Дело «Дом Курихина» против конституционной защиты культуры
09:00, 31 июля 2020
Первый руководитель «Кобры», полковник милиции и бывший депутат Саратовской городской думы Владимир Колдин обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на ситуацию вокруг нашумевшей истории с отчуждением земли у государственного музея имени К.А. Федина. Уголовное дело по факту отчуждения земли у музея и передачи в частные руки было прекращено. Следствие не нашло виновных лиц – чиновников правительства Саратовской области, причастных к отчуждению в интересах частного лица указанного объекта историко-культурного наследия. И здесь Следственное управление СК по Саратовской области не перестает поражать своими выдающимися розыскными способностями. А между тем сам факт случившегося можно считать примером, как минимум, нарушения обновленной Конституции в части защиты культуры.
Уголовное дело было возбуждено 7 марта 2019 года по двум статьям: ст.159 ч.4 и ст.285 ч.3 УК РФ. Ситуацию вокруг музея Федина ранее подробно описывала редакция «Четвертой Власти».
Если коротко, то у объекта историко-культурного наследия ГУК «Государственный музей имени К.А. Федина», что находится на улице Октябрьской, был отчужден участок земли площадью в десять соток. На его месте появился ресторан «Дом», хотя сама земля «отламывалась» от музея под меценатским предлогом строительства картинной галереи. Но это оказалось обманным маневром, для отвода глаз.
Началось все с того, что с 2008 года на нескольких директоров музея Федина давили, чтобы те отказались от участка земли со сквером, но те не согласились. После чего их увольняли. Через некоторое время директором музея стала общественный советник министра культуры Валентина Жукова, и вот она уже как верный министру чиновник дала добро.
В 2010 году землю отдали во владение области, через 2 года ее стала арендовать Надежда Шиловская, мать депутата-бизнесмена Сергея Курихина. А уже в 2013 году контролируемая им фирма «Сарград» принялась за возведение нового здания, которое превратилось в многоэтажное кафе.
Прокурор Саратовской области Сергей Филипенко инициировал возбуждение уголовного дела с целью разобраться в проблеме.
***
Как пишет в своем письме Владимир Колдин, год расследования уголовного дела оказался абсолютно безрезультатным.
Он настаивает, что в 2010 году сам факт отчуждения территории музея чиновниками правительства Саратовской области с выставлением на продажу являл собой состав преступления. Ведь еще распоряжением за №887 от 14.07.1998 правительства Саратовской области музею им. К.А. Федина придан статус объекта историко-культурного наследия, поэтому в соответствии с действующим законодательством запрещены любые сделки по отчуждению территории и имущества данной категории объектов.
Экс-депутат городской думы Саратова Колдин даже привел в пример выступление от 6 января 2010 года тогдашнего министра культуры России Александра Авдеева на радио «Эхо Москвы», из которого стало известно, что именно с ведома саратовских областных чиновников было совершено преступное отчуждение земли, так как она находится в «лакомом участке Саратова». Авдеев даже обращался к губернатору Саратовской области Павлу Ипатову о сохранении в целостности территории музея. «Однако, несмотря на это, в результате бездействия саратовских областных правоохранительных органов территория музея была отчуждена во владение частному лицу. Таким образом состоялось преступное посягательство на объект историко-культурного наследия и нарушена конституционная поправка о защите культуры. С учетом изложенного прошу вашего возможного содействия в восстановлении целостности территории ГУК «Государственный музей имени К.А. Федина», - заключает в своем письме Колдин.
***
Тогда против отчуждения земли у здания выступала директор музея имени Федина Ирина Кабанова. Ей эта позиция, видимо, стоила места, так как сейчас она продолжает работать в этом музее, но на низовой должности. От своей позиции деятель культуры не отказывается, свои показания дала следствию, но предпочитает больше не комментировать этот момент.
Жительница дома, что находится от построенного здания буквально в трех метрах, народная артистка России Нелли Довгалева рассказала, что жители дома даже собирали подписи против строительства, но на дело это никак не повлияло. А сейчас им приходится соседствовать со зданием практически «окно в окно».
«Здания должны находиться в 12 метрах друг от друга, а они буквально в 3. Окна выходят друг напротив друга. Также оттуда доносятся непонятные запахи с кухни и шумы, когда ресторан там работал», - рассказывает артистка.
«Раньше так хорошо было. Балконы выходили на фонтаны и будущий сад, а теперь все загородили и видим только подъезжающие машины в здание, да свалку, что они сзади устроили», - описывает Довгалева.
Также она рассказывает, что некогда у Кабановой была идея разбить сад на тех участках, где стоит дом. Там даже начали высаживать деревья и кустарники, однако все эти планы были буквально похоронены под зданием.
Кстати, само строительство не обошлось без происшествий и, как сообщают жильцы соседнего дома, на строительной площадке был пожар и загорелось здание клуба «Сохо», что стоит рядом. Ох, уж эти саратовские пожары у мешающих зданий! Впрочем, это другая тема, и мы к пожарным историям еще вернемся.
***
Колдин приводит факты, как происходило отчуждение земли, какие ведомства в этом были задействованы. Они также есть в материалах дела. Это и комитет по управлению имуществом Саратовской области, и областное министерство культуры, и др. У всех них тогда были начальники. То есть ответственные за отчуждение земли лица. Но следователи их почему-то в упор не увидели.
Из администрации президента обращение Колдина передали в СК РФ. И из аппарата полпреда ПФО - в прокуратуру Саратовской области. Теперь надежда вновь на ее руководителя Сергея Филипенко, от его надзора многое зависит.
Воззвания к справедливости даром не прошли. Когда материал готовился к публикации, 29 июля пресс-служба прокуратуры Саратовской области сообщила «Четвертой власти», что исполняющим обязанности прокурора региона Андреем Короноваровым вынесено постановление об отмене постановления следователя о прекращении уголовного дела. Уголовное дело для организации дальнейшего расследования направлено в СУ СК России по Саратовской области.
В свою очередь, в следственном управлении ответили, что в настоящее время руководством отдела по расследованию особо важных дел проверяется законность и обоснованность решения прекратить расследование по отчужденной земле. То есть, выходит, что пожурят следователя. Хотя понятно, что решения по таким резонансным делам без согласования высокого начальства, т.е. руководителя СУ СК не принимаются.
Многолетняя и местами весьма драматичная история получила новый виток развития. Будем надеяться, что правоохранительные органы во всем разберутся, а виновные будут наказаны. Особо обращаем внимание на это «нарушение» руководителя СК РФ Александра Бастрыкина. От его позиции, указаний СУ СК по Саратовской области будет зависеть, найдут ли виновных в обросшей пылью истории чудовищной несправедливости, понесут ли они наказание, вернут ли незаконно отобранную землю.