

«А вот здесь вопрос: у вас совесть есть? Коллеги, вы что делаете?» - заявил тогда председатель Госдумы и призвал сотрудничать только с теми подрядчиками, которые платят работникам приличную «белую» зарплату.

В феврале 2020 тогда еще министр дорожного хозяйства Николай Чуриков заявлял, что к концу года зарплаты должны быть в отрасли в среднем 32 тысячи рублей. В июле 2020 на заседании регионального правительства сменщик Чурикова Алексей Зайцев докладывал, что по итогам 2019 года подписано соглашение между профсоюзами и подрядными организациями о том, что по итогам текущего года средняя зарплата в отрасли возрастет до 34100 рублей. Однако представить какую-либо актуальную информацию в середине года для правительства Зайцев так и не смог.

«4В» запросила в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области статистику по средней зарплате в отрасли, начиная с 2018 года. К сожалению, в пресс-службе сослались на сложность процедуры и то, что множество сотрудников находится на больничном. Пришлось направить официальный запрос. На момент публикации статьи ведомство информацию так и не предоставило, хотя, если подумать, едва ли кто-то будет скрывать собственные успехи.

Одновременно с этим «4В» все-таки получила статистику по дорожной отрасли из других источников. По отдельным фирмам приближением к средней зарплате в 34 тысячи пока даже и не пахнет.

Фирма «Регион» с 2018 по 2019 только сокращала зарплату сотрудников — с 20,5 до 15,3 тысяч рублей. Уплата НДФЛ упала с 2,3 млн до 1,2 млн рублей.
Однако в январе-марте 2020 увеличила зарплаты до 22,4 с 16,1 тысячи рублей за аналогичный период прошлого года. НДФЛ у фирмы вырос с 0,3 млн до 0,6 млн рублей.

«Дорожное предприятие №6» в 2018 году имело среднюю заработную плату 16,6 тысячи рублей, в 2019 — 18,1 тысячи. По НДФЛ в 2018 уплатила 2,9 млн, в 2019 — 5 млн рублей. За январь-март 2019 средняя зарплата в компании составляла 17,3 тысячи, за аналогичный период 2020 — 19,6 тысячи рублей. Данные по НДФЛ за январь-март 2020 пока неизвестны, но в 2019 году фирма заплатила по налогу за это время 0,2 млн рублей.

«Тепловская ДОРПМК» в 2018 в среднем платила за труд 26,2 тысячи рублей, а в 2019 — 25,9 тысячи рублей. За те же годы НДФЛ у нее вырос с 2,3 до 3,6 млн рублей. В январе-марте 2019 средние зарплаты там были 26 тысяч, но в январе-марте 2020 снизились до 24 тысяч рублей. НДФЛ также упал с 1 млн до 0,3 млн рублей.

К середничкам можно отнести компанию «Автогрейд». В 2018 они платили 32,1 тысячи, а в 2018 — 33,8 тысяч рублей. НДФЛ за эти годы у нее не менялся (2018 — 10,74 млн, 2019 — 10,76 млн рублей). В январе-марте 2020 в среднем люди на предприятии получали всего 12 тысяч рублей против 13,9 тысяч в 2019 за этот же период. По НДФЛ компания уплатила 1,8 млн рублей (в 2019 году за январь-март — 2,2 млн).

Есть в списке и стремящиеся к повышению средних показателей компании.
К примеру, «Автотрасса» платили рабочим в 2018 году 24,4 тысячи рублей, а в 2019 — 29,5 тысячи. За это время уплата НДФЛ выросла у фирмы с 9,2 до 12,5 млн рублей. Январь-март 2020 показал среднюю зарплату в 38,4 тысячи рублей (в аналогичном периоде прошлого года всего 23,5 тысячи). По НДФЛ в это время тоже виден рост с 1,6 млн до 3 млн рублей.

Также фирма «Зоринка» в среднем платила в 2018 году 20,6 тысячи рублей, но в 2019 — 28,7 тысячи. В 2018 на НДФЛ у компании ушло 3 млн, а в 2019 — 4,7 млн рублей

А вот в январе-марте 2019 и 2020 года средняя заработная плата в фирме не менялась — 28,7 тысячи рублей. Хотя НДФЛ вырос за эти периоды с 0,5 до 0,7 млн рублей.

Для сведения, реальная средняя заплата по году в дорожной отрасли Саратовской области оценивается более 40 тыс. руб. Примерно эту цифру и показала в этому году «Автотрасса» (руководитель Гагик Каракосян, депутат облдумы)

***

Таким образом, мы видим, что наказы Вячеслава Володина выполняются. Хотя не повсеместно. Многие владельцы предприятий за целый год не прониклись советом показывать официально реальную зарплату сотрудников. Надзорным и фискальным органам еще есть широкое поле для деятельности.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

строительство, зарплаты, вячеслав володин, ндфл