«Дорожный контроль» и прокуратура провели рейд по ремонтируемым тротуарам в Саратове

На Антонова поставили 18 треснутых бордюров. По выявленным нарушениям и браку прокуратора вынесет предписание или проведет проверку

11:33, 18 апреля 2020

Фото: Дорожный контроль

«Дорожный контроль» совместно с прокуратурами Ленинского и Заводского района Саратова проверили ход скрытых работ на ремонтируемых тротуарах. В рейде приняли участие депутат — председатель комиссии по контролю за ремонтом дорог и благоустройством территорий областной думы Вадим Рогожин и доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортное строительство» СГТУ Андрей Кочетков. Задание провести прокуратурой проверки по ремонтным работам тротуаров дал прокурор области Сергей Филипенко.

В Ленинском районе на улице Лунной, где в ходе прошлой инспекции нами была обнаружена криволинейность установленного бортового камня со стороны Одесской, подрядчик уже заканчивал работы по его переустановке. При этом рабочие учли и другое замечание, сразу устанавливая борт на бетон, а не на бетонные маячки. В ходе рейда, правда, обнаружились новые участки, где присутствовали недопустимые нормативами уступы бордюра и сколы на них. Подрядчик обещал переустановить их.

Прокуратура также решила проверить прочность бортового камня и отобрала на экспертизу щебень, используемый в работе. При этом помощник прокурора Ленинского района предупредил представителей подрядной организации, что ей придется переделать выявленные нарушения, иначе заказчик их не примет.

По ходу осмотра тротуара к контролерам подходили прохожие и высказали ряд жалоб. Так, пожаловались на то, что знак «остановка автобусов» на Лунной около перекрестка с Одесской стоит посреди улицы, где остановки нет или место под нее не оборудовано. Автобусы останавливаются в другом месте. Также пожаловались на участок возле строения по Охотной, 1, где тротуар примыкает к дороге и прохожих обрызгивает проходящий транспорт. Но тут, как уже выяснил «Дорожный контроль», причина в том, что там, где должен проходить тротуар, проложены коммуникации, которые, по заверениям Ленинской администрации, не позволяют вести над ними дорожные работы. Зато чиновники сообщили, что на этом участке все-таки будет заменен дорожный бордюр, что означает, что новый тротуар не будут подводить к старому разрушенному борту, о чем мы предостерегали в недавней публикации.

***

Следующим объектом инспекции стал тротуар на улице Антонова, где начали установку борта со стороны проспекта Строителей. На коротком участке в ходе проверки обнаружились 18 расколотых бортовых камней, требующих переустановки, что представитель подрядчика пообещал обязательно сделать. В остальном же скрытые работы проводятся на этом объекте без нарушений, бортовой камень устанавливается на бетонное основание, а сам бордюр сохраняет прямолинейность.

Последним объектом в Ленинском районе стал тротуар на улице Батавина (вдоль дома Тархова, 2), где заканчиваются работы по установке бордюра. В прошлый раз нами было отмечено, что установку бордюра подрядчик ведет в соответствии с нормативом, а смещенный бортовой камень на объекте сразу же демонтируют, не дожидаясь замечаний от заказчика работ. Замену бордюра рабочие провели с сохранением прямолинейности борта. Обследовав квартал, нам все же удалось обнаружить два треснувших бортовых камня, которые подрядчик пообещал тут же заменить.

***

Работы в Заводском районе идут не такими интенсивными темпами, как в Ленинском районе. На улице Чернышевского (от Большой Садовой до Заводской) проводится демонтаж и установлено лишь небольшое количество бортовых камней. При этом бордюр прерывается деревьями, ликвидацией которых только начали заниматься. Когда будут удаляться пеньки и корни старых спиленных деревьев, уточнить не удалось.

Внимание участников рейда привлекло наличие на новых бортовых камнях водяных бороздок, что может свидетельствовать о микротрещинах, которые со временем расширятся. Проведенный прибором замер плотности показал, что по этому показателю они подходят под норму.

Еще один вопрос возник по старому бортовому камню, который идет параллельно установленному новому борту. Будут ли его демонтировать, или эта эстетическая нелепица останется, мы выяснить не смогли, поскольку представителей подрядчика на объекте не было.

***

На Крымском проезде одновременно проводятся работы по демонтажу старого покрытия, установке бортового камня и щебнению тротуара. Бордюр установлен здесь прямолинейно и на бетонное основание. Хотя возникли сомнения в качестве используемого бетона, так как в некоторых местах он крошится и отламывается кусками. В местах заезда бобкета на тротуар на новом бордюре образовались сколы, а также были выявлены два шатающихся бортовых камня, которые, по заявлению представителя подрядчика, были задеты бобкетом, и после щебнения дорожки будут переустановлены. Также подрядчик сообщил, что на этом участке значительно увеличился объем демонтируемого старого покрытия, а значит, произошло и увеличение работ и материалов при подготовке нового основания. Если по контракту предусмотрено было 70% демонтажа, то теперь весь старый асфальт будет снят и оставлен лишь бетонный участок рядом с пересечением с Шоссейным проездом. На всех объектах сотрудники прокуратуры отобрали на испытание щебень.

***

Эксперт Андрей Кочетков по итогам мероприятия дал свой комментарий. «В целом уровень работ заметно вырос по сравнению с 2016 годом, — сказал профессор. —  Но, тем не менее, есть ряд недостатков, над которыми стоит задуматься. На улице Чернышевского мы видели трещиноватость бордюров. На глаз не определить, но можно предположить, что такой борт не будет соответствовать критериям морозоустойчивости и может быстро прийти в негодность с нашими перепадами температур в зимний и весенний период. Часто встречались выломанные построечной техникой бордюры. На Крымском проезде под бортовым камнем в отдельных местах обнаружились пустоты, что свидетельствует об установке борта не на цельное бетонное основание. На Антонова на коротком участке мы нашли аж 18 установленных колотых бордюров — это почти саботаж. Еще я лично фиксировал на тротуаре по проспекту Энтузиастов, 24 производство работ с неудаленной корневой системой деревьев, что напрямую может повлиять на целостность будущего тротуара. Поэтому пока преждевременно говорить о качестве работ. Да, оно значительно выросло за последние годы, но все же замечания остаются, и необходимо наращивать профессионализм подрядчиков и внимательность строительного контроля. Еще я был приятно удивлен не только юридической, но и технической подготовленностью сотрудников прокуратуры».

Свои итоги рейда подвел Вадим Рогожин. «Общей выявленной проблемой стало то, что в контрактах на ремонт тротуаров  прописанные техзадания не соответствуют фактически проводимым работам, — сказал депутат. — Это позволяет исполнителям вольно трактовать, что нужно делать. Например, где удалить, а где оставить старый асфальт под основание. Эти решения принимаются по ходу работ и при подключении руководителей города. Так, например, по тротуару на Крымском пр., по словам представителя подрядчика, мэр Михаил Исаев, приехав на этот объект, лично указывал, что и сколько нужно демонтировать».

«В конкурсной документации должен быть порядок, — указал Вадим Рогожин. — Чтобы не было вольного трактования заказчиками и подрядчиками, что нужно делать, а что нет. В Саратове существует хорошая практика использования при ремонте дворов эскизных проектов. Если бы этот подход применили при ремонте тротуаров, ясности было бы гораздо больше.

Мы, «Дорожный контроль» и комиссия облдумы, постоянно поднимаем этот вопрос. Но порядка добиваемся с трудом».

С этой позицией согласился помощник прокурора Заводского района. Он сказал, что запросит у администрации Заводского района как заказчика документацию по условиям и материалам конкурсов.

Также участниками рейда было замечено, что высказываемые претензии подрядчикам их представители как будто слышали в первый раз. Хотя признавались, что к ним приходит стройконтроль. Здесь администрациям районов Саратова нужно разобраться со своими организациями по стройконтролю: либо они не оперативны, либо не замечают дефектов, либо исполнители не реагируют на их замечания.

По словам руководителя «Дорожного контроля» Николая Гурина, проводимые мониторинговые мероприятия крайне важны при реализации проекта по ремонту тротуаров. «Сейчас на ранних стадиях реализации проекта нужно не допустить технических промахов и, уж тем более, брака, что в дальнейшем благоприятно скажется на качественных показателях новых тротуаров. Оперативное включение в работу органов прокуратуры предостережет подрядчиков от ошибок и задаст правильный вектор на будущее. Предостерегать есть где. На улице Лунной мы видим, как оперативно после наших замечаний был заменен криволинейный борт, прекращена его установка на маяки. Главное, чтобы подрядчики осознавали, что такое пристальное внимание со стороны различных органов власти и общественности в первую очередь играет на руку им. На ранних стадиях переделать брак проще, а вот когда его обнаружат после приемки работ, могут последовать серьезные санкции со стороны надзорных ведомств».

Прокуратура и «Дорожный контроль» продолжат свое взаимодействие, ни один тротуар в Саратове не останется без пристального внимания.

Ремонт тротуаров и общественных территорий в Саратове и Саратовской области проходит в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», включающего в себя федеральный проект «Формирование комфортной городской среды».

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

дорожный контроль, ремонт тротуаров, вадим рогожин, николай гурин, андрей кочетков, прокуратура Саратовской области, сергей филипенко, прокурор филипенко