Суд оправдал обвиненную в мошенничестве с полуторамиллионным грантом главу КФХ
17:47, 10 марта 2020
Саратовский областной суд оправдал главу крестьянско-фермерского хозяйства, которую обвиняли в мошенничестве в особо крупном размере при получении гранта. Об этом сообщает пресс-служба судебной инстанции.
23 декабря 2019 года Новоузенский районный суд вынес фермеру Каримовой приговор по части 4 статьи 159 УК РФ – женщине дали 2,5 года лишения свободы условно. Тогда выяснилось, что 24 июля 2015 года на основании соглашения с Министерством сельского хозяйства регионе ИП Каримовой предоставили грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1,5 млн рублей.
По условиям соглашения она обязана соблюдать цели и условия предоставления денег; давать письменные объяснения, отчеты и документы, касающиеся выполнения графика; обеспечить сохранность и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных; осуществлять предпринимательскую деятельность не менее пяти лет со дня поступления гранта на ее расчетный счет. Всю сумму Каримова направила на приобретение 43 голов племенного скота.
Согласно приговору, женщина не собиралась исполнять обязательства. Желая получить выгоду, она не обеспечила сохранность и забила 18 голов скота калмыцкой породы, а вырученные от продажи говядины деньги потратила по своему усмотрению. После этого дважды в год Каримова предоставляла в минсельхоз отчеты об использовании гранта, в которых не сообщала об уменьшении числа приобретенных на средства гранта животных.
Каримова не согласилась с выводами суда и решила обжаловать приговор. Судебная коллегия Саратовского областного суда пришла к выводу, что нарушение условий соглашения женщиной и факт совершения ею мошенничества не подтвержден исследованными ранее доказательствами.
По закону о наличии умысла могут свидетельствовать заведомое отсутствие у лица реальной возможности исполнить обязательства по договору, использование поддельных документов и другие моменты. Однако в каждом конкретном случае необходимо с учетом всех обстоятельств дела установить, что лицо заведомо не намеревалось исполнять свои обязательства.
Согласно имеющимся в деле сведениям Новоузенской станции по борьбе с болезнями животных, на 6 августа 2019 года в наличии у ИП Каримовой имелось 116 голов крупнорогатого скота и 4 лошади. К этому периоду поголовье скота выросло, в хозяйстве имелись пять единиц сельскохозяйственной техники, 631 гектар сельхозугодий, на зимний период 2019/2020 годов запасен корм для скота. Поэтому утверждение суда первой инстанции о наличии умысла или отсутствии реальной возможности выполнить свои обязательства, по мнению коллегии, является необоснованным и противоречит как материалам дела, так и реальному положению дел в фермерском хозяйстве. Приобретенная порода забитых животных не была предназначена для длительного выращивания и относилась к мясным, возможность забоя скота предусматривалась соглашением сторон. К тому же предоставление Каримовой в министерство неверной информации в отчетах о хозяйственной деятельности не повлияло на фактическое целевое использование гранта. Ведомство также могло расторгнуть с фермером соглашение в добровольном или судебном порядке, но не сделало этого.
В итоге апелляционная инстанция решила отменить приговор районного суда и оправдать женщину. За Каримовой признали право на реабилитацию.