В Саратове депутаты раскритиковали ремонт дорог и городских общественных территорий
09:32, 26 августа 2020
На заседании комиссии по контролю за качеством ремонта дорог, дворов и благоустройства территорий областной думы депутаты рассмотрели проблемы проведения ямочного ремонта дорог и благоустройства территорий Саратова. В ходе разговора с чиновниками администрации города у депутатов возникли сомнения, для кого же реально работают чиновники: для людей или отчетности?
За руководителей дорожного-коммунального блока администрации Саратова отдувались начальник отдела комитета дорожного хозяйства Владимир Мисевичуc и и.о. председателя комитета ЖКХ Елена Никитина. При их компетентности в узких направлениях они не смогли дать ответ за системные ошибки и сбои, которые происходят в дорожно-коммунальном хозяйстве, на что и обратил внимание председатель комиссии Вадим Рогожин, заметив, что начальники подставили своих подчиненных.
«Согласно проведенному мониторингу проекта «Дорожный контроль», в этом году ямочный ремонт в безобразном состоянии. Очень много дорог не ремонтируется, они запущены, на них провалы и ямы», - начал обсуждение Вадим Рогожин.
На вопрос депутата, что же препятствует своевременному ямочному ремонту в Саратове, Мисевичус объяснял привычным аргументом – недостаточным финансированием. И добавил, что восстановлению дорожного полотна также мешает большое количество внезапных вскрышных работ. Однако чиновник считает, что в рамках имеющихся ресурсов они справляются с ремонтом. Владимир Мисевичус сказал, что комитет оперативно реагирует на обращения прокуратуры, ГИБДД и «Дорожного контроля», но некоторые дороги, по его мнению, просто нет смысла ремонтировать точечно.
«Есть дороги, где работы по содержанию не приведут ни к чему. Там нужен капитальный ремонт», - сказал чиновник.
***
Директор проекта «Дорожный контроль» Николай Гурин в свою очередь заметил, что разговоры о недофинансировании продолжаются десятилетиями. Тем временем, уже четыре года в Саратове реализуется нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». С помощью него высвобождаются деньги на проведение ямочного ремонта там, где ранее на него не хватало ресурсов. Однако в этом году объем содержания дорог, если исходить из количества присутствующих на дорогах дефектов, явно меньше, чем в предыдущем. Выбоины в нарушение ГОСТ «Автомобильные дороги» не то что не устранялись в течение нескольких дней, а вообще были забыты на весь летний сезон. В 2020 ямочный ремонт не проводился даже на недоделанных участках дорог, которые ремонтировались по нацпроекту БКАД. В пример Николай Гурин привел улицу Перспективную в районе гипермаркета «Магнит», которую ямочно латали в прошлом году, а в этом даже не попытались вернуть ей более-менее эксплуатационное состояние, несмотря на то, что по ней идет значительный поток автомобилей.
Дорожник попытался неубедительно объяснить эти провалы в работе тем, что часть дорог не передана на баланс города. Они могут принадлежать отдельным ТСЖ, застройщикам или торговым сетям, с которыми, по словам Мисевичуса, чиновники пытаются наладить контакт.
Николай Гурин привел другой яркий пример – улицу Международную, где на части улицы ремонт провели, а на другой части – нет. Отдельные выбоины на ней достигают глубины до 20 см.
Владимир Мисевичус заявил, что ремонтируют там, где «важно и нужно» при имеющихся средствах. Как определяется эта «важность», осталось для присутствующих тайной.
Руководитель «Дорожного контроля» также спросил о разбирательстве комитета с УФАС. Антимонопольная служба потребовала от администрации города в конкурсной документации точно указывать объем работ на конкретных улицах, что привело к судебному разбирательству и срыву планомерного и оперативного ямочного ремонта в городе. Позицию УФАС не поддержали ни чиновники, ни депутаты, ни эксперты.
Чиновник назвал действия УФАС неправильными, потому что при ямочном ремонте слишком много «случайных составляющих».
«Яма может появиться в любом месте. Где-то мороз, где-то масло капнуло. Предсказать это невозможно», - сказал Мисевичус. Также, по его словам, федеральный закон называет ямочным ремонтом устранение вновь появляющихся дефектов.
«Деньги, которые выделялись на ямочный ремонт, в рамках контракта, который был обжалован УФАС, они уже дошли до подрядчиков? » - уточнил Николай Гурин.
По словам чиновника, тяжба с УФАС не повлияла на объем проводимого ремонта: как и раньше, ямы убирают в первую очередь на больших магистралях, на остальные улицы внимание дорожников приходится по остаточному принципу.
«Тем не менее, все же непонятно, почему целые улицы вообще без ремонта?» - прозвучал словно уже риторически вопрос от Николая Гурина.
В этот момент Владимир Мисевичус впервые допустил, что могут быть упущения.
Директор «Дорожного контроля» также обратил внимание на плохое взаимодействие между коммунальщиками и дорожниками. Владельцы коммуникаций никогда качественно не восстанавливают дороги после вскрышных работ. По факту на месте одного дефекта появляется другой. «Дорожный контроль» сообщает об этом администрации города, коммунальщикам выдаются предписания, но дорожные дефекты не устраняются. Так, на пересечении отремонтированных по БКАД улиц Московской и Лермонтова образовавшийся пролом асфальта был устранен, но сразу же появилась просадка, заменив один дефект другим.
Чиновник в ответ на это заверил, что с ресурсоснабжающими компаниями выстраивается «живое взаимодействие», и они обязаны ремонтировать просадки на дорогах вплоть до их полного устранения. О качестве такого ремонта он ничего не сказал.
***
Депутат Иван Дзюбан попытался узнать, почему ремонт дорог активизируется, когда люди возвращаются из отпусков и каникул, и в городе усиливается движение. Это создает очевидные неудобства для саратовцев.
«Мы видим, что это системно. Как сентябрь – начинаются массовые перекопы, массовые ремонты, они затягиваются до октября, потом меняется температура, влажность, это влияет на качество. Что нужно делать, чтобы этого не было?» - спросил Иван Дзюбан.
Владимир Мисевичус назвал это болезненной темой. По его словам, все дорожники мечтают получить финансирование в марте-феврале и далее идти по плану. Основное финансирование по программе Безопасные и качественные автомобильные дороги (БКАД) сейчас так и происходит. Однако дополнительные деньги приходят позже, поэтому и срок дорожных работ сдвигается. Отказываться от дополнительных денег чиновник считает неправильным.
***
Депутат Юлия Литневская коснулась темы реагирования на жалобы граждан дорожным чиновникам.
«К нам, как правило, приходят с толстой папкой люди: вот мы обращались - не отреагировали, а в XXI веке у нас грунтовки в городе. В частности, Нагорные проезды, мой округ, вы прекрасно знаете, какие там дороги. В плане их нет. Как отрабатываются пожелания самих жителей Саратова?» - спросила Литневская.
На это чиновник ответил, что они планируют работы самостоятельно. По обращениям же граждан стараются отвечать и объяснять, почему дороги у этих граждан не будет. Хотя, если человек пришел «своими ногами», то внимания ему уделяют больше.
Юлия Литневская предложила организовать отдельное совещание, посвященное отработке обращений саратовцев комитетом дорожного хозяйства.
«Чтобы было понятно: вот десять обращений граждан за год, и вот такая-то дорога будет. Потому что по Нагорным проездам переписка длится десятилетиями, а воз и ныне там», - возмутилась депутат.
Также она озаботилась целесообразностью ремонта дороги в Мирном переулке, учитывая планы по переносу оттуда трамвайных путей. Чиновники собираются там восстановить дорожное полотно, а потом его разломать при демонтаже рельсов.
«У меня на Нагорном нет дорог, а вы будете делать там, где потом будете переделывать! Не целесообразнее ли ремонтировать там, где хуже дороги?» - усомнилась в эффективности расходования средств комитетом Юлия Литневская.
***
На заседании комиссии рассмотрели проблемы благоустройства общественных территорий Саратова. Большое внимание и Вячеслава Володина, и губернатора, и депутатов - к контролю за реконструкцией площади Кирова. Но и там не обошлось без проблем. И.о. председателя комитета по ЖКХ города Елена Никитина отметила, что возникли проблемы из-за ресурсоснабжающей компании, тормозящей восстановление пешеходной зоны.
Прокомментировать ситуацию подробнее Вадим Рогожин попросил генподрядчика, руководителя СК «Системы» Дмитрия Дулепина.
Он в свою очередь заявил, что ремонт на площади не закончится вовремя – до 1 сентября - по нескольким причинам. Одна из них – невозможность вести работы сразу на всей территории. Причина во вскрышных работах «Т Плюс» на участке между цирком и Крытым рынком, которые перегородили Аллею Роз. Заделка раскопа задерживается.
«Работы ведутся, но там, где мы можем себе это позволить. Идет большой поток людей от Мирного переулка на Чапаева, и полностью перекрыть площадь мы не можем, а перенаправить пешеходов по Аллее Роз нельзя, потому что там стоит раскоп. По нашим подсчетам, со сдачей объекта мы выходим на 25-26 сентября», - сказал Дулепин.
Помимо этого, подрядчик заявил, что задержки с ремонтом площади продолжаются из-за того, что часть территории, которая относится к площади Кирова и пешеходным зонам от Мирного переулка до Чапаева, принадлежат не муниципалитету, а частникам. Подрядчик получил предписание администрации города не приступать к работам на этих участках. По словам Дулепина, сейчас найден компромисс между администрацией и коммерсантами, работы вскоре должны начаться. Собственники за свой счет купят плитку. А подрядчик - СК «Система» - проведет работы по заливке бетонного основания и укладке плитки бесплатно.
Руководитель «Дорожного контроля» Николай Гурин в свою очередь высказал замечание, что тепловики не уплотняют качественно грунт после своих работ. Он поинтересовался у представителя администрации, кто контролирует работу «Т Плюс» по обратной отсыпке и уплотнению грунта. На это так и не последовало внятного ответа. И.о. председателя комитета ЖКХ Елена Никитина лишь заверила, что вопрос возьмут на контроль.
По словам Гурина, эксперты «Дорожного контроля» сегодня утром проверили уплотнение «Т Плюс». «Выяснилось, что в детской песочнице уплотнение лучше, чем в этой траншее. Если сейчас залить бетон поверх неуплотненного грунта, то грунт со временем просядет. И у нас получится здоровенная бетонная консоль, нависающая над пустотой. Это может привести к тому, что бетон обрушится. Добиваться уплотнения сейчас будет затруднительно, необходимого послойного уплотнения не производилось, в траншею просто ссыпали песок. При этом использовался не речник, а карьерный песок», - заявил Николай Гурин.
Депутат Вадим Рогожин предложил продолжить парламентский контроль за этим объектом и вернуться к нему в сентябре на следующем заседании.
***
Еще одним вопросом повестки дня было выяснение депутатами, как исправили замечания и применили рекомендации, которые были даны на предыдущем заседании комиссии по ремонту тротуаров в Саратове, а также что сделано после замечаний председателя Госдумы Вячеслава Володина. По этому поводу в комиссию поступил ответ от замглавы администрации Саратова Максима Сиденко. Вот фрагмент ответа по этому вопросу: «Все выявленные при реализации проекта замечания планируется учесть в дальнейшей работе при ремонте тротуаров в 2021 и 2022 годах. Также замечания, высказанные на прямой линии 20 июля 2020 года председателем ГД В.В. Володиным по реализации программы по ремонту тротуаров в г. Саратове, учтены, графики производства работ скорректированы». Но такой ответ депутатов не устроил, и они решили воочию посмотреть и проверить, что исправлено и что должно быть исправлено сейчас, а не в следующих годах. Здесь Никитина лишь уточнила, что снижена высота бордюрного камня при заходе на тротуары с переходов. Но это лишь одно из комплекса замечаний и рекомендаций.
***
По итогам заседания рабочая комиссия проголосовала предоставить новые рекомендации администрации Саратова. Например, учитывать мнение жителей города и экспертов при подготовке проектно-сметной документации по ремонту тротуаров, усилить контроль за ходом работ по благоустройству общественных территорий, а также проработать эффективность проведения ямочного ремонта. Будут ли эти рекомендации применены в действие, депутаты проверят осенью.