Роман Бусаргин: «Свою миссию вижу в сокращении дистанции между властью и человеком»
09:27, 20 октября 2020
Завтра областная дума должна утвердить Романа Бусаргина в должности председателя правительства Саратовской области. После назначения его исполняющим обязанности он дал эксклюзивное интервью «Четвертой власти», в котором рассказал о своей личной повестке, предлагаемой стратегии, об изменениях механизмов управления хозяйством области, о взаимодействии с предпринимателями и о других темах.
- Для тех, кто с Вами еще не знаком, - кто такой Роман Бусаргин?
- Роман Бусаргин – это обычный человек. Человек, который любит свою работу, любит свою малую родину, который здесь родился, учился и живет. Человек, который считает, что его земляки достойны большего. Поэтому нельзя быть в стороне, хочется принести максимум пользы для Саратовской области.
- Роман Викторович, за 15 лет вы из рядового чиновника выросли до премьер-министра региона. Интересны этапы вашей карьеры. В чем секрет такого стремительного роста по карьерной лестнице?
- Секрета никакого нет. В жизни всегда ориентировался на то, что нужно выполнять ответственно свою работу. Я достаточно далек от политических каких-то вещей, поэтому в принятии решений один приоритет – человек. Просто искренне делал то, что должен.
Карьеру начал в 2003 году в администрации Саратовского района на должности специалиста в Управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Работал там достаточно длительное время – порядка 5 лет. Удалось достичь должности заместителя главы, курирующего строительную отрасль. После чего перешел в Энгельсский район, где проработал 10 лет на различных должностях. Все они были связаны в той или иной степени со сферой строительства, жилищно-строительным хозяйством и дорожным строительством. Потом пригласили в мэрию города Саратова на должность председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства, чуть позже стал заместителем мэра.
В 2018 году Валерий Васильевич Радаев предложил должность заместителя председателя правительства, курирующего отрасль строительного блока, строительно-дорожного блока и блока жилищно-коммунального хозяйства, на которой я проработал 2 года. Буквально неделю назад мне поступило предложение возглавить правительство. Со своей стороны расцениваю это, как аванс на результаты будущей работы и доверие.
- После объявления о назначении и.о. председателя правительства появилось много хвалебных откликов. Согласны ли Вы с ними, с этими оценками?
- Я достаточно самокритичный человек, и читая какие-то положительные отзывы, понимаю, что ответственность возрастает еще больше. Потому что люди рассчитывают на то, что будут положительные изменения. Подводить их нельзя.
- Вам часто припоминали энгельсский период в карьере, поскольку он был связан с экс-главой района Дмитрием Лобановым, который осужден за коррупцию. Вы – человек из команды Лобанова? Какие отношения у вас с ним были?
- Извините, но разочарую и наконец-то поставлю точку в этом вопросе. В администрацию Энгельсского района пришел работать задолго до прихода туда Лобанова. В период его руководства я был в должности председателя комитета по ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи. В его близкое окружение никогда не входил. Говорить, что я из его команды, на мой взгляд, неправильно.
- Как говорит Вячеслав Викторович Володин, у каждого государственного деятеля должна быть своя повестка. Есть ли она у Вас? С какой стратегией идете на должность председателя правительства? И в чем видите свою миссию?
- Несомненно, у каждого руководителя должна быть своя повестка. Повестка главы правительства тесно связана с теми решениями, которые приняты и принимаются губернатором Саратовской области. Что касается непосредственно индивидуальной повестки, то здесь очень много идей, связанных с работой строительного блока, дорожного блока, инвестиционного блока. С переходом на эту должность появляются все полномочия, связанные с работой в экономической отрасли, отрасли инвестиций и таких отраслях, как здравоохранение, образование и культура. Миссию вижу в улучшении работы по привлечению инвестиций на территорию Саратовской области, сокращении дистанции власти и человека, создании комфортных условий для каждого человека в каждом населенном пункте.
- Если ли какие-то идеи или предложения по изменению в стратегии госуправления хозяйством области?
- Считаю, что муниципальным районам нужно предоставлять больше власти и полномочий. Потому что те практики, которые нам удалось применить за эти 2 года, дали положительный эффект. Примером может стать капитальный ремонт. Эта тема очень долго не воспринималась крупными муниципалитетами. Но в дальнейшем, когда полномочия по функциям технического заказчика в рамках капитального ремонта были взяты большими муниципалитетами на свой уровень, мы получили достаточно ощутимый эффект. Суть в том, что на момент начала этой работы на счетах Фонда капитального ремонта находилось более 1 млрд рублей, которые не использовались. То есть дома не ремонтировались, а деньги были.
При передаче полномочий муниципалитеты стали заинтересованы в реализации этой функции, буквально за год показатели капремонта домов увеличились в несколько раз.
Аналогичную ситуацию можно осуществить в рамках государственного жилищного контроля, передав ряд полномочий для того, чтобы муниципальные органы власти могли на своем уровне контролировать работу управляющих компаний. Плюс передача государственных полномочий с денежными средствами по обеспечению отдельных категорий граждан жильем муниципалитетам. Это также заинтересует и вовлечет муниципальные органы власти в работу. Следует продумать, и такие поручения уже даны, в отношении выработки схемы, когда муниципальная власть будет заинтересована в наполнении бюджета.
Относительно самой структуры правительства: говорить сейчас о ее изменении пока преждевременно. На мой взгляд, созданная структура дееспособна. Просто следует обратить внимание на определенные акценты и направления работы, такие как инвестиции, пополняемость бюджета. Поэтому здесь пока будем работать в той конфигурации, которая существует. Мы начали год назад изменять структуру, связанную с государственным заказом в рамках строительства. Было образовано Управление капитального строительства - единый заказчик на территории Саратовской области. Вот эту работу следует обязательно продолжать, потому что ни школы, ни детские сады, ни какие-то медицинские учреждения, они не должны заниматься строительством. Для этого есть квалифицированные люди.
- Как планируете изменять систему взаимоотношений правительства со строительным блоком? В первую очередь, в подготовке и реализации госзаказов, участии в проектах и госпрограммах строительных организаций. Будет ли пополняться «черный список» подрядчиков?
- Что касается работы строительного блока, тут уже начались изменения. Задача правительства на сегодняшний момент - администрировать жилищно-коммунальное хозяйство, то есть создать базу для привлечения на рынок Саратовской области сильных строительных организаций. В чем заключается создание соответствующей базы - стоимость строительства. В этом году по темпам роста стоимости квадратного метра по госзаказам Саратовская область находится на 1 месте в Приволжском федеральном округе. Но эту работу следует продолжать и далее.
Когда на территории Саратовской области строителям будет интересно работать, появится конкуренция, которая подтолкнет развитие строительного комплекса и повышение качества работ.
Профильному министерству следует проработать вопрос, связанный с конечным строительством. Потому что на сегодняшний момент на территории Саратовской области существует практика сдачи домов без отделки, а это неправильно.
Необходима работа по организации комплексной застройки, о чем постоянно говорит председатель Государственной думы Вячеслав Володин. К сожалению, та политика жилищного строительства, которая существовала (в частности, это очень заметно на территории Саратова), привела к тому, что мы в историческом центре, зачастую рядом с объектами культурного наследия имеем высотные здания. Мало того, что это просто эстетически некрасиво, так это еще приводит к перегрузу социальной инфраструктуры. Впоследствии не хватает мест в школах, детских садах, поликлиниках. Что приводит, в свою очередь, к объективному недовольству граждан. Это нужно прекратить. Первые шаги в этом направлении уже сделаны - приняты соответствующие законы в рамках Саратовской областной думы.
Эта работа однозначно будет продолжена, потому что Саратов должен развиваться. У него есть территории для развития, это в том числе Солнечный, Юбилейный. Но здесь следует отметить, как говорит Вячеслав Викторович, жилая застройка должна вестись только совместно с объектами социальной сферы. На сегодняшний момент мы ставим перед собой задачу – внести соответствующий законопроект в Саратовскую областную думу.
Что касается «черного списка». У нас существует процедура в рамках 44-го ФЗ, который позволяет вносить предприятия, неисполнившие обязательства в рамках государственного контракта, в «черный список». Это потом не позволяет им участвовать в аукционах на заключение госконтрактов. Здесь следует признать, что работа ведется крайне слабо, но она однозначно будет усилена. Должны быть четкие понятные взаимоотношения между заказчиком и строителем. И если кто-то заходит на какой-то объект и начинает его строить, несомненно, сроки не должны быть сорваны, денежные средства должны вовремя оплачиваться. Самое главное - должны оправдываться ожидания людей. И когда власть обещает что-то гражданам в определенное время, это необходимо исполнять.
- Вы много говорите о курсе на инвестиции. Как привлечь бизнес в регион? Как остановить трудовую эмиграцию из Саратова при том, что бизнес уходит, а специалисты утекают?
- На сегодняшний момент на территории Саратовской области работу, связанную с инвестициями, стоит усилить. Это особенно актуально, когда пандемия подкашивает бизнес и приводит его к каким-то потерям. Необходимо максимально пересмотреть существующие на территории региона арендные, налоговые льготы для нового бизнеса, максимально уменьшив их. Следует отметить, что работа в этом направлении правительством области ведется. Но стоит задавать себе вопросы, на которые, может быть, неудобно отвечать - «почему там, а не у нас?» Зачастую в ряде субъектов РФ ведется либо полное освобождение от налогов, либо подводятся какие-то коммуникации к инвестиционным площадкам, что в свою очередь, позволяет бизнесу выбирать ту или иную территорию. На фоне соседних субъектов и в целом по Российской Федерации Саратовская область должна стать более привлекательной для бизнеса. Мы должны создавать рабочие места в новых производствах, а для этого необходимо обеспечить все условия.
С представителями бизнеса нужно проводить встречи в еженедельном формате, чтобы знать, у кого есть интересные идеи, какая нужна помощь в их реализации. Потому что зачастую люди, приходящие с проектом, не могут довести процесс до логического завершения. Это связано с внутренними или внешними проблемами, с которыми сталкивается бизнес на территории области. И вот эти все проблемы необходимо разбирать людям, ответственным за инвестиционный блок. Результатом их работы должны быть именно реальные вложения в региональную экономику, в развитие промышленности, а не красивые буклеты и презентации.
Несомненно, как и у любого субъекта РФ, у нас существует концепция развития Саратовской области, концепция развития города Саратова. Одним из приоритетных направлений должна стать демография, трудовая миграция и отток специалистов, количество безработных на территории региона. Здесь есть основания полагать, что с этой проблемой мы можем справиться.
- Ходят разговоры, что у Вас есть идея создания министерства по доходам и инвестициям. Еще одно чиновничье образование в структуре правительства. Нельзя ли расширить полномочия в рамках министерства экономического развития?
- Хочу сразу отметить, что не являюсь сторонником раздувания чиновничьего аппарата. Задача – заставить работать министерство более эффективно. На сегодняшний момент все необходимые полномочия у министерства экономики уже есть. Но если в каких-то направлениях надо будет усилиться, и это принесет ощутимый эффект для экономики и непосредственно жителей Саратовской области, такие решения, могут быть совместно с губернатором приняты.
- Ваша оценка и решение по самым проблемным точкам в ЖКХ – работа «Т Плюс» и деятельность регоператора по вывозу мусора.
- В прошлом году удалось заключить концессионное соглашение по теплосетям Саратова с ПАО «Т Плюс». Были переданы сети, которые ранее практически не обслуживались. Здесь предстоит очень большая работа совместно с теплоснабжающей организацией по модернизации всего коммунального комплекса на территории города. Как и любая серьезная реформа, она будет вызывать определенные неудобства жителей в отношении замены тепловых магистралей. Но это решение необходимое.
Также следует совершенствовать работу «Т Плюс», потому что с людьми нужно открыто разговаривать. Если мы заходим на замену каких-то сетей и создаем неудобства горожанам, будь то в Энгельсе, в Саратове или в Балакове, людям надо это объяснять, а местной власти необходимо создавать соответствующие альтернативы, которые позволяют максимально безболезненно проходить все эти этапы. Несомненно, сроки, когда ты их на себя берешь, должны исполняться. Вот здесь, конечно, предстоит большая работа.
Что касается твердых бытовых отходов и «мусорной реформы», есть пробелы в работе этого направления. Это в большей степени связано со своевременностью вывоза мусора, до сегодняшнего момента не урегулированы вопросы по утилизации растительного мусора и крупногабаритного мусора. Но здесь решения все есть, просто их, соответственно, нужно воплощать в жизнь. Более того, предстоит огромная работа по внедрению на территории Саратовской области раздельного сбора мусора. Такую работу мы уже начали пилотно в городе Саратове в ряде микрорайонов. В работе самого регоператора тоже есть определенные проблемы, которые, в принципе, имеют соответствующие решения. Это и своевременность вывоза мусора с места временного складирования, куда они непосредственно поставляются из городов и после вывозятся на полигон для сортировки. Это и улучшение материальной базы. И здесь очень большая работа, связанная с муниципалитетом. Потому что вопросы состояния контейнерных площадок должны находиться на постоянном контроле.
- Как должно поменяться управление дорожным хозяйством в Саратовской области?
- Дорожная отрасль на территории Саратовской области является одной из самых сложных. Когда мы начинали реализовывать программу «Безопасные и качественные дороги», процент дорог, находящихся в нормативном состоянии, составлял менее 10%. В этом направлении неоценима помощь Вячеслава Викторовича Володина по передаче автомобильных дорог на федеральный уровень. Сейчас это уже 1 500 километров, пока ведется передача еще порядка 600 километров дорог. Вот первое направление, которое стоит продолжать. И правительство приложит все возможные усилия.
Второе направление - наполняемость дорожных фондов. Со следующего года регион передает транспортный налог на уровень муниципалитетов. Они становятся максимально заинтересованы в том, чтобы собирать соответствующие акцизы, транспортные налоги и больше вкладывать в дорожную отрасль своих территорий.
Третье направление – это, несомненно, реализация на территории Саратовской области программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которой мы привлекаем достаточно большие средства. В этом году в рамках данного национального проекта более 5 миллиардов рублей было вложено в саратовские дороги. Система дорог на территории Саратовской области продолжит развиваться. Это и строительство Южного обхода, и третьего моста через Волгу между Саратовом и Энгельсом.
Разумеется, нужна прозрачность, отсутствие даже малейших попыток коррупции в дорожной отрасли. Здесь для себя нужно ставить четкую и понятную задачу, что на каждый вложенный рубль в Саратовскую область должно прийти 2 рубля инвестиций. Такой приоритет в выборе дорог должен постоянно соблюдаться, это тоже очень важный кластер, потому что развитие тех или иных трасс тесно связано с привлечением бизнеса на территорию области.
Отдельно можно остановиться на дорожных предприятиях. Одна из задач правительства - создание конкуренции в дорожной отрасли, к сожалению, на сегодняшний момент она недостаточно развита. Не надо бояться признавать соответствующие ошибки. Очевидно, что отсутствие конкуренции неизбежно приводит к плохому качеству, к срыву сроков работ.
- Что в Саратовской области нужно изменить для более эффективного расходования бюджетных средств?
- В этом направлении велика роль общественного контроля, вовлечение населения в реализацию национальных проектов и программ. Именно это позволяет в постоянном режиме с максимальной отдачей от вложенного рубля получать результат. Необходимо повышать роль институтов гражданского общества. Это первое.
Второе – глобальный контроль в отношении органов власти и тех предприятий, которые реализуют эти направления. Здесь работа ведется, но ослаблять ее никак нельзя.
Третье - должна быть выстроена четкая приоритетность расходования средств. К этой работе нужно привлекать и жителей населенных пунктов, где реализуются те или иные проекты. Приоритетность должна выстраиваться по потребности. В первую очередь стоит решать вопросы, где потребность стоит более остро, в строительстве тех же самых детских садов, школ, в дорожном строительстве.
- Премьер-министр – это главный прораб губернии или стратег-управленец?
- Однозначно второе. Потому что управление правительством – это в первую очередь стратегия, которая должна привести к тому, чтобы каждый занимался своим делом. Прораб должен работать на стройке, выдерживать определённые сроки, а правительство и министр должны работать на улучшение качества жизни в Саратовской области.
Есть такая управленческая поговорка: если руководитель уходит в отпуск, а работа идет в нормальном режиме, значит, он выбрал правильную стратегию. А если ты становишься прорабом на какой-то стройке, то без тебя она останавливается.
В целом, считаю, что так же, как и председатель правительства, его заместители, министры, - это люди, которые должны не бояться принимать решения, брать на себя ответственность и отвечать лично за результаты своих решений.