Володин объявил сиротское жилье новым приоритетом
08:00, 28 июля 2020
27 июля Вячеслав Володин провел очередную «Прямую линию». На ней он выдвинул новый приоритет заботы областной власти — решение проблемы обеспечения жильем детей-сирот. Она должна прийти на смену или пока стать параллельной, но аналогичной по значению — решению проблемы обманутых дольщиков. При этом главный депутат вновь подверг критике чиновников областной власти и призвал к ответственности профильное министерство строительства.
Председатель Госдумы отметил, что программа обеспечения жильем детей-сирот при попустительстве областных властей практически сорвана. Планы не выполнены ни в 2018-м, ни в 2019 годах. Судя по всему, не будут выполнены и в текущем году. И это при том, что на эти цели выделяются средства как федерального, так и областного бюджета.
Особенно озаботил Володина провал прошлого года. Освоена только половина из выделенных средств. Меньше, чем в 2018 г. Жилье получили только 389 детей-сирот, а деньги были заведены на 771 человека. В 2020 году картина может быть лучше, если введут в эксплуатацию новое жилье для сирот. Пока за первое полугодие освоено 38% областных средств и 51% федеральных.
Главный представитель саратовцев в Госдуме считает, что проблема решается неэффективно. «Может быть недостаток ресурсов. Но в данном случае – недостаток эффективного управления», — вдарил по чиновникам Вячеслав Викторович. «Те, кто отвечают за решение этого вопроса, не только неэффективны, но и, по-видимому, еще и с совестью у них плохо», - добивает Володин.
Сейчас на учете находятся 6978 безжилищных сирот. Нужно в разы увеличить объемы строительства жилья, чтобы обеспечить их квартирами. Нетрудно посчитать, что если предоставлять их столько, сколько в 2019 году, то на закрытие очереди нужно 18 лет. Но каждый год число требующих жилья прибавляется. Володин посчитал, что тех денег, которые ныне выделяются, хватит на обеспечение жильем только новообразованных очередников. То есть количество нуждающихся сокращаться не будет. В лучшем случае не будет расти. Выход спикер Госдумы видит один – «удваивать количество жилья, которое мы должны строить... Но начать с того, чтобы выполнять обязательства по уже выделенным средствам».
Поэтому Володин призвал к ответственности и эффективности чиновников области. «Это наши дети, и давайте по-другому отнесемся к этому. То, что происходит в рамках этой программы, - недопустимо. Это дискредитация не только власти, это дискредитация всех нас, кто несет ответственность за детей. Правильно будет ввести персональную ответственность за решение этой задачи для чиновников профильных министерств», - утверждает спикер ГД.
Главный депутат обещал в следующий свой визит в Саратов детально разобраться с «сиротской бедой» и добиться от губернатора и правительства области системного подхода. Он намерен встретиться со строительными компаниями, кто занимается возведением жилья, кто может предоставлять сиротам однокомнатные квартиры. «Нужно понять, что есть на рынке, сколько квартир мы можем выкупить. Сколько сможем заказать на будущий год, чтобы выйти на удвоение обеспечения жильем», — говорит Володин.
При этом он помнит об обременении — сиротам в одном доме можно выделять не больше 25%. То есть чтобы обеспечить жильем всех сирот, нужно построить в четыре раза больше квартир. И эту проблему он также намерен обсудить.
***
От себя отмечу, что расширены возможности покупки жилья для сирот. Думой принят закон о предоставлении сиротам квартир на вторичном рынке. Эту возможность также нужно использовать, хотя, может быть, многим хочется иметь квартиру в новостройке. По такому варианту в 2019 году закуплена всего лишь десятая часть всех предоставленных сиротам жилых помещений. Также в последние годы приняты законы, увеличивающие площадь жилья для сирот, позволяющие менять район получения жилья. До этого были ограничения в размере и месте получения квартир сиротам.
Но даже при расширении вариантов областная власть, минстрой не могут справиться с поставленной задачей. Одной из причин является то, что на рынке «сиротских домов» работает по сути только одна компания – «Саратовоблжилстрой». Почему сложилась такая монополия, почему сюда не заходят другие компании? Их не пускают или им невыгодно, потому что есть ограничения по стоимости жилья (35 тыс. за кв.м)? И это еще один вопрос, который нужно рассмотреть при комплексном разрешении проблемы. Дешевое жилье — это недокачественное, некомфортное жилье. Почему государство должно в этом ущемлять и так жизнью обиженных сирот?
***
Вернемся в начало. Проблема личного дома детей-сирот висит не один год. Власти даже при наличии финансирования не могут справиться с проблемой. Это просто феноменально. И на это обратил внимание Володин, даже поиронизировал о дефиците эффективности.
Сейчас у него дошли руки до сирот. И Володин, опять Володин, как Корчагин, поднимающий комсомольцев на строительство узкоколейки для подвоза леса замерзающему Киеву, призывает чиновников на трудовой подвиг, поднимает на новые свершения. Только саратовская бюрократия – это не корчагинцы и не володинцы. Они только считают себя особенной командой Володина. Это когда не команда возносит Володина, а Володин тащит на себе команду (о чем он не раз с юмором подмечал).
До этого он заставил заниматься проблемами обманутых дольщиков и вовлек в этот процесс и губернатора, и мэра с их подчиненными. И депутатов Государственной и областной дум. Призвал на чиновничий подвиг. Через 3 года проблема в целом разрешилась. Осталось 5 «брошенных» домов, несостоявшиеся жильцы которых ждут решения. И, не дожидаясь закрытия этой проблемы, Володин побудил губернатора с командой решить новую провальную социально острую жилищную проблему. Да сюда же призвал тех же депутатов не оставаться в стороне, подойти к решению так же, как по обманутым дольщикам. Плюс парламентский контроль. Потому что обездоленные сироты - это такие же обманутые, ждущие годами получения жилья.
Что ж, научил, заставил помогать дольщикам - научит, заставит любить и сирот, как он их заботливо называет - «наши дети». Здесь проще. Это дольщикам нужно было находить подрядчиков, искать компенсации, зашивать и расшивать земельно-строительные схемы. Тут же нужно просто строить и искать подходящие помещения для сирот.
Но проблема сиротского жилья - это лишь часть обширной проблемы жилищного строительства. Программа по жилстрою также может быть соврана, о чем мы предупреждали. И это может быть новой темой разбора Володиным. И могут появиться новые недострои и новые обманутые дольщики. Они уже появляются в виде ЖСК «Победа».
Чую, вскоре Володину придется заняться и этим вопросом и побудить нас к подвигу. Чтобы победа была за нами.
Вадим Рогожин
P.S. Когда готовился этот материал для публикации, в своем паблике Вячеслав Володин прокомментировал ряд выступлений, которые звучали из уст представителей власти Саратовской области, коллег из Саратовской областной думы вчера после «прямого эфира».
«Когда увидел комментарии, посчитал правильным еще раз подчеркнуть, что многое можно сделать в регионе, используя эффективно те средства, которые есть на эти цели. Когда вы как мантру повторяете «дайте нам больше средств», - у вас есть средства, которые вы не израсходовали. Это было в прошлом году, в этом году также. О чем речь-то идет? О вашей ответственности за это. Деньги на эти цели, пускай небольшие, но есть. Вот вы их сначала израсходуйте, а потом уже можно будет говорить о дополнительных ресурсах, об их поиске. А сейчас получается, что вы не смотрите на то, что в прошлом году программа была выполнена лишь на 50% и в два раза меньше жилья было построено, квартир было отдано детям-сиротам, уводите разговор в тему отсутствия денег. Ответственность, совесть, эффективность - вот, что необходимо. Поэтому изучите матчасть, разберитесь вначале, соберите подрядчиков, проанализируйте, сколько жилья на рынке. Потому что по прошлому году было обоснование неисполнения этой программы, что нет такого количества однокомнатных квартир. Не верю. У нас жилья сдается более миллиона квадратных метров. Если только область заключит договорные отношения со всеми подрядчиками на строительство именно однокомнатных квартир для детей-сирот, в рамках договорных отношений найдут взаимоприемлемые условия, подрядчики будут всегда учитывать это при строительстве жилья. Все это возможно. Потом посмотреть, сколько есть жилья на вторичном рынке, потому что такая возможность для решения этой задачи также предоставлена.
Поэтому, коллеги, вижу, что вы думаете не над решением проблемы, а как объяснить неумение и, если хотите, отсутствие совести. Поэтому займитесь этим вопросом. Вот у нас с вами эта тема будет постоянно в диалоге, пока мы не рассчитаемся перед нашими детьми и они не получат жилье. Исходите из этого. Министр профильный должен своей должностью отвечать, если только до конца года в тех объемах, которые выделены, он не построит жилье или не закупит. Почему рабочий обязан выполнить план, чтобы получить свою заработную плату, а министр может взять и завалить его? Посмотрите, какое последствие этих завалов. У нас с вами обманутые дольщики, дорог нет, тротуаров нет, детей-сирот не обеспечиваем жильем в необходимых объемах, долги создали. Семь тысяч ребятишек сегодня стоят на очереди, а шесть имеет право получить квартиры. А у нас из года в год проблема с освоением денежных средств для решения этих вопросов.
Что касается темы многодетных семей, попозже поговорим, там, скорее всего, такая же ситуация. Во всяком случае, исходя из первичных материалов, которые у меня есть, можно уже об этом говорить.
Поэтому ищите проблемы в себе. И когда вы начнете осваивать те средства, которые есть, эффективно, при этом предоставляя качественное жилье, можно будет говорить о поиске дополнительных средств. Вот в этом случае да, необходима вам поддержка. Но для того, чтобы ее оказывать, сначала используйте то, что у вас на счетах лежит. Об этом идет речь, и об этом постарался вчера сказать».