Саратовской власти нужны обновление и перезагрузка
09:57, 13 мая 2020
В правительстве Саратовской области в последний месяц произошла череда громких отставок ключевых министров и других высокопоставленных чиновников. Ушли Чуриков, Горячева, Мазина, Гречушкина, Тепин, понижен в полномочиях Наумов. Почти все они составляли ближайшее окружение Валерия Радаева. Некоторые СМИ и телеграм-каналы стали писать о кризисе губернатора и всей областной власти. Это не совсем так. Недосмотр, просчеты, ошибки в кадровой политике и в управлении регионом очевидны, но начали исправляться. Поздно, но не критично — еще есть время выправить ситуацию. Для этого нужна воля главы региона.
Валерий Радаев часто подвергался критике со стороны СМИ. Закостенелость, узкомыслие, неэффективность в управлении сферами развития Саратовской области свойственны областному правительству. Причиной тому камарилья при губернаторе, которая, пользуясь мягкостью характера Валерия Радаева, во многом определяла кадровый состав областной власти.
Валерий Радаев сформировал свою команду, с которой ему было удобно работать. У него появилось свое окружение. Но, пользуясь близостью к Валерию Васильевичу, особо ретивые сотоварищи из его окружения продвигали своих людей.
Было несколько этапов формирования команды Радаева. На первом этапе основу областного правительства он формировал из думцев, с которыми сблизился в период своего председательства в областной думе. Это молодой Денис Фадеев, который стал вице-губернатором. Олеся Горячева, которая из руководителей секретариата председателя думы переместилась на место руководителя аппарата губернатора. Олег Галкин, Владимир Пожаров стали министрами. К формированию правительственной команды приложил руку Анатолий Морсин, глава охотничьего хозяйства области. Он был преемником на этой должности самого Радаева, которому нравится охотничья стихия. Никого из них сегодня в правительстве нет. Горячеву отставили последней. Не повезло с мужем. Вернее, мужу не повезло – закупку по сомнительным ценам средств индивидуальной защиты вскрыли СМИ и на скандал с «золотыми масками» тут же отреагировал Володин.
Второй этап формирования команды Радаева происходил при большом участии Дмитрия Лобанова, в то время главы Энгельсского района. Тогда он был чуть ли не теневым губернатором. Сумел внедрить в областное правительство Дмитрия Тепина, Николая Чурикова, Андрея Куликова и других своих ставленников.
Дмитрий Лобанов осужден. Был осужден с последующим пересмотром приговора Андрей Куликов. Уголовная история Дмитрия Тепина, который недавно отставился из мэров Энгельсского района, очевидно, скоро начнется. По Николаю Чурикову, который был уволен с должности министра транспорта и дорожного хозяйства, прокурорская проверка проходит.
Особенностью кадровой политики Валерия Радаева является его привязанность к районным администраторам. Это понятно — из их среды он сам вышел. Чуть ли не большинство руководителей в областном правительстве составляют главы районов. Но насколько эффективны они?
Кумовство и фаворитизм были присущи при всех губернаторах, и не только в Саратовской области. Дмитрий Аяцков опирался в подборе кадров на свою семью и Романа Пипии. Через три года те, кто имел в областном правительстве свою позицию, были выдавлены. Это Дворкин, Ващенко, Боброва, Володин. Ипатов формировал свое окружение по алгоритму своего бизнеса и брал тех, кто ему угождал.
***
В результате того, что правительственные кадры творили, что хотели или к чему их подвигали коррупционные предложения, нынешнее областное правительство захлестнула волна резонансных расследований. По минздраву – четыре уголовных дела, плюс новая проверка по вышеуказанной закупке медицинских средств. По застройке «Солнечного 2» - проведена проверка, возбуждено уголовное дело, фигурантом которого будут бывшие министры строительства. По дорожной сфере – прокурорские проверки.
Многие проверки и уголовные дела были возбуждены после обращения Госдумы в правоохранительные органы, которые организовал Вячеслав Володин. Он долго терпел те провалы и безобразия, которые происходят в реализации проектов, которые он лично курирует. И решил разобраться в первопричинах. Тогда выяснилось, что комплексная застройка «Солнечного 2» делается по незаконным схемам, что в дорожной отрасли низкие (или серые) зарплаты при высоких доходах компаний, что среди подрядчиков — аффилированные с министром люди. В хозяйстве области сложилась неэффективная, а где-то откровенно преступная система, которая тормозит развитие региона. Терпеливо и долго ждали, когда Радаев наведет порядок. Но губернатор был, видимо, занят чем-то другим. Да, он очень работоспособный, он ездит каждый день по объектам, вникает, контролирует. Но ему неоднократно со стороны советовали – не надо делать то, что должны его министры и председатели комитетов. Он должен заниматься решением стратегических, системных проблем, шире смотреть на положение дел. А многое не видел, погружаясь в локальные дела.
Володин не мог дальше закрывать на это глаза, тем более что он расширил свою коммуникацию с общественниками, простыми избирателями через свой паблик в инстаграме, откуда постоянно черпает информацию о реально происходящем в его родном крае.
***
Сейчас Радаев признал свои ошибки и провел зачистку правительства. Но время упущено, отношение к власти области резко ухудшилось. Вячеслав Володин впервые за все годы стал критиковать Радаева за просчеты в работе областного правительства. Вячеслав Викторович всегда терпеливо к нему относился, считая его порядочным человеком, но отмечал, что Валерию Васильевичу не хватает профессионализма, также, как и мэру города Саратова Михаилу Исаеву. Сейчас Радаеву необходимо перестроить свою работу и работу правительства, иначе он рискует остаться без поддержки и в одиночестве.
Недоброжелатели судачат, что Вячеслав Володин уж слишком много помогает губернатору. Но здесь нужно помнить о том, что председатель Госдумы работает не для Радаева, а для людей, для своих избирателей, и этот приоритет был для него важнейшим всегда. Он помогал своим избирателям и при Дмитрии Аяцкове, и при Павле Ипатове. Только в разное время потенциал возможностей у Володина как депутата Госдумы был разным. Сейчас в нынешнем своем положении он может помочь родной области на совершенно другом уровне и в других масштабах.
В своей кадровой политике Вячеслав Володин не действует по принципу привязанности к человеку и судит о нем по его профессионализму. Вспоминаются слова его коллеги по облдуме, будущего ее спикера Владимира Чурикова, который говорил, что Володин не терпит непрофессионализма.
В команде председателя Госдумы нет друзей и родственников, их Володин не продвигает вообще никуда. Личные привязанности мешают работе, которая требует трудолюбия и эффективности. На ближайшего сподвижника Николая Панкова возложены дополнительные обязанности — он возглавил региональное отделение «Единой России» тогда, когда местные деятели ее так ослабили, что доверие к ней резко упало.
Вячеслав Володин всегда находит время вести переговоры о государственных инвестициях, о благотворительной помощи для области, следить за реализацией проектов. И то, что он обращается с просьбами к руководителям крупных компаний, к федеральным министрам, к мэру Москвы, к премьер-министру, и эти люди идут ему на встречу и помогают — показатель уровня авторитета и уважения, которого достиг наш земляк.
Он трепетно относится к проектам, на которые нашел средства. От людей, которые участвуют в реализации этих проектов, Володин требует оперативности, грамотности, расторопности. Поэтому жестко реагирует, когда по каким-то бюрократическим причинам или из-за безалаберности и непрофессионализма запуск и реализация проекта затягивается.
К примеру, так было со строительством нового онкологического центра, когда срывались сроки подготовки проектно-сметной документации. Здесь можно вспомнить и срывы конкурсов на реконструкцию театра оперы и балета, и ряд других строек, которые зависали и не сдавались в срок. Сейчас это затягивание передачи областных дорог на федеральный уровень. Председатель Госдумы договаривается об этом переводе, чтобы на их ремонт и содержание выделялись федеральные средства, а не из областного бюджета, а чиновники не могут быстро подготовить необходимую документацию и провести работы по передаче. А это значит, что в текущий дорожно-строительный сезон эти трассы могут не успеть отремонтировать.
Промедление в строительстве объектов в буквальном смысле обходится области очень дорого. Не редки случаи, когда деньги из Федерации были заведены в областной бюджет, а их не успевали реализовать до конца года. А значит, приходилось возвращать их в федеральный бюджет. Володин просит, убеждает высоких федеральных чинов выделить деньги на нужный области объект, а местные чиновники тормозят. С каждым годом объем инвестиций увеличивается, количество объектов растет, а порядка в министерствах и ведомствах нет. Выходит, что людей надо менять на более ответственных и эффективных. В этом и причина начавшегося обновления саратовского правительства.
***
На новых людей возлагаются большие надежды. Теперь уже бывший зампред по АПК Алексей Стрельников кажется сильнее Тепина. Ему в помощь то, что он сам выходец из Энгельсского района, значит, может рассчитывать на поддержку местной элиты. Но здесь для него главное - не допустить коррупционный междусобойчик. Ирина Седова на должности министра образования показала, что может быть эффективнее в качестве зампреда по социалке, чем Валентина Гречушкина. Олег Костин явно опытнее и глубже знает сферу здравоохранения, чем Наталья Мазина.
На этом кадровые перемены, видимо, не закончились. Нужно еще раз оценить работу экономического блока, просмотреть эффективность глав районов, среди которых продолжают работать одиозные личности.
***
Как дальше станет действовать Валерий Радаев, чтобы вернуть свой авторитет? Свойственное ему упорство именно сейчас должно пригодиться. Времени у него немного, впереди – серьезные испытания: голосование по поправкам в Конституцию, выборы в Государственную Думу, да и пандемия в Саратовской области еще не закончилась. Какие отношения с Вячеславом Володиным сложатся дальше после всех его ошибок, сказать сложно. Скорее всего, будем свидетелями дистанции с губернатором. Напомним, у Вячеслава Володина есть главный принцип: дружба дружбой, служба службой, он никогда не ставит отношения выше служебных обязанностей.
Реализация нацпроектов – то, за что отвечает лично Валерий Радаев. Но это федеральные программы, своего у области мало. Остальные проекты в Саратовской области исходят от Вячеслава Володина, на них он и находит средства. Это и аэропорт Гагарин, и решение проблем обманутых дольщиков, и масштабное благоустройство города, реконструкция стадионов и мемориалов и многое другое.
При такой поддержке, которую Саратовская область получает, Валерий Радаев должен начать реализацию своих, им инициированных проектов. Этого от него ждут и жители области, и тот же Вячеслав Володин.