Передача транспортного налога муниципалитетам - эффективная отдача от ремонта дорог
09:00, 16 марта 2020
В Саратовской области доходы от транспортного налога должны зачисляться в бюджеты муниципалитетов, что позволит улучшить ситуацию с ремонтом и строительством дорог. С этой инициативой выступил председатель Госдумы Вячеслав Володин, о чем сообщает его паблик в Инстаграме.
Сейчас доходы от транспортного налога поступают в бюджет региона. Однако, по мнению Вячеслава Володина, было бы правильным оставлять эти налоговые средства в том районе или городе, где они были собраны, там, где зарегистрирован автомобиль. Губернатор Валерий Радаев в переговорах с председателем Госдумы поддержал его предложение. Если инициатива будет принята, то в Саратов начнут поступать около 1 млрд рублей собранных налогов. Энгельс в таком случае получит более 300 млн рублей, Балаково - около 200 млн. Эти поступления направят на ремонт, содержание и строительство городских дорог. А за качество дорожной сети будут отвечать непосредственные руководители на местах - главы районов и мэры. Ответственность чиновника за порядок на вверенной территории улучшит качество дорог, так как отчитываться за их состояние будут сами главы.
Тем более что главы лучше знают состояние своих дорог и какие участки в первую очередь необходимо ремонтировать. Но проблема еще и в том, что дорожный фонд области финансирует преимущественно дороги областной собственности. А муниципальные, которые должны ремонтироваться за счет местного бюджета, остаются ущербными, если там нет программы «Безопасные и качественные дороги». Но в ситуации, когда часть областных транспортных артерий уходит на федеральное содержание, у области остаются средства. Их-то и следует передать муниципалитетам.
Подобные меры уже действуют в ряде регионов России. Например, во Владимирской области с 2020 года область и муниципалитеты получают по 50% от поступлений транспортного налога. Губернатор Ростовской области предложил передавать средства от налога в муниципальные бюджеты.
Поставив задачу, Володин ведет ее до конца, доводя до реализации свои планы и инициативы. Так происходит и с этой темой, которой он занимается уже более 10 лет. Первый раз с таким предложением он выступил еще в 2009 году - чтобы транспортный налог оставался на муниципальном уровне, а акцизные сборы шли в областной бюджет, и на них ремонтировались межрайонные дороги. В 2010 году Вячеслав Володин выступил с инициативой сделать транспортный налог целевым, что позволило тратить собранные средства строго по назначению - на ремонт и содержание дорог. Ранее транспортный налог попросту вливался в общий бюджет области. И из транспортных доходов на ремонт дорог выделялось мало. Как результат - полное запущение дорожной сети региона. Ситуация резко изменилась в лучшую сторону, когда эту сферу взял под личный контроль Володин. Совокупный бюджет дорожного фонда Саратовской области резко возрос, причём от года в год идет его значительное увеличение. В основном за счет федерального бюджета, из которого финансируются федеральные проекты и дороги. Теперь стоит задача усилить ремонт дорог на территориях городов.
Свою позицию должно высказать областное правительство, и прежде всего министерство транспорта и дорожного хозяйства области. Для этого ведомства решение будет тяжелым: ему придется поделиться и ресурсами, и сферой влияния. Полномочия минтранса урезаются с двух сторон.
С одной стороны, часть региональных дорог за последние два года по инициативе Вячеслава Володина смогли передать на федеральный уровень. В их числе самые протяженные трассы региона: дороги «Саратов - Озинки», «Саратов - Ртищево - Тамбов» и дорога «Урбах - Алгай», всего более 700 км разбитых дорог. Но работа продолжается: в этом году федерации передадут трассы «Волгоград - Ровное - Энгельс - Маркс -Балаково - Пугачев - Ивантеевка - Самара», «Ртищево - Аркадак - Балашов - Самойловка - Волгоград», дорогу от федеральной трассы «Сызрань - Саратов - Волгоград» через Балаково к АЭС. Их ремонтом и содержанием будет заниматься федеральное ведомство: специально для этого в конце 2019 года было создано подведомственное Росавтодору ФКУ «Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства».
С другой стороны, минтрансу придется передать муниципалитетам права самим ремонтировать и содержать местные дороги. Министр Николай Чуриков должен понимать целесообразность такого предложения и помогать в реализации инициативы, которая исходит от главного депутата области и всей России.
Если эта инициатива будет поддержана областными правительством и думой, то распоряжаться собранными средствами с транспортного налога муниципалитеты смогут с 2021 года.