В Энгельсе значительно подорожал ремонт дворовых проездов
11:18, 26 марта 2020
В этом году на территории Энгельсского муниципального района Саратовской области планируется отремонтировать одиннадцать придомовых территорий. На это запланировано потратить 47 млн рублей. В зависимости от заявки, на один двор приходится от трех до пяти миллионов, что почти вдвое превышает показатель прошлого года.
«Дорожный контроль» решил разобраться в причине столь сильного удорожания ремонта и обратился к сметной документации, размещенной на сайте госзакупок, сопоставив ее со сметой ремонта дворов прошлого года. Для сравнения мы взяли дворы в летном городке – микрорайоне Энгельс-1, отремонтированные в 2019 году (дома 53, 58 и 61) и готовящиеся к ремонту в текущем (дома 79, 80, 81).
В результате изучения смет выяснилось, что стоимость ремонта дворовых проездов в 2020 году выросла почти на треть - 2400 рублей за кв.м против 1745 рублей в прошлом году. Столь резкое удорожание произошло из-за того, что в Энгельсе на дворовых проездах для устройства основания почему-то решили использовать ресайклер. Данный механизм используется при ремонте автомобильных дорог и там его эффективность обуславливается тем, что им перерабатывается материал старой дорожной одежды. Но в энгельсских дворах контрактом предусмотрен демонтаж и вывоз старых одежд. Таким образом, теряется весь смысл использования ресайклера, поскольку работать он будет с новыми материалами. Выигрыша в прочности основания ресайклер так же не даст, его прочность будет примерно такой же, как у расклинцованного при помощи катков щебня. Возникает вопрос, чем было обосновано такое решение?
***
Помимо этого, во дворах Энгельса планируется применить новую афальтобетонную смесь – А8ВЛ. Так как на нее Минстроем РФ не установлены сметные расценки, ее стоимость берется из расценок, присланных заказчику потенциальными поставщиками. Если данные поставщики вступили в сговор, то возможно, что и цена на такой асфальтобетон несколько выше рыночной. В итоге стоимость асфальта, запланированного на 2020 год, оказалась в полтора раза выше, чем у примененного в прошлом году стандартного асфальта Б-2.
Еще одним штрихом к удорожанию смет стало обустройство дорожного бордюра. Вместо традиционного бортового камня из бетона марки 400 предлагается установить монолитный борт при помощи специальной машины - бетоноукладчика-планировщика. При этом борт обойдется бюджету дороже и потеряет 1 марку прочности, поскольку будет сделан из бетона марки 350. Также до набора бетоном необходимой прочности его придется еще и оберегать от случайного наезда автотранспорта.
Всего на ремонт дворовых проездов (без учета тротуаров) будет израсходовано 36,6 млн рублей. Нетрудно подсчитать, что с повышением стоимости ремонтных работ на 27%, предполагаемый перерасход денег выходит под 10 млн рублей. Это очень крупная и явно не лишняя сумма, на которую можно было дополнительно отремонтировать 5 дворов. Однако энгельсская администрация по каким-то причинам пошла на удорожание смет, а не на увеличение количества ремонтируемых территорий. В чьих интересах это сделано — вопрос открытый, но интересам местных жителей такие решения явно противоречат.
***
Помимо проездов, во дворах также будут обустроены тротуары. И тут снова Энгельс идет каким-то новым путем. Ни один муниципалитет Саратовской области, участвующий в программе по ремонту дворов, таким образом тротуары не делал. Вместо асфальтированных тротуаров с бордюром энгельсситы получат неармированную бетонную дорожку. Как подобного рода тротуар проявит себя во время эксплуатации — покажет время, но предчувствия недобрые. Единственным плюсом такого подхода можно назвать сильное удешевление ремонта тротуаров.
Если внимательно приглядеться к смете, то бетон мелькает везде, и тут явно прослеживается какая-то бетонная наклонность у заказчика работ.
***
Ситуацию вокруг дворов мы попросили прокомментировать нашего эксперта , доктора технических наук, профессора кафедры "Транспортное строительство" СГТУ Андрея Кочеткова.
«Вместе с «Дорожным контролем» мы с 2016 года следим за ходом выполнения программы по ремонту дворовых территорий, выявляем проблемы и способствуем их устранению. Смета на ремонт дворов Энгельса в 2020 году вызывает удивление. Ее удорожание выглядит необоснованным. Реализация установленных в конкурсной документации проектных решений должна привести к «нецелевому использованию» бюджетных средств национального проекта, так как перепутаны термины ремонта и капитального ремонта, и при проведении дорожных работ будут затронуты конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности. Насколько мне известно, никакого проекта на капитальный ремонт дворов нет, по крайней мере, в конкурсной документации на сайте госзакупок их нет. Это означает, что при проведении ремонта должны использоваться те же материалы, которые применялись ранее, когда двор создавали.
Более того, администрацией Энгельсского района в техническое задание включены устаревшие или неприменяемые в настоящие время нормативные документы, не имеющие отношения к объекту.
Также спорным выглядит решение строительства тротуаров из бетона. Главным критерием тут является обеспечение безопасности передвижения пешеходов, так как макрошероховатость такого покрытия ниже чем у асфальтобетона, что может привести к увеличению травматизма. Вторым аспектом является содержание такой пешеходной зоны: как ее планируется содержать, освобождать от наледи, обычные противогололедные материалы для бетона применять нельзя. К тому же важным является устройство при строительстве термошвов, в противном случае такой тротуар быстро придет в негодность.
От запланированного ремонта однозначно потеряют жители Энгельса, которые недополучат новые дворы. Зато бонусы получит организация, которая по увеличенной стоимости проведет работы» - заключил эксперт.
Торги по дворам Энгельса состоятся на следующей неделе, в понедельник. Пока участвовать в них хочет лишь одна иногородняя фирма, местных подрядчиков отпугивают технические особенности вопроса, что было понятно заранее.
Ремонт тротуаров и общественных территорий в Саратове и Саратовской области проходит в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», включающего в себя федеральный проект «Формирование комфортной городской среды».