Ушлые строители и новый порядок

Упертые чиновники, серые схемы, недобросовестность компаний не вписываются в новую формирующуюся систему строительного комплекса Саратовской области

09:00, 22 мая 2020

Фото: pixabay

В прошлой публикации «Четвертая власть» составила первый «Черный список» недобросовестных строительных компаний, к которым были большие претензии по строительству объектов госзаказа. Однако нередко безответственное отношение проявляют и чиновники.

В федеральном центре долго ждали, пока саратовское правительство предоставит, наконец, документы на строительство онкологического центра. Затянулась реконструкция одной из главных достопримечательностей города – театра оперы и балеты. Это нерасторопность и бюрократическая привычка потянуть дело и коммунально-строительного, и социального блоков правительства. Социальный блок перетрясли, и есть надежда на наведение там порядка. Теперь стоит задуматься зампреду Роману Бусаргину и министру строительства Павлу Мигачеву.

Как красочную иллюстрацию для нашей статьи преподнесло СУ СК по Саратовской области свое дело. Когда готовился этот материал, пришла информация о передаче уголовного дела о взятке, в которой обвиняется начальник отдела торгов и закупок комитета капитального строительства области Сергей Сергиенко, в суд. Чиновник в 2016 году, по версии следствия, предложил помощь за скромную сумму в 5 млн рублей одной фирме выиграть конкурс на 68 млн.

Это один пример отлаженной системы работы строительного блока правительства области. Незаконные схемы при застройке Солнечного-2 привели к тому, что в чистом поле не нашлось места ни для школ, ни для садиков, ни для поликлиник – только для множества многоэтажек. По данному вопросу Вячеслав Володин инициировал проверку через профильный комитет Госдумы. На скамье подсудимых рискуют оказаться два бывших министра строительства и ЖКХ региона, а также неопределенный круг бывших чиновников мэрии Саратова.

***

Строительные компании в Саратове привыкли работать по старинке. Они с интересом заходят на объекты в предвкушении прибыли и пробуксовывают. Качество и профессионализм уходят на второй план. Главное - успеть освоить полученные или обещанные деньги кое-как. Отсюда брак, безалаберность. Доходило до того, что рассыпались целые блоки или отдельные конструкции после сдачи объекта в эксплуатацию. Зачастую они не выдерживают никакие гарантийные сроки. И это сходило с рук. Потому что заказчик – УКСы и прочие меняющие свое названия ведомства при минстрое, муниципалитеты принимали объекты без серьезной оценки стройконтролем.

Такая коррупционная система попустительства привела к разгильдяйству, недобросовестности и даже к преступной деятельности — мошенничеству. Ее следствием стала проблема обманутых дольщиков. Это бедствие приходится решать, опять же, под непосредственным инициативном участии и контролем председателя Госдумы.

Подход «строю только то, что хочу, и как хочу» в Саратове до сих пор не изжит. Несмотря на то, что проблема с жилищной застройкой сдвинулась с мертвой точки, по-прежнему появляются микрорайоны, подобные Иволгино и Ласточкино. Застройщик Леонид Писной подвергался критике за отсутствие в них социальной инфраструктуры. Люди вынуждены жить буквально в закрытых многоэтажных гетто.

Беспорядок в строительных вопросах начинается еще на стадии проектирования. Критике подвергался ГУПП «Саратовгражданпроект» под руководством Сергея Лазарева. Завышение цен проектов, необоснованные и надуманные коэффициенты к смете — стали обычной практикой. При этом проектировщики не всегда заботились об удобстве и эргономичности площадей. Так, мы писали о проекте реконструкции бывшего здания роддома в Вольске: в жилье для врачей проектировщик «Техпроминвест-проект» предоставил план без дверей. В результате были уволены Лазарев, а позже директор Саратовского регионального центра экспертизы в строительстве Станислав Безяев. Зачистка проектировочных организаций разрушила связи коррумпированных чиновников с застройщиками-решалами, которые продавливали выгодные аффилированным им фирмам проекты с завышенными ценами. Зимой этого года было создано новое проектировочное бюро на базе СГТУ, чтобы со студенческой скамьи привлекать к работам талантливых молодых архитекторов.

***

В предыдущей статье «Четвертая власть» писала о жестком заявлении о серых схемах Вячеслава Володина, по которым работают строительные организации.

Как бы пояснением сказанного председателем Госдумы является выступление прокурора Саратовской области Сергея Филипенко в интервью в «Коммерсанте», которое вышло на следующий день. В нем он говорит о неформальной занятости и «серой» зарплате в строительной отрасле. «Одной из причин этого является участие в многомиллиардных бюджетных контрактах коммерческих структур, не имеющих достаточных собственных людских и материальных ресурсов для их исполнения, — сказал прокурор. — Выясняется, что существует цепочка фирм-посредников, которая заканчивается конечными исполнителями. Каждое из звеньев получает небольшой процент бюджетных средств, но в этих организациях используется иностранная рабочая сила, неформальная занятость, а с работниками вместо трудовых договоров заключаются гражданско-правовые, с которых не уплачивается подоходный налог».

С каждым годом количество строящихся или реконструирующихся  социально значимых объектов нарастает. В настоящее время ведется около 20 крупных строек, которые инициированы Володиным. В Саратове это онкологический центр, Предуниверсарий, Дворец водных видов спорта, пляж и реконструкция новой набережной, реконструкция стадионов «Спартак» и «Волга», школы в 11 микрорайоне Солнечного-2 и в микрорайоне Авиатор. В Энгельсе – Парк покорителей космоса и школа в поселке Приволжский, а также школа в селе Тепловка. А еще есть объекты по другим нацпроектам районного значения.

Складывается новая тенденция: на объекты заходят застройщики из других регионов, а также саратовские фирмы, ранее не принимавшие участия в социальных стройках по госзаказам. Здесь важно не допустить применения ими серых схем, чтобы они работали чисто и честно. О «черносписочниках» вообще речи идти не может — только в правоохранительном аспекте. А тем, по которым есть подозрения в применении «серых схем», не позволять получать много госзаказов с общим объемом от 0,5 млрд рублей. Заказчики должны учитывать эти факторы при конкурсах.

Некоторые компании, которые вышли на рынок госзаказов, еще не успели проявить себя, а некоторые уже получают предварительные и порой противоречивые оценки. Так, например, компания Дмитрия Плеханова «ПДП-строй» была положительно отмечена Вячеславом Володином при строительстве здания школы в Приволжском, однако возведение ею детских садов в Восточном переулке Энгельса и «Звездочка» в Саратове вызвало ряд нареканий. Эта компания, ранее не замеченная как крупная строительная фирма, в последнее время так широко развернулась в Энгельсском районе, что зашла в Саратов и выиграла там большие объекты. Здесь важно, чтобы Плеханова, как Березовского или Сеноженскую, не поразил «синдром жадности», влияющий на болезнь банкротства. Ведь, насколько «Четвертая власть» выяснила, у компании недостаточно своих официально оформленных работников (из открытых источников в 2019 г. числилось 28 человек). А это значит, распыление людских и финансовых ресурсов. Это значит привлечение на субподряды других организаций или оформление на временную сезонную работу шабашников. А это похоже на применение серых схем.

Вторая из растущих строительных компаний, в прежние годы не засвеченная на крупных стройках – СК «Система» под руководством Дмитрия Дулепина. Ей дали достраивать школу в Тепловке Новобурасского района, реконструировать сквер М. Расковой, площадь Кирова и другие более мелкие, но важные объекты. По ней также имеется информация, что она выплачивает налоги несоразмерно объему выполненных работ, реально полученной прибыли, что, возможно, применяет «серые схемы» по зарплате. Часто привлекает субподрядчиков. По «Системе» можно отметить такую особенность — ее минстрой и администрация Саратова привлекает к госзаказу часто на последней стадии работ. В прошлом году она взяла реконструкцию проспекта Кирова после того, как никто не вышел на конкурс. В результате работы начались в середине осени, соответственно, были сорваны сроки. Ей дали достаивать Дворец водных видов спорта после Сеноженской. У ее же компании «Система» забрала жилые дома в Энгельсе, когда та завалила стройки и подвела дольщиков. Конечно, это не освобождает от ответственности Дулепина, и он должен показать чистоту в организации своей работы и не доводить ее до прокурорских проверок.

Привлечение субподрядчиков к исполнению контрактов это обычная практика крупных как строительных, так и дорожных компаний, которые распыляются на многие объекты. Но здесь нужно так же признать то, что часто заказчики госзаказа навязывают генподрядчикам на субподряд фирмы, связанные с чиновниками. Поэтому здесь правоохранительным органам и руководству области нужно наводить порядок на двух уровнях.

Привлекла к себе внимание компания «ФракДжет-Строй». За нею стоят Дмитрий Колосов и депутат областной думы Андрей Воробьев. Из крупных объектов она ведет строительство двух больших школ в Саратове и участвует в возведении инфекционной клиники в Елшанке. Претензий пока к ней особых нет. Разве что по школе «Авиатор» были замечания по срокам. Но там, скорее, вина администрации Саратова, которая не вовремя подготовила разрешительную документацию.

Самую большую стройку (по деньгам) взялось строить ООО «Ромекс-Кубань» — Онкологический центр. В текущем году ей нужно отработать более 2 млрд руб. Об этой компании известно, что она входит в Romex Group, крупный строительный холдинг Краснодарского края. Но в Саратове, как «Четвертой власти» удалось выяснить, «Ромекс» рассчитывает опираться на субподрядчиков из местных компаний. Значит, своих ресурсов ей не хватает для масштабной стройки. Это также ставит вопрос об обоснованности стоимости онкоцентра — если можно делиться с субподрядчиками и оставаться с прибылью, значит, в стоимости заложена сверхприбыль. В целом, диспансер площадью в 53 тыс. кв.м на 232 койки с оборудованием оценивается в 6,3 млрд руб. Для сравнения, инфекционная больница в 28 тыс. кв.м на 400 койкомест обойдется от 1,2 до 2 млрд рублей вместе с оборудованием (здесь точную сумму пока не могут посчитать, но она будет предельно честной, т.к. используются благотворительные деньги).

Компания-варяг из Санкт-Петербурга «Проксима Строй» займется реконструкцией театра оперы и балета. Будем следить и за ней.

***

Один из важнейших сегодня проектов во время бушующей на планете пандемии коронавируса – возведение инфекционного центра в Саратове. Без преувеличения, это общенародная стройка. Строительство осуществляется за счет благотворительных средств, привлеченных источников, личных пожертвований от губернатора до обычных граждан. Построить современный инфекционный центр - задача даже не №1, а №0. По предварительным планам, закончить хотят к сентябрю. Это кажется невероятным. И потому это станет еще одним испытанием на прочность и профессионализм тех компаний, которых привлекли в строительство. Решено, что 8 блоков клиники будут строить 6 компаний, которым проявлено доверие в том, что они преодолеют вызовы. Это «ПДПСтрой», «Саратовоблжилстрой», «ФракДжет-Строй», «Лесстр», «Кронверк» и «Шэлдом». Такая масштабная стройка будет не конкуренцией между строителями, а соревнованием между ними. Каждый подрядчик будет строить примерно одинаковые блоки. А мы посмотрим, кто их сделает качественнее и быстрее. Это, несомненно, станет еще одной проверкой на профпригодность как известных компаний, так и начинающих выходить на большой региональный рынок. Это будет экзаменом всезнающего и всеумеющего метра строительства Леонида Писного. Его «Саратовоблжилстрой» определен как бы генподрядчиком (он сам будет возводить 2 блока).

«Саратовоблжилстрой» как крупнейший строитель социального жилья по госзаказам, работал сам по себе в согласии с минстроем. И все знают «косяки» в писновских домах. Здесь же он выходит на острие атаки, потому пристальное внимание к нему будет со всех сторон. 

***

Старая система в строительной отрасли рушится. Вводится новый порядок отношений заказчика и подрядчика, новые требования исполнения заказов, работы строительных компаний. Если кто не понял, что отношения изменились, то не сможет вписаться в новые реалии бизнеса на госзаказах. Прежняя практика работы строительных компаний, завязанная на панибратстве с региональным минстроем, показала свою порочность. Пример результатов махинаций при застройке Солнечного-2 должен быть перед глазами не только застройщиков, но и чиновников (снова предупредим Бусаргина и Мигачева).

Рейтинг «черных подрядчиков», составленный «Четвертой властью», к сожалению, не окончательный. Недобросовестные строители должны быть на виду, чтобы заказчики не попадали в неудобную ситуацию перед жителями.

***

Эту перестройку системы, создания нового порядка важно внедрить в ближайшее время. Так как на подходе новые еще более грандиозные проекты, которые инициированы Вячеславом Володиным. Это программа ДОМ.РФ по комплексной застройке территории старого аэропорта, Глебучева оврага, Зеленого острова и острова Покровские пески. Общая площадь территорий составляет более 400 гектаров. Дан старт конкурсу на разработку концепции развития Саратовской агломерации в рамках программы ДОМ.РФ.

Этот грандиозный проект призван преобразить Саратов. И поднять строительную отрасль региона, которая находится в тяжелейшем положении. Главное здесь – не получить очередное гетто. Застройку полей многоэтажками с пивнушками вместо поликлиник и закусочными вместо школ мы уже проходили. Концепция комплексной застройки теперь иная. Здесь важно, чтобы их освоением занялись оправдавшие себя компании, которые не запятнали себя, не работающие по серым схемам, не погрязшие в коррупционных связях, не работающие под крышей решал.

«Четвертая власть» продолжит составлять «черный рейтинг» в рамках проекта парламентско-журналистского контроля. В него будут включены не только крупные компании, но и те подрядчики, которые строят и ремонтируют сравнительно небольшие объекты в районах области: диспансеры, спортплощадки, школы и прочие объекты нацпроектов.

Также будем создавать и «белые рейтинги» - из положительно зарекомендовавших себя компаний. Без внимания и оценки никто не останется.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

строительство, серые застройщики, министерство строительства, вячеслав володин, сергей филипенко, парламентско-журналистский контроль, черный список застройщиков