Скальпель Гиппократа: В Саратовской области запущена новая модернизация здравоохранения
09:40, 12 августа 2020
Министр здравоохранения Саратовской области Олег Костин объявил о начале новой вехи в медицинской сфере, как ее окрестили сами чиновники областного минздрава – модернизации. Задуман масштабный процесс. Его суть сводится к объединению больниц. Один из главных блоков: объединение районных больниц в межрайонные «медхабы» с одним главным врачом и единым юридическим лицом, где будут концентрироваться специалисты и оборудование. В ведомстве подчеркнули, что это упростит хозяйственную деятельность внутри самих больниц, улучшит административное управление на местах и повысит качество медицинской помощи пациентам. Однако есть опасения, что так называемая модернизация - это лишь некая «прелюдия» перед еще большим сокращением коек в стационарах, а централизация специалистов и больничного оборудования может обернуться тем, что для жителей отдаленных населенных пунктов и городских окраин медицинское обслуживание станет еще более недоступным.
Медицинские хабы
По словам министра Олега Костина, основная цель модернизации здравоохранения Саратовской области – повышение продолжительности жизни до 78 лет к 2030. Цель, безусловно, благородная, но прямая зависимость неочевидна. Чиновники считают, что причина недостаточного качества здравоохранения - неэффективное управление и неоправданное распределение средств.
К основным задачам модернизации относят:
- концентрацию современного диагностического оборудования и кадрового состава там, где это оправдано;
- формирование единой инженерно-технической службы медицинских учреждений: гаражи, морги, пищеблоки и прочее. Все это будет управляться одной рукой в межрайонном медицинском центре;
- оптимизация (на языке чиновников минздрава это значит сокращение – ред.) административно-управленческого аппарата. Как следствие, улучшение условий размещения специалистов в связи с высвободившимися помещениями.
При этом, уверяют в минздраве, будут сохранены все структурные подразделения всех реорганизуемых учреждений.
Минздрав скует районные больницы (РБ) в единую цепь. Их объединят по «кустовому» принципу в крупные межрайонные медицинские центры (ММЦ). К примеру, один из таких ММЦ появится в Балашовском районе. В зону закрепления попадут РБ Турковского, Самойловского, Романовского, Аркадакского и Балашовского районов. Физически РБ продолжат функционировать, однако все административное управление, как и центр распределения ресурсов, переместится в Балашовскую РБ. На местах должности главных врачей и бухгалтерия ликвидируются. Это даст возможность создать единый клинический городок, где помощь будет оказываться в круглосуточном режиме и сэкономит средства. Там также будет сконцентрировано новое медицинское оборудование и профильные специалисты. По такому же принципу сгруппируют Балаковский и Духовницкий районы. Создадут ММЦ в Энгельсе, куда включат РБ поселка Степное, Красного кута, Ровного. Кроме уже перечисленных, появятся межрайонные центры: Базарно-Карабулакский, Аткарский, Пугачевский, Ершовский, Новоузенский и Вольский.
Иными словами, если вы житель, скажем, поселка Турки, и у вас проблемы с желудком, то гастроэнтеролога, как и дорогого профильного оборудования для лечения этой болезни в вашей РБ, скорее всего, не будет. Но оно будет в ММЦ в Балашове! И вас туда отправят на обследование. Справедливости ради, нужно заметить, что такая процедура есть и сейчас, но с модернизацией она получит широкое применение. Ведь держать оборудование и специалистов в РБ из-за «нескольких» больных просто не выгодно. Стоит признать, что административный аппарат в таких мелких больницах, где есть многочисленные заместители главных врачей и бухгалтеров, разросся до того, что может «откусывать» до 30% от бюджета больницы.
На бумаге гладко: экономия средств и улучшение работы, но как это отразится на сотрудниках? Не приведет ли это к еще большему сокращению специалистов на местах? Во время брифинга министр Костин заверил журналистов, что такого не произойдет, а освободившиеся средства будут тратить на врачей среднего звена. Также есть опасения, что за этим почти гарантированно последует сокращение коек в РБ, как это уже было во время нашумевшей первой волны оптимизации минздрава в 2018-19 гг. В ее рамках были сокращены, в числе прочих, койки в инфекционных отделениях, что потом сыграло злую шутку с эпидемией мышиной лихорадки и пришедшей пандемией коронавируса.
Осложняется доставка пациентов из сел и деревень в центральные больницы. Доставка больничным транспортом осуществляется для ветеранов ВОВ и инвалидов. На «скорой», если ситуация патовая. А остальные – за свой счет в частном порядке. Но сейчас люди едут, преимущественно, в свою районную больницу, а тогда придется ездить на большие расстояния. Автобусных маршрутов к селам либо нет, либо автобусы к ним ездят редко. А цены на частный извоз от 500-1000 рублей, ведь поехать нужно не просто в другой поселок, а в другой район! Таксисты, можем заверить, не горят желанием ехать в отдаленные деревни по разбитым дорогам. Сперва нужно будет добраться до районной больницы, которая тебя перенаправит в межрайонную. За каждый проезд нужно заплатить. И часами ждать автобусы для пересадки.
Не стоит забывать и о техническом оснащении. Действительно, в районных больницах сложилась ситуация, когда многие специализированные аппараты простаивают. Но чаще всего это случалось не из-за низкого потока больных, а из-за отсутствия профильного специалиста, либо же оборудование было неисправным, неоттестированным и так далее. Такие случаи нередки даже для саратовских больниц, чего уж там говорить о районах. Вполне вероятно, что будут увеличиваться очереди на консультации, осмотры, так как люди будут съезжаться из нескольких районов в одну точку.
Если поток пациентов частично перенаправят в ММЦ, значит ли это, что меньше направлений будет в областные клиники и больницы? Там, как известно, существуют очереди не только на плановые операции, но и на обследования, тянущиеся месяцами. И мест в областной больнице частенько для всех не хватает. Минздрав исходит из благой цели: чтобы расшить эти очереди и койко-места, больных будут направлять в межрайонные центры.
Вот что написала заместитель министра Асят Выкова в ответ на запрос «Четвертой Власти»: «Создание ММЦ позволит обеспечить оснащение их современным медицинским оборудованием, обеспечить приток кадров, что позволит приблизить специализированную медицинскую помощь к пациенту, т.е. вместо потенциальной поездки в Саратов житель района сможет получить необходимую ему помощь в ММЦ».
Вроде бы удобнее. Но ведь всем хорошо известно, что в областных больницах и врачи-специалисты лучше, и все необходимое оборудование есть, и медицинская помощь качественнее. И до них межрайонные центры, как не крути, дотянуться не смогут. Значит, будет по какому-то непонятному принципу сортировка пациентов. Если сейчас получить направление в Саратов проблематично, то тогда это станет еще труднее, местных врачей обяжут, прежде всего, отправлять в ММЦ. И пусть чиновники даже не пытаются нас убедить, что это будет не так. Уже сейчас так.
Рожать по-саратовски
В рамках модернизации саратовского здравоохранения также планируется создание единого перинатального центра с возможностью оказания полного комплекса лечебных и диагностических мероприятий. В рамках первого этапа присоединят ГУЗ «Саратовский областной центр охраны здоровья семьи и репродукции» к ГУЗ СО «Клинический перинатальный центр Саратовской области» и таким образом создадут единый перинатальный центр. Это позволит, по замыслу минздрава, организовать весь цикл оказания медпомощи от бесплодия до ЭКО и наблюдения за беременной до родоразрешения. А всем пациенткам будет оказан весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий в круглосуточном режиме. При этом экономия от объединения составит 39 миллионов рублей.
Ни для кого не секрет, что в районных больницах уже не рожают, а почти всех свозят в родильные дома, что находятся в Саратове и Энгельсе. Теперь беременные в плановом порядке будут направляться в межрайонные «родовспомогательные учреждения» при ММЦ. А в саратовский перинатальный центр отвозить будут только «наиболее тяжелый контингент», то есть опять начнется сортировка. И «плановые» роженицы смогут попасть в роддом в Саратове, видимо, по блату или за хорошее поведение.
А что же будет на местах, в тех же районных больницах? Здесь основной акцент сделан на развитии амбулаторно-поликлинической помощи и –внимание - увеличении «стационарозамещающих форм». Поясним читателю, что скрывается за этой казуистической формулировкой. Это значит беременность на ногах: дом-поликлиника-дом. И иногда дневные стационары в больнице.
А теперь обратимся к тенденции и статистике. Год от года число родов падает и вместе с этим пропорционально сокращается количество коек. К примеру, за 2019 год в области было 19679 родов, а в 2020 году планируется принять уже 17100. Соответственно, сократилось и количество коек с 1110 на 865. Для контраста еще в 2015 году было 27948 родов.
Объективно меры, предпринимаемые минздравом, верны, ведь рожать стали действительно меньше, но не преждевременные ли они? В 90-х годах в городах закрывали детские сады, так как демография резко упала: здания перепрофилировали или попросту продали. В 2000-х годах демография подскочила вверх, и Саратовская область столкнулась с тем, что детских садов не хватает. С роддомами может произойти та же картина, ведь от сокращения коек и объединения в один центр можно перейти и к закрытию «ненужных» родильных домов. Напомним, что некогда популярный «Парсановский» родильный дом №1 в Саратове был закрыт, а его здание продано за бесценок, сейчас там коммерческие предприятия. После демографического скачка ситуацию спасло строительство перинатального центра на улице Рабочей.
На примере сокращения родов и койко-мест можно сделать вывод, как эффективно реализуется национальный проект «Демография». Однако вместе с этим стоит отметить, что президент России Владимир Путин укрепляет национальные проекты и увеличивает льготы для матерей. Это должно привести к увеличению рождаемости. А вот будет ли готов к этому региональный минздрав?
Детская болезнь минздрава
Отсюда вытекает и детский вопрос регионального здравоохранения. Детские поликлиники объединяют по такому же принципу. Но в этом вопросе любые манипуляции крайне болезненны. Когда собирались реорганизовать детскую поликлинику №10 при детской инфекционной больнице №6, то на ее защиту решительно выступили родители. Поликлинику удалось отбить. Если попытки продолжатся и под благовидным предлогом начнут сокращать поликлиники, укрупняя их сначала административно, а потом ликвидируя физически, то это приведет к увеличению очередей к специалистам. Это мы уже тоже проходили при предыдущих министрах здравоохранения, когда от родителей поступали жалобы.
Минздрав уверяет, что будет еще лучше, чем есть. Еще одна цитата из ответа минздрава «Четвертой Власти»: «Во всех филиалах (детских поликлиник) будут сохранены приемы педиатров, узких специалистов, кабинеты забора биологических материалов для проведения клинико-лабораторных исследований, обеспечена запись на все виды обследований и консультаций».
А оптимизация делается ради сокращения материальных затрат и уменьшения расходов на административный персонал при улучшении условий размещения специалистов в связи с высвобождением рабочих мест.
Дай-то, Бог! Но здесь возникает риск перемещения родителей с детьми между филиалами и центральной поликлиникой. Они пойдут туда, где лучший врач. Так сейчас происходит в саратовских поликлиниках, которые объединили. С одной стороны, это хорошо для пациентов – есть выбор врача (хотя там принудительно попросят ходить в свой филиал). Но с другой стороны, появятся очереди на хорошего специалиста. А они также увеличатся на обследования на современном оборудовании, которое будет сосредоточено в центральной поликлинике.
По ходу отметим, что если минздрав действительно обеспечит в ближайшее время современным оборудованием поликлиники и больницы, это избавит от перенаправления больных в частные клиники. Но здесь, опять же, вопрос, какого качества будет это оборудование: если «мазинские» аппараты – то избавьте! И найдутся ли специалисты для работы на них?
Увеличение очередей или операций?
В планах минздрава таким же путем объединить онкологические, кардиологические, противотуберкулезные клиники. По ним вопросы те же самые. Здесь снова уместно напомнить о больших очередях на обследования и плановые операции. Очередь доходит до 6-9 месяцев. Снизит ли их и приведет ли к увеличению операций модернизация профильных клиник? Это вопрос, ответ на который не очевиден.
***
Все сроки по модернизации ограничиваются 2020-2021 годом. Но они совершенно точно будут смещаться, как они уже сместились из-за пандемии коронавируса.
«Они не могут быть точными совершенно однозначно. Это процесс текущий и изменяющийся. В то же время мы не можем сейчас сказать, будут ли они сдвигаться, возможно, мы и уложимся в срок. Это процесс, который мы не спрогнозируем сейчас», - заявила пресс-служба министерства здравоохранения Саратовской области.
***
Данный материал призван указать минздраву области на проблемные точки и риски, которые могут возникнуть во время модернизации. С точки зрения граждан и пациентов, если сокращения и происходят, то должны они быть там, где специалист действительно не нужен, а высвободившиеся средства должны быть потрачены на расширение других необходимых вакансий. Оптимизация и модернизация должны приводить, в первую очередь, к улучшению медпомощи и благу для пациентов, а не к механическому сокращению бухгалтерских убытков. Люди не цифры, и исходить только из логики снижения или роста переменных, как минимум, неэтично. Об этом нужно помнить новому министру и его подчинённым, каждый раз думая, где и что резануть бюрократическим скальпелем.