«Оптимальная» система хозяйства Саратова треснула
10:00, 6 октября 2020
Наступила пора введения новых правил управления дорожным хозяйством. Примерно год назад Вячеслав Володин призвал министерство транспорта и дорожного хозяйства пересмотреть свои подходы и наводить порядок в дорожной отрасли. Министр Николай Чуриков не внял призыву. И тогда организовали прокурорскую проверку, после которой возбудили уголовное дело по мошенничеству в отношении министра. Его подозревают в использовании служебного положения для создания особых преференций и загрузки заказами дорожной компании «Марксстрой-С», которой руководит и владеет его дочь. На прошлой неделе сразу после визита председателя Госдумы в Саратов мэр города уволил и.о. председателя комитета дорожного хозяйства Сергея Кузнецова, назначенного несколькими неделями ранее. Причина - владение через аффилированных лиц дорожной организацией, которая быстро выросла в ведущую компанию по ремонту дорог в Саратове.
Рок судьбы
Работа Кузнецова в комитете дорожного хозяйства города, в котором он занимал не ведущую должность заместителя председателя, но фактически был теневым руководителем ведомства, по странному совпадению пришлась на период резкого производственного и финансового взлёта компании ООО «Оптима», с которой связывают чиновника. За 4 года своего существования компания набрала более 2 миллиардов по контрактам.
Именно этой связью и вызвана отставка Кузнецова.
«Это всегда отсылает к тому, что возникает мысль о возможном личном интересе. При трудоустройстве, конечно, юридически все процедуры были соблюдены и нарушений выявлено не было, но межличностные взаимоотношения проверить не предоставляется возможным. Сейчас в дорожную отрасль идет колоссальное финансирование, допустить даже мысль о какой-либо личной заинтересованности мы не имеем права», - резюмировал свое решение Михаил Исаев.
Пока Кузнецов являлся заместителем Геннадия Свиридова в комитете дорожного хозяйства, на возможные его связи с бизнесом внимания не обращали. Хотя все знали, что курировал дорожную отрасль и принимал ключевые решения именно он, а не начальник. Когда около месяца назад Свиридов покинул администрацию, Кузнецов стал исполнять обязанности главного городского дорожника с перспективой лишиться приставки и.о. Нам известно, что он не хотел быть начальником, хотел оставаться в тени, не светиться, видимо, понимая опасность своей ангажированности. И его чутье не подвело. Только вот отказаться выполнить решение мэра не мог. Как только он был назначен и.о. председателя, тут же привлек к себе внимание, ему припомнили связи с «Оптимой» и отправлили в отставку. Такова ирония судьбы.
Стоит отметить, что влияние Кузнецова обуславливалось тем, что он так же, как и Михаил Исаев, входил в ближайшее окружение тогдашнего главы Саратова Олега Грищенко. И эту командную спайку новый мэр перенес в новую администрацию.
Багаж Кузнецова
Опыт управления крупными дорожными организациями у Кузнецова до прихода в мэрию имелся более чем обширный. С 2005 по 2014 годы он являлся соучредителем и генеральным директором ЗАО «Автогрейд». Однако в силу внутренних конфликтов он покинул компанию. Вместе с ним оттуда ушел Петр Романовский.
В самом конце 2015 года учредителями «Оптимы» вместо ООО «Сарломторг» в равных долях стали Березовский Кирилл Алексеевич (сын известного опального строителя Алексея Березовского) и Кузнецов Максим Сергеевич (сын Сергея Кузнецова). С этого года и начался активный финансовый взлет «Оптимы».
Уже в 2016 году компания показала внушительный рост, ее выручка составила 377 миллионов рублей. В 2017 году на фоне реализации в Саратове госпрограммы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» («БКАД») сумма контрактов подскочила до 609 миллионов. Как раз в этом году Сергей Кузнецов стал занимать должность заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Саратова. В 2018 году сумма контрактов перевалила за один миллиард рублей. В 2019 году - 911 миллионов. То есть компания за два года работы Кузнецова в администрации в два с половиной раза увеличила суммы получаемых контрактов на дорожное строительство – рост очень значительный, что и вызвало подозрения.
Из открытых источников можно почерпнуть информацию, как за это время менялись владельцы «Оптимы». В 2016 году вместо Березовского соучредителем стал Василий Аршинов. В 2017 доля сына Кузнецова переходит Петру Романовскому (коллеге по работе в «Автогрейде»). В 2020 году со своей долей в пользу Романовского расстался и Аршинов. Подобное перераспределение активов также бросило тень на чиновника.
Сливки «Оптимы»
Саратовские дорожники всегда косо смотрели на «Оптиму». Им казалось, что именно этой фирме достаются самые лакомые и простые для реализации контракты по «БКД».
В прошлом году виток недовольства в кругу подрядчиков вызвало единоличное участие «Оптимы» в программе по ремонту дворовых территорий. До этого дворы распределялись между всеми участниками рынка. Все работы по ремонту дворов в 2017 году проводились силами субподрядчиков, которые работали на грани рентабельности, а сливки (неснижаемый процент, схожий с процентом жирности сливок, от суммы контракта) как генподрядчику доставались «Оптиме».
Дело в том, что сам по себе ремонт дворов не слишком выгоден для строительных компаний в силу специфики: нужно учитывать входные группы, парковочные места и прочее мелкие нюансы, которые сильно затягивают процесс работы. Гораздо быстрее и выгоднее осваиваются деньги на многокилометровых дорогах. Самое «сладкое» при ремонте дворов – это продажа асфальта. «Оптима» с падением цены контрактов забрала все лоты, наняла субподрядчиков, которым поставляла асфальт. Квалификация подрядчиков, готовых выполнять работу на грани «минуса», вызывала большие вопросы у участников рынка и много головной боли у строительных контролеров.
Широкую огласку произошедшему с дворами дорожники давать опасались. С одной стороны, на торгах произошло понижение, что все-таки высвободило дополнительные средства для муниципалитета, с другой стороны, побаивались терять более вкусные городские контракты по «БКАД».
«Оптимальные» тренды сопутствуют дорожному ремонту и в этом году. Например, дорогу на улице Менякина делать будет тоже компания «Оптима». На прошлой неделе во время своего визита в Саратов улицу посетил Вячеслав Володин и остался недоволен темпами строительства. Спикер даже дал поручение мэру Михаилу Исаеву лично вставать прорабом и контролировать ход работ. Возможно, позже главный депутат решил разобраться, что же это за такая «оптимальная» для городского хозяйства компания, и натолкнулся на Кузнецова. И это уже не ирония, а рок судьбы.
Проколы дорожного хозяйства
Претензий к работе комитета по дорожному хозяйству Саратова много. В целом качество самих дорожных работ за последние два года повысилось. Вектор внимания сместился в сторону второстепенных, но жизненно необходимых саратовцам дорог. Однако на первый план стали выходить системные ошибки.
В первую очередь, это рассинхронизация работ по ремонту дорог и коммунальных сетей. Один из последних и самых ярких примеров - улица Беговая, которую отремонтировали в прошлом году, а в этом перекрыли для замены сетей, вызвав огромнейшие пробки в районе Политеха.
Во-вторых, это недостаточный контроль за нормативным содержанием обновленных дорог, на которых образуются дефекты. Чаще всего они возникали по причине аварийного вскрытия дорог коммунальщиками и просадки люков. Кроме срывов сроков восстановлении дорожного полотна, очень сильно страдало качество восстановления покрытия. На месте устраненного дефекта тут же появлялся новый. Опасные участки с разрушенным или просевшим покрытием, которые игнорируются годами, на дорогах, отремонтированных по госпрограмме «БКАД», есть в каждом районе города. Об этом неоднократно писал «Дорожный контроль», а проблема из года в год поднимается на комиссии по контролю за качеством ремонта дорог Саратовской областной думы.
Отсутствие системного и проектного подхода, а также синхронизации работ всплыли в текущем году при реализации масштабного проекта по ремонту тротуаров и общественных территорий в городе Саратове. Тротуары ремонтировались без учета индивидуальных особенностей пешеходных зон и изменившихся с советских времен маршрутов движения пешеходов, что привело к недовольству жителей, которым затруднительно пользоваться благоустроенными участками. Между работами подрядчиков и коммунальных структур не было синхронизации, что в ряде случаев приводило к порче только что отремонтированных зон. Последний такой случай произошел на площади Кирова. После того, как завершилась работа по укладке плитки, на объект зашла тяжелая техника коммунальной структуры, разворотившая ее. Спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал к ответу мэра Исаева и шатающуюся плитку тут же переложили. Ранее ремонт на площади Кирова был сильно затянут из-за нерасторопных действий ПАО «Т Плюс», парализовавших работу по ремонту из-за несвоевременной и затянувшейся перекладки труб возле цирка.
При строительстве тротуаров и дорог «БКАД» нередко встречались случаи, когда объекты бросались без проведения необходимого благоустройства, граждане не имели возможности проехать к своим домовладениям, а пешеходные переходы и разметка не размещались.
Свидетелем этого стал общественный совет Росавтодора, проводивший рейд совместно с «Дорожным контролем» на отремонтированных городских дорогах. Вскрытые недочеты были оперативно устранены, но лишь на дорогах, попавших под внимание комиссии.
Справедливости ради отметим, что комитет дорожного хозяйства всегда пытался реагировать на претензии «ДК» и других общественников к дорожному хозяйству города. Однако это не всегда происходило оперативно. Устранение поднимавшихся проблем носило точечный, а не системный характер. Где показали – там и исправили.
Кризис управления в дорожной сфере
Произведенные увольнения Свиридова и Кузнецова вовсе не значат, что отрасль тут же заработает как часы и станет прозрачнее. Достаточно опять вспомнить пример регионального минтранса, когда экс-министр транспорта и дорожного хозяйства Николай Чуриков стал фигурантом уголовного дела. Его проверяют на причастность к мошенничеству на 20 млн рублей при содержании дорог в Воскресенском районе. Председатель Госдумы Вячеслав Володин инициировал проверку в отношении Чурикова, так как фирма «Марксстрой-С» (ранее он ею руководил, учредителем фирмы является его дочь) регулярно получала госконтракты.
От судьбы подследственного не ускользнул и тот, кто сменил Чурикова на посту, – Алексей Зайцев. Он успел поработать в должности министра около месяца, после чего ему предъявили обвинения в получении взятки на три миллиона рублей.
Разумеется, чиновники такого уровня, их замы, директора ГУПов не будут работать только за заработную плату в 50-80 тысяч рублей, когда через них проходят госзаказы на десятки и сотни миллионов. Они всегда будут искать способ, придумывать схемы, чтобы получить гешефт. Поэтому сложились два уровня заинтересованности чиновников: либо они создают аффилированную фирму и на нее заводят заказы, либо тупо получают откат с контракта от чужой фирмы. При этом использование первого варианта не исключает реализации второго.
Для губернатора области Валерия Радаева и мэра города Михаила Исаева сейчас стоит неподъемная задача – найти безупречного чиновника. Но в сегодняшней системе это сделать будет практически невозможно, потому что все нынешние чиновники дорожного и строительного блоков очень глубоко пустили корни в бизнес, питаясь с коррупционного поля. Но Вячеслав Володин наказал эту задачу выполнить в короткие сроки. Разрушить систему сговоров и создать новые чистые правила ведения дел, сделать работу чиновников более эффективной, а работу подрядчиков - качественной. Иначе продолжатся наказания.