Сотрудница Вольского музея уволилась от обиды за Талалихина
10:19, 30 марта 2020
В культурной среде Вольского района произошел скандал. Из местного краеведческого музея уволилась научная сотрудница, кандидат исторических наук Софья Маркушина. Она трудилась здесь по совместительству, вырабатывала концепцию будущего музея знаменитого летчика, героя Советского Союза Виктора Талалихина в Тепловке. Инициатором его создания выступил председатель Государственной думы Вячеслав Володин. Ему же во время одного из недавних приездов демонстрировали альбом с наработками Маркушиной. Но теперь, похоже, задуманному ею нестандартному подходу к теме не суждено сбыться.
Маркушина с самого начала выступала против официальной формулировки «дом-музей», которую внедрили в его наименование. Она мотивировала это тем, что здание, в котором он будет располагаться, исторически не имеет никакого отношения к Герою Советского Союза. Оно построено в 1960-е годы, у него были другие хозяева, разве что располагается приблизительно в том месте, где жила семья летчика.
«Формулировка, что на этом месте стоял дом Талалихиных, была на табличке. То есть никто не пытался ничего переврать. Но потом почему-то появилось в списке охраняемых объектов обозначение объекта как «дом Талалихина». С этого все и пошло, видимо, и дальше уже дом этот превратился в дом-музей. А дом-музей предполагает какой-то интерьер, но в том случае, если хоть что-то об этом известно», - пояснила краевед суть начала конфликта.
Здание нынешнего музея сильно отличается от того, которое могло быть у Талалихиных, уехавших из Тепловки в 1924 году.
«Внутри посредине дома площадью около 50 кв. м стоит газовая печка метр на метр шириной. В доме семь-восемь окон. Обычный деревенский дом 1960-х годов. Вот в этом здании надо было создать что-то, чтобы действительно говорило бы о Талалихине», - обрисовала ситуацию, с которой столкнулась, Маркушина.
Понятно, что ни о какой возможности показать подлинный исторический быт семьи Талалихиных, по сути, и речи не шло. Единственный источник сведений о нем – работа офицера Сергея Утехина – содержит скупое, но емкое упоминание того, как жил будущий герой и его близкие: «Бедняцкий дом, и голые стены в нем». Вот и все подробности.
Маркушина решила, что правильнее и интереснее было бы организовать музей по образному принципу. По ее замыслу, он мог бы стать неким «домом детства» героя – и снаружи, и внутри. Снаружи дом должен выглядеть жилым: на окнах – ситцевые занавески, на подоконниках – горшки с геранью. На окне рядом с входом несколько бумажных самолетиков и «удочка» с бантиком из газеты.
Внутри ученый планировала несколько зон. Размесить люльку, лавку, планшеты с историческими сведениями, фотографиями и документами.
Но главное (видимо, что и не понравилось местным чиновникам) Маркушина предложила закрыть все окна, кроме одного, темной тканью и планшетами, и организовать в музее искусственное освещение. Внутри обстановка в цветовом плане должна была напоминать о главной мечте братьев – полетах в небо (для этого предполагалось, что планшеты будут разных цветов – от светло-голубого до темно-синего). Ведущей идеей предлагаемого ей решения – центром комплекса - должен был стать подвиг Виктора Талалихина. Ему должны были быть посвящены два планшета и вертикальная витрина, рассказывающие о событиях боевого дежурства в подмосковном небе ночью с 6 на 7 августа и награждении Талалихина Звездой Героя. На витрине также планировалось выставить подлинные фрагменты его самолета, найденные в 2015 году. Все окружение этого центрального комплекса должно наталкивать посетителей на мысль о том, с чего все начиналось. Еще одной «фишкой» мог стать видеозал с телеэкраном, где бы для посетителей транслировались исторические фильмы о Талалихине и кинохроника с его участием.
«Исходя из сверхзадачи, я посчитала показать, почему Талалихин стал Героем и почему в этой семье было три летчика. Никого не обманываем, просто рассказываем про семью Талалихиных. Это продуманный художественный подход», - заметила Софья Маркушина.
***
В четверг, во время заседания с участием представителей управления культуры и музейных сотрудников района Маркушина внезапно узнала, что ее концепция не принята, а перед руководством учреждения поставлена новая задача. Выяснилось, что, видимо, другими работниками музея создается еще одна концепция, в которую могут внести лишь отдельные ее наработки. Нюанс состоял в том, что идеи Маркушиной по организации музея обсуждались с момента приезда Володина, и она продолжала над ними работать.
Кто именно поставил новую задачу, ученая не знает.
Ей стало обидно, зачем она впустую потратила столько времени. Больше всего ее возмутила оброненная кем-то фраза, мол, чего вы волнуетесь, все равно туда никто не поедет.
«Продуманы были все нюансы, ни у кого это не вызывало никаких разногласий, все было нарисовано и показано в альбоме, когда в Тепловку приезжали высокие гости. Я над концепцией работаю, выстраиваю, набираю материал, еду в Москву, общаюсь с родственниками Талахина, получаю от них всю информацию, и вдруг вчера узнаю о новом подходе - мы все окна открываем и больший упор делаем на интерьер. То есть на то, чего мы не знаем, и на то, что изначально является обманом. Во-первых, если бы Талалихины жили в таком доме, они были бы в Тепловке самыми главными буржуинами. Во-вторых, выставлять там зеркала, утюги, подносы, а в углу за печкой у нас будет какой-то подвиг Талалихина… Это что, музей быта? Зачем? Мы что здесь хотим показать? Для какой галочки?» - возмущается кандидат исторических наук.
Краевед переживает, что в новой концепции нет главного, что она хотела донести – ощущения присутствия Героя, его личности.
«В итоге получается - у нас на первом плане ведра, швабры, зеркала и прочее, ну и где-то там какая-то витрина, которую, может, никто и не запомнит. И притом мне говорят: мы же все оставили, что вы волнуетесь!», - негодует Софья Вячеславовна.
Она добавила, что объездила все музеи Талалихина в Москве, но нигде не увидела экспозиции с «художественным решением, чтобы за душу тронуло».
«Я привыкла: или делаю то, что будут помнить люди, что действительно останется в памяти, либо лучше ничего делать не буду. Сильно обидно, и, в первую очередь, за Талалихина. Все так и будет, как в остальных музеях. Общего образа нет, чтобы так запомнил ребенок, что до пенсии знал, что побывал в этом музее. Переход к образному мышлению абсолютно будет отсутствовать – вот главная обида», - заключила Маркушина.
Тем не менее, свои наработки она отдала музею, и решила «отойти в сторону».
Из Вольска уезжать Маркушина не собирается. В настоящее время у нее есть основное место работы (кафедра исторических наук в Вольском военном институте материального обеспечения), на которой продолжит трудиться.
***
Своим мнением о ситуации поделился зампред комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике Саратовской областной думы Алексей Наумов.
«Часто спрашивают, почему из Саратовской области уезжают люди. А уезжают, в основном, в Москву, другие города в том числе и те граждане, которые уже устали и не хотят бороться с некомпетентностью, кумовством и, порой, абсолютной дурью; когда специалисты становятся не нужны. Человек, который уважает себя и свой труд, который в чем-то разбирается, доходит до такой стадии, когда понимает: зачем я буду кому-то доказывать, что я не индюк? Это беда провинции, ей часто не хватает ни интеллекта, ни вкуса. В Вольске всегда было мощное музейное сообщество, там бурлила жизнь, а сейчас - страсти. И это, на самом деле, лучше, чем полное болото и штиль. Есть разные мнения, но нужно трезво взглянуть на ситуацию.
Главный вопрос: какие задачи стоят перед открытием нового музея? Мы помним скандал федерального уровня, связанный с памятником Виктору Талалихину. Тогда решение вопроса взял на себя председатель Госдумы Вячеслав Володин. Тогда же вольские партийцы решили отличиться и объявили о создании музея героя. То есть вопрос решался номенклатурно. Что такое новый музей: это дополнительные бюджетные траты, это необходимость новых штатных единиц, квалифицированных и боеспособных, что бывает редко. Опустим вопрос подлинности, мемориальности и прочее, попробуем ответить на главный: целевая аудитория музея? Кого заманишь «фейком», чем новый музей будет лучше статьи в Википедии? Как новая институция поможет развитию села? Есть план? Наблюдая за развитием ситуации, можно предположить, что его нет. Есть желание определенного круга лиц открыть к 9 мая музей и рапортовать об этом. В заложниках оказались исполнители: им на баланс довесок и вопрос решения «экспозиции», сигнализации и пр. К сожалению, в провинции власть не видит в музее ресурса развития, который может привлекать средства, получать грантовую поддержку на развитие компетенций и проектную деятельность. Я в теме. В этом году мой проект, написанный для Хвалынска, получил поддержку фонда президентских грантов и наш музей создает новую выставку, посвященную юбилею Победы с современными интерактивными панелями, дизайном, концепцией... всего более 500 тысяч рублей. Почему бы не начать сохранение памяти о Талалихине с работы с людьми на местах, местными сообществами, создать фонд, выиграть грант на создание народного музея - общественного пространства. Думаю, что на селе в этом потребности больше, и все это будет иметь саморазвивающийся потенциал, а не требовать ежегодных затрат. Вопрос эффективности важен, и его нужно ставить. Это, конечно, серьезная тема.
Я понимаю, что Софья Вячеславовна, как, впрочем, и большинство проактивных людей, сложный человек. Конечно, я не знаю всей ситуации изнутри, но она прекрасный специалист, которого знают в области и за ее пределами. Объективно фигуры ее масштаба в Вольске больше нет. Все это вокруг прекрасно понимают, поэтому ее терпели и держали. Но смысла, видимо, ей оставаться больше не было. Изменить что-то она не могла, а отсиживаться не позволял темперамент. Я уже неоднократно приглашал Маркушину в Хвалынск, нам такие люди нужны», - пояснил Наумов.